Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ шестый на десять




С шестнадцатого вопроса начинались вопросы об аллилуйи. Спрашивалось, во-первых: до Стоглавого собора потрижды ли аллилуйя читали или подважды?

Прежде нежели будем рассматривать, как ответил Денисов на этот и следующие однородные с ним вопросы, считаем неизлишним предварительно разъяснить, в чём состоит пререкание между старообрядцами и православными по вопросу об аллилуйи и с которого времени начались в русской церкви пререкания по сему вопросу.

В древлеписьменных и харатейных книгах встречается иногда единственное, или и двойственное аллилуйа в конце каких-либо песнопений церковных, а особенно в книгах певчих, где тождественного напева второе аллилуйа для краткости оставляется неписанным, как известное, а третие, как имущее особый окончательный напев, пишется, и таковые места в древлеписьменных книгах приводят иногда несправедливо в доказательство о двойственном, или сугубом аллилуйа. Пререкание идёт по вопросу о том, какое аллилуйа, двойственное или тройственное, следует говорить или петь не на окончании некоторых песней, как, напр., Херувимской, но на вечерне по псалме «Благослови душе моя Господа», в утрени на шестопсалмии, на кафизмах, по антифонах и на часах по псалмех – вообще там, где по возглашении аллилуйа приглашается «слава Тебе Боже». Об аллилуйа же без оного приглашения «слава Тебе Боже», употребляемом на конце стихов или по Апостоле пред Евангелием, никогда никакого пререкания не было.

По учению св. церкви должно петь потрижды аллилуйа с приглашением «слава Тебе Боже», как и в ангельской песни трижды поётся Свят и единою Господь Саваоф, с тем разумением, что трижды аллилуйа в честь трёх божественных ипостасей Святой Троицы, а единожды Боже (слава Тебе Боже) ради единого в трёх лицах Божества. Итак, в православном песнопении, по учению св. церкви, исповедуется един Бог в Троице. Старообрядцы же, по определению Стоглава, поют аллилуйа дважды, а в третие приглашают «слава Тебе Боже» с таковым разумением, что «слава Тебе Боже» есть то же, что и аллилуйа. Таким образом, и по их учению аллилуйа поётся трижды в честь трёх Божественных ипостасей Святой Троицы, но в их пении нет той полноты исповедания о Святой Троице, какую имеет православное песнопение, в коем прославляется не только троичность лиц, но и единство божества в Троице.

Старообрядцы с большим укорением относятся к православному пению троекратного аллилуйа с приглашением «слава Тебе Боже», утверждая, что аки бы в нём проповедуется не Троица, а четверица божественных лиц. И напрасно вопроситель не обращает внимания здесь, как и в вопросах о двуперстном и троеперстном сложении руки, на богословский смысл двойственного и тройственного аллилуйа, а становится опять на археологическую точку зрения – говорит не о полноте богословского смысла, заключающегося в тройственном аллилуйа, и отсутствии оной полноты в сугубом, а спрашивает только, как читалось аллилуйа до Стоглавого собора. Если обряд имеет превосходство в догматическом образовании, тогда не может противоборствовать введению его в употребление другой обряд, менее достаточный в образовании богословия, если бы даже и имел за собою одинаковую и даже большую древность, ибо древность обряда должна уступить своё значение точнейшему образованию оным догматов богословия, на котором вся обрядовая сторона имеет своё основание, как доказывается отменою многих древних обычаев, о коих говорится в правилах Лаодикийского собора (пр. 11 и 19) и Шестого Вселенского (пр. 12 и 101).

Рассмотрим теперь, с которого времени начались в российской церкви пререкания, или прения о пении аллилуйа. Первое определительное повеление о том, как петь аллилуйа на псалмопениях, изданное у нас церковною властию, относится к 1419 году. Митрополит Фотий писал послание во Псков, где излагал устав службы церковной и как совершать молитву в дому тем, которые по каким-либо обстоятельствам лишатся церковной службы. Здесь он пишет и об аллилуйи на псалмопении, сице: «А что ми пишете о аллуги. и на славах сице глаголи: слава Отцю и Сыну и Святому Духу и ныне и присно в веки веком амин. аллугиа. аллугиа. аллугиа. слава Тобе Боже. аллугиа. аллугиа. аллугиа. слава Тобе Боже. аллугиа. аллугиа. аллугиа. слава Тобе Боже»52. Здесь важно то, что послание было писано во Псков за полвека ранее споров об аллилуйи, возникших при преподобном Евфросине. Это показывает, что тогда, при Фотии митрополите, как во Пскове, так и в Москве, и в Греции божественное аллилуйа на псалмопениях троили: ибо Фотий митрополит был грек родом, рукоположен в Константинополе, знал обычаи церкви Константинопольской лучше, нежели кто-либо, временно в Греции бывший; а так как он был московским митрополитом, то и противу обычая своей митрополии писать не мог бы; если он троении аллилуйи писал во Псков, то кольми паче сделал бы о том замечания в Москве, если бы здесь был обычай двоить аллилуйа с приглашением «слава Тебе Боже». На послание митрополита Фотия ссылались и псковичи во время споров об аллилуйи с преподобным Евфросином, – говорили ему: «Кир митрополит киевский, московский и всея Русеи Фотий… своею печатию печатлев, присла грамоту, яж и доныне лежит во святей Троице. В ней же написано сице: аллилуйа. аллилуйа. аллилуйа, слава Тебе Боже. аллилуйа. аллилуйа. аллилуйа. слава Те(бе) Боже. аллилуйа. аллилуйа. аллилуйа. слава Тебе Боже». Также и сам списатель жития преподобного Евфросина свидетельствует, что во Пскове во всех пяти соборах и во всех приходских церквах и во всей окрестности аллилуйа троили; и, кроме того, говорит, что многие из троящих аллилуйа прославлены Богом: «Господи, Ты веси, яко многи в чюдесех просияша и в великих знамениах троящи божественная аллилуйа». Подтверждает о тройственной аллилуйа и преподобный Евфросин Псковский. Он писал жалобу на псковичей Евфимию, архиепископу Новгородскому, что его укоряют за двоение аллилуйи, называя еретиком, и просил, чтобы воспретил чинить такое ему поругание. Но святой Евфимий жалобе преподобного Евфросина на псковичей не внял и псковичам делать преподобному Евфросину таковую укоризну не возбранил: значит, и сам он разделял мнение псковичей о троении аллилуйи. А что и в Нове-городе, как и во Пскове, аллилуйа троили, это подтвердил Стоглавый собор в следующих словах: «что во Пскове и во пьсковской земли по многим монастырем и по церквам. да и в ноугородской земли по многим же местом до днесь (до Стоглавого собора) говорили трегубую аллилуйа» (Стоглав гл. 42). А что Фотий митрополит писал во Псков действительно о тройственном аллилуйа, а не о двойственном, как после, именно в 17-м веке, изменили написанное в его послании, это подтверждается не только указанным древнейшим списком его послания, но и старописьменной Триодью, хранящеюся в Синодальной Библиотеке под № 462. Здесь по окончании всех служб на обороте 335 листа есть две греческие подписи, старинным связным почерком написанные, из коих первая в русском переводе гласит: «Сия книга приложена в митрополию от святейшего митрополита всея России господина Фотия: и кто восхощет отнять сию (книгу), да имеет клятвы трех сот осмьнадесяти богоносных отцев и их отлучение». В сей Триоди на листе 334-м написано по-гречески: α λ λ η λ ο υ ι α α λ λ η λ ο υ ι α ἁ λ λ η λ ο υ ὶ α δ ο ξ α σ ο ι ο Θ ε ο ς, т. е. аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, докса си о Теос (слава Тебе Боже). Итак, во времена Фотия митрополита, то есть в начале 15-го века, в русской церкви употреблялось и церковная власть требовала употреблять тройственное аллилуйа.

В письменных памятниках, сохранившихся от того времени и ближайшего к нему, мы находим указания и на то, как смотрели тогда на двоение и троение аллилуйи на славах.

В сборнике старописьменном конца 14-го или начала 15-го века, принадлежавшем Новгородской Софийской библиотеке53, «в уставе о петьи мефимона» читается (л. 15 на об. ): «Иже мнози поют подвоицю алелугиа а не втрегубна, на грех себе поют. пети алелугиа, алелугиа, алелугиа слава Тобе Боже. Алелугиа речется пойте Богу, то Отцу. второе пойте Богу, а то Сыну. а се третье пойте Богу, а то Святому Духу. Таже слава Тобе Боже. Первое пой алилугиа трижды Пресвятей Троице Отцу и Сыну и Святому Духу, а се единому Богу в Троице сущю: слава Тобе. Пой же вся со крестьяны, но потрижда, а не подвожда. Аще ли подважда, то разлучаешь Отца и Сына и Святаго Духа»54.

Точно так же написано и в другом рукописном сборнике 16-го века, хранящемся в Моск. Синод. Библиотеке под № 682 (по Описанию № 330), на обороте 213 листа, но здесь впоследствии всё это место кто-то зачеркнул. В этом же сборнике на обороте 20 листа написано: «и егда довершит 100 молитв, потом глаголет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и в векы веком аминь, аллугиа. аллугиа. аллугиа. слава тебе Боже. 3. сие с поклоны». Но и здесь впоследствии третье аллилуйа зачёркнуто киноварью (см. Описан. рукописей Моск. Синод. Библиот. II, 3, стр. 740 и 741). Ясно здесь и то, что в древности строго требовалось употреблять тройственное аллилуйа, и то, что после ревнители сугубой аллилуйи тщились уничтожать в книгах указания о тройственной аллилуйи.

В Макарьевской Минее за месяц Август (Синод. Библ. № 183, л. 586 об. ): «Аще кто поет по двоица аллуиа, а не по 3-жды. то разлучает Святую Троицу. иже поют мнози подвоицы аллугиа, а не трегубна, на грех собе поют и на осуждение. тако подобает пети: аллугиа. аллугиа. аллугиа. слава тебе Боже. аллугиа же речется пойте Богу. то Отцу. а се 2-е пойте Богу. а то Сыну. а се 3-е пойте Богу. а то Святому Духу. таже слава тебе Боже. 1-е пой аллугиа трижды Пресвятей Троици, Отцу и Сыну и Святому Духу, а се единому Богу в Троици сущу слава себе Боже. Пой же всяк крестьянин то 3-жды, а не по 2-жды. еще ли по дважды, то разлучает Святаго Духа от Отца и от Сына».

Свидетельства сии показывают, как строго требовалось употреблять на славах тройственное аллилуйа и как точно изъяснено было его значение. Между тем явились ревнители сугубой аллилуйи, требовавшие употребления оной в церкви на славах и давшие своё произвольное толкование как самому слову аллилуйа, так и троению и двоению оного.

Один из учеников преподобного Евфросина Псковского по довольных летех его преставления написал его житие, в котором, аки бы явлением Пресвятыя Богородицы и препод. Евфросина научен будучи о тайне аллилуйи, даёт ей сицевое толкование: «И пришед Богородица, ста с преподобным близ возглавиа моего… и приложи много прочее глаголати к мне. нужу ми творять трояще божественная аллугиа, и сего ради въспиши таину сию, еяже аз Богородица тебе повелеваю. и прение вначале напиши о сей тайне, о нейже пророци молишася, и возжелеша ю хотением Святаго Духа. и напиши сице: да въскреснет вскресни Господи да взнесется рука твоя. И сему плотскому божественному воскресению не имут веры жестокосрьдии жидове. и о сем блазнятся еллини. и сего ради латынове безверием недугуют… понеже въскресению распятаго Христа присно не веруют55. и сего ради тех делма дважды да глаголется правоверными божественная аллугиа, понеже и в той есть тайна въскресениа Христова, Сына и Слова… и сего ради да двоится воистину правоверными божественная аллугия. прьвие дважды да глаголется в прославление Отцу: аллугиа. аллугиа слава тебе Боже. и сиа таина: въскресе, въскресе в божестве и человечестве56. и слава ему яко Отец вседръжитель есть Бог неотступен божеством своим единочада Слова Сына своего Христа. и Христос (не) отступивыи вчеловечениа Святаго Духа, Божества Отцу. Идеже бо Отец, ту и Сын Слово неразлучно влоне ему есть. а идеже Сын Слово Божие, ту и существо Святаго Духа Бога вчеловечение. и се есть свершен Отец и всынением Духа един в Троицы славится, и удвоением божественнаго аллугиа познавается и славится. И пакы же второе глаголется дважды. Божественная аллугия глаголется дважды в славу, единочадаго ради Слова Божиа: аллугиа (аллугиа) слава тебе Боже, то же есть: вскресе, вскресе Христос Сын Божий подобен Отцу. и слава Ему. яко и неразлучен с ним Божеством и человечеством. и вплощениа же ради Святаго Духа Сын Божий наречется, а вскресениа ему ради свершен Бог познавается и славится… Третицею же пакы дважды глаголется божественаа аллугиа. глаголется в прославление Святому Духу, яко да неработен будет Отцу и Сынови Пресвятый Дух. понеже и Святыи Дух Бог есть и того непреложное вчеловечение и всынение Христос и единочадо есть Слово без истлениа Отцу. таже бо глаголется аллугиа, аллугиа слава тебе Боже. сиречь вскресе, вскресе, слава ему, яко неразлучное действо всынение Святаго Духа57 Христос вскрес, вскрес Бог и человек и того ради равная слава Святому Духу. яко же слава Отцу и Сынови. и того делма и тем Святый Дух Бог свершен познавается, един в Троици неразлучном ему вчеловечением. И удвоением божественаго ему аллугиа познавается и славится в двою естеству, Бог и человек»58.

И вот такое-то мнимое откровение, столь противное православному учению веры, проповедующее, что аки бы вочеловечился и Бог Отец, аки бы и Дух Святой такожде воплотился и славится во двою естеству, Бог и человек, – такое мнимое откровение Стоглавый собор положил в основание своего определения о двойственном аллилуйа: «Известно уведехом от списателя жития преподобнаго отца нашего Ефросина новаго чюдотворца Псковского, как его ради святых молитв извести и запрети Пречистая Богородица о трегубной аллилуйи, и повеле православным христианом говорити сугубую аллилуйю, а в третие слава Тебе Боже. И того ради отныне православным христианом говорити двоегубая аллилуйа. а втретьи слава тебе Боже, и якоже святая соборная церковь имея и предаде. а не трегубити аллилуи, якоже прежде сего во Пскове говорили, и по многим местом, а в четвертое приговаривали слава тебе Боже. Сиа несть православных предания, но латынская ересь, не славят бо Троицу, но четверят. и Святаго Духа глаголют от Отца и от Сына исходяща. и тем раболепна Святаго Духа творят. и того ради не подобает святыя аллилуйи трегубити, но дважды глаголати аллилуйа, а втретеи слава тобе Боже. понеже бо поевреиски аллилуйа, а по нашему поруски слава тебе Боже».

Из этого откровения Стоглавого собора видно, что хотя он и положил в основание своему законодательству о двойственном аллилуйи откровение, бывшее якобы ученику преподобного Евфросина, однако сам же оказал к нему и недоверие. Ибо в откровении, бывшем якобы ученику Евфросина, аллилуйа толкуется «воскресе», а Стоглавый собор говорит, что аллилуйа значит «слава Тебе Боже»; в откровении нечестиво повелевается двоением аллилуйа возвещать воскресение Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого в двух естествах, к чему направлена вся его сила, а Стоглавый собор повелевает аллилуйа глаголати в честь трёх ипостасей Святой Троицы. Таким недоверием и явным противоречием откровению, написанному в Житии Евфросина, Стоглавый собор поколебал доверие и к своему собственному определению о сугубой аллилуйи, которое основал именно на этом откровении, исполненном еретичества. Как в самом деле судить о соборе, который, полагая в основание своего определения мнимое откровение, сам тут же противоречит ему? Как судить и о соборном определении, основывающемся на откровении, которому сам же собор противоречит?

Должно заметить ещё, что и сам Стоглавый собор истолковал аллилуйа несогласно древним церковным учителям: по свидетельству св. Афанасия Великого, «аллилуйа толкуется похвала живому Богу»59, а не «слава Тебе Боже».

Итак, определение Стоглавого собора о сугубой аллилуйи, основанное на откровении, бывшем якобы списателю Жития Евфросинова, и противоречащее даже этому мнимому откровению, никак не может внушать к себе доверия и не может быть признано правильным. Посему-то московский собор 1667 г. и отменил сие определение Стоглава, равно как произнёс строгий, но справедливый суд над мнимым откровением об аллилуйа в Житии Евфросина. Сам же, постановив употреблять на славах трегубое аллилуйа, сделал точное и обстоятельное изложение содержащегося в нём смысла. Это соборное положение считаем полезным привести здесь:

«Святая Христова восточная и апостольская церковь, от святых Апостолов, и святых Богоносных отцев и вселенских учителей прият сию Ангельскую песнь, сиречь аллилуйа, в божественном пении во учиненных местех глаголати: аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава тебе Боже, сице 3, якоже видится и писана во многих греческих, и славянороссийских древних рукописных харатейных книгах. И то сие являет, и сие разумеет православно святая восточная и апостольская церковь: аллилуйа Отцу, аллилуйа Сыну, аллилуйа Святому Духу; таже: слава тебе Боже; или хвала Отцу, хвала Сыну, хвала Святому Духу. Глаголюще сице аллилуйа 3-жды, таже слава тебе Боже, являем и исповедуем, яко в Троице и во единице Бог; сиречь: трижды аллилуйа ради триипостасного (исповедания); и еже приречем: «слава тебе Боже», являем и исповедуем, яко Троица един Бог есть, а не три Бози. Якоже поет святая церковь: святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас. И в сей ангельской песни такожде разумеем, якоже и во аллилуйи, а Божестве Троицу и единицу: святый Боже – Отец; святый крепкий – Сын; святый безсмертный – Дух Святый; таже помилуй нас, а не помилуйте нас. Се, еже со трисвятым, исповедуем в трех ипостасех быти Бога; и еже помилуй нас, едино Божество. Един бо Бог Троица, а не три. И херувимская песнь: свят, свят, свят, Господь Саваоф, подобне являет, якоже аллилуйа, и святый Боже. Трижды свят, ради триипостаснаго Божества; и Господь Саваоф, ради единого существа. Свят Отец, свят Сын, свят Дух Святый; таже Господь Саваоф: сиречь, Господь сил, по Дионисию Ареопагиту. Се убо един Господь сил Святая Троица, а не три Господы. Сице и во аллилуйи: трижды ради Троицы; и слава тебе Боже, ради единицы: зане Бог в Троице и во единице славословится, и веруется, и исповедуется»60.

Дабы видеть, как правильно и согласно учению православной церкви изложено это соборное определение о трегубом аллилуйа, мы приведём некоторые отеческие свидетельства, подтверждающие оное и служащие для него основанием.

1) Св. Афанасий Великий в толковании на 104-й псалом говорит: «Аллилуйа значит: хвала невидимому. Говорят, что сим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые отцы, сами слышавшие ангельское пение»61. Тот же св. отец, как бы дополняя сии слова, говорит в другом месте: «досточтимые сии живые существа (серафимы) троекратным возношением славословия, взывая: свят, свят, свят, показывают три совершенные ипостаси, а единым произношением слова Господь – выражают едину сущность»62.

2) Св. Григорий Богослов, подтверждая сии слова Афанасия Великого, пишет: «Якоже рече великогласый Исайа (о серафимах), двема убо крылома лица своя покрывают, двема же ноги, прочима же двема летают, и вопиют: свят, свят, свят Господь, славяще Святую Троицу треми святьбами, собираемыми во едино господьство. Воеже бо глаголати потрищи свят, три составы назнаменуют; а воеже прирещи единою Господь, едино являют Божество, якоже и Афанасию Великому любомудрствовася»63.

3) Св. Иоанн Дамаскин в послании к Ердану архимандриту о трисвятой песни говорит: «Чего убо ради не тысящу крат святый (т. е. свят) воспевали (серафимы)? и чего ради не два крат, або три крат, або четыре крат, або тьмами Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы твоея, серафимы воспевали? Но свят убо трикрат: свят, свят, свят; Господь же единова, акибы указующе три святыя ипостаси, а едино господствование трех и едино владычество, и слава, и существо, и божество»64.

Св. Иоанн Дамаскин приводит о сем свидетельства и некоторых древнейших вселенских учителей, именно:

4) Св. Епифания: «свойственно реченно от ангелов, яже не два крат, або четыре крат свят глаголют, но три крат, развие иже трех ипостасей число являют, во едином и божество и господьство едино»65.

5) Св. Кирилла Александрийского от слова шестого, еже о Святой Троице: «Исайя божественный, видех убо, рече, Господа Саваофа, седящаго на престоле превысочайше и превоснесенне, и исполнен славы дом его, и серафими стояще окрест его: шесть крыл единому, и шесть крыл другому; двема убо закрываху лица, двема покрываху ноги, и двема летали, и вопияли един ко другому, еже в начале убо трое, а скончено во единьство и в едино господьство свещение. Се явственне рекл: понеже Господа Саваофа пением прославляли, иже есть един Бог во трех ипостасех славимый, глаголали: свят, свят, свят, три ипостаси показующе: а Господь Саваоф едино Божество и господьство являет»66.

6) Св. Василия Великого, из послания ко Амфилохию о Святом Дусе: «Яко глаголют серафими: свят, свят, свят, Господь, (не) ненаучении же от Духа Святаго, елико крат есть благочестно воспевати тое прославление, зане неблагочестно два крат, або четыре крат; точию три крат и едино крат: потри крат убо свят, Троицы ради ипостасей: едино крат же Господь единаго ради существа, единаго царства».

7) Св. Григория Нисского, в первом слове против Евномия: «трисвятым пением явственно проповедано о трисвятой Троице: ибо трикраты воспето свят – лиц троица: единова воскрицано Господь, едино есть естества и господьства»67.

После сих свидетельств из творений св. отцов не излишне привести сказанное в «Беседах к глаголемому старообрядцу»:

«Нет ли в священном писании славословия сего рода, которое служило бы верным образцом славословию церковному? Ответ на сие не трудно найти у пророка Исайи в главе 6-й в стихе 3-м, где написано следующее славословие серафимов: свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь вся земля славы Его. Вот небесный образец для славословия церковного!

«В божественную литургию внесено самое сие славословие с малою только переменою слов: вся земля на слова небо и земля. Для других частей богослужения св. церковь составила славословие по примеру сего серафимского, взяв за основание оного слово аллилуйа, встреченное в псалмах, из которых составлена бó льшая часть молитвословий вечерни, утрени и часов. Сравните сии два славословия, и само собою окажется правильное произношение последнего.

«Свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь небо и земля славы Твоея».

«Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе Боже».

«Утроением одного и того же восклицания знаменуется троичность и равенство ипостасей Божества. А следующим затем одним дополнительным славословием знаменуется единство Божественного существа, которому приносится славословие. Если беспристрастен ты, старообрядец, то должен признать, что сей образ славословия и правилен, и с самым словом Божиим совершенно согласен, и что, напротив, гораздо менее правилен тот, который предписан Стоглавым собором»68.

Из приведённых свидетельств открывается следующее:

Первое. При митрополите Фотии, который в 1419 г. писал послание в Псков с ясным повелением троить аллилуйа (и, надобно полагать, раньше м. Фотия), в Москве господствующим обычаем было троение аллилуйи на славах, ибо для псковичей иной, отличный от московского обычай пения аллилуйи митрополит Фотий писать не мог; неоспоримо также, что и в Греции тогда аллилуйа троили, ибо митр. Фотий родом был грек и, как человек, удостоенный быть митрополитом, не мог не знать греческого обычая о аллилуйи и, зная его правильность, не мог от него отступить. Также и в самом Пскове и в Новгороде аллилуйа тогда троили, как засвидетельствовано о сем и списателем жития преподобного Евфросина и Стоглавым собором. Итак, до митр. Фотия и при митрополите Фотии в русской, как и в греческой церкви господствующим обычаем было троение аллилуйи, так что о сугубом аллилуйа и сам преподобный Евфросин до кончины живота своего пребывал в сомнении; и обычай сей господствовал до Стоглавого собора. Сугубое же, или двойственное аллилуйа возникло после тройственного и господствующим обычаем сделалось в России уже только после Стоглавого собора.

Второе. Двойственное аллилуйа не только не имеет исторического первенства пред тройственным, но не имеет и правильного догматического основания. Сам Стоглавый собор в основание своего определения о нём привёл только одно откровение списателю жития преподобного Евфросина, в коем содержится учение, противное христианской, на седми вселенских соборах утверждённой православной вере, – проповедуется воплощение и воскресение Бога Отца и Бога Духа Святого в божестве и человечестве. Таковое мнимое и противное православию откровение не может быть твёрдым основанием для законоположения об аллилуйи. А когда основание не твёрдо, то и самое законоположение не может иметь крепости непреложного закона. Притом же и сам Стоглавый собор не признал правильным толкование сего откровения, что аллилуйа значит «воскресе», – истолковал, что аллилуйа значит не «воскресе», а «слава Тебе Боже», и этим сам же показал своё недоверие откровению и сам же поколебал основание, на котором утвердил своё постановление о сугубой аллилуйи. Итак, обычай двоить аллилуйа на славах не имеет твёрдого основания – ни исторического, ни догматического.

Третие. Собор 1667 г., будучи собором бó льшим собора Стоглавого и по праву каноническому имея власть рассмотреть его постановления и по недосмотрению неправильно установленное исправить, рассмотрел действительно, на чём Стоглавый собор основал своё постановление о сугубой аллилуйи, и нашёл, что откровение списателю жития Евфросинова, послужившее для него основанием, не согласно с православным богословием, и посему отменил постановление Стоглавого собора о двойственном аллилуйа, как на несправедливом основании законоположенное, и восстановил древний, существовавший до Стоглавого собора обычай троить аллилуйа на славах. И своё определение о тройственной аллилуйи собор 1667 года утвердил на основаниях истинно православных, вполне согласных учению православной церкви, изложенному в писаниях святых отец, как показывают приведённые нами свидетельства.

Ясно таким образом, что старообрядцы несправедливо обвинили св. церковь за троение божественного аллилуйа, а паче несправедливо за сие отделились от св. церкви.

Теперь будем рассматривать, что говорит Денисов в защиту сугубого аллилуйа и в оправдание старообрядцев, отделившихся от церкви за употребление трегубого аллилуйа. И, во-первых, что ответил он на шестнадцатый вопрос иеромонаха Неофита?

Здесь в доказательство древности и правильности двоения аллилуйи Денисов приводит свидетельства 1) «от древних книг», писанных до Стоглавого собора, 2) «от возбранения» на тех, которые тогда пели аллилуйа потрижды, и 3) «от всеобдержного обычая», засвидетельствованного староцерковными книгами.

1) В первом отделе он сослался сначала на пять древних рукописей, которые называет поимённо; но где хранятся эти рукописи и где он видел их, этого не указал, и чрез это сам же отнял возможность проверить его ссылку на рукописи и судить об её достоверности.

Затем Денисов ссылается на послание Фотия, митрополита Московского, во Псков. Но Фотий митрополит в своём послании во Псков, как мы уже говорили, писал не о двойственном, а о тройственном аллилуйа с приглашением слава Тебе Боже. И что писал именно о тройственном аллилуйа, это свидетельствуется древнейшим списком его послания, о котором мы выше упоминали, и тем, что сами псковичи в спорах с преподобный Евфросином в защиту трегубой аллилуйи ссылались на собственноручное послание к ним митрополита Фотия, против чего не возражал и преподобный Евфросин, как мы упоминали же выше. Итак, не подлежит ни малейшему сомнению, что Фотий митрополит писал во Псков не о двойственном, а тройственном аллилуйа. И если Денисов видел список Фотиева послания с наставлением о сугубой аллилуйи, то это мог быть разве список 17-го столетия, испорченный каким-либо ревнителем сугубой аллилуйи, каковую неподлинность его Денисов должен был приметить, зная даже из Жития преп. Евфросина, что м. Фотий писал во Псков именно о трегубом аллилуйа, если только не видал и сам древних списков его послания. Итак, Денисов несправедливо сослался на послание м. Фотия во свидетельство о сугубом аллилуйа и эту неверную ссылку сделал, надобно полагать, намеренно и сознательно.

Далее, в-седьмых, ссылается Денисов на «Псалтырь со возследованием» митрополита Киприана, «самого его руки письма», в которой «на полунощнице и на ексапсалмех и по непорочных тропарех писано на ряду: аллилуйа, аллилуйа, слава Тебе Боже». Но где находится эта собственноручно писанная м. Киприаном Псалтырь, он опять не указывает. Ныне считается Киприановою следованная Псалтырь, принадлежавшая прежде библиотеке Троицкой Сергиевой лавры, а теперь находящаяся в библиотеке Московской Духовной Академии. Мы рассматривали эту Псалтырь. В ней в начале, на двух новых белых листах, наклеены бумажные полоски другого цвета с надписью почерком семнадцатого столетия, что Псалтырь принадлежит Живоначальной Троицы монастырю и что она митрополита Киприанова письма. В самой же рукописи ни тем же почерком, каким она писана, ни современным ей или близким по времени нет засвидетельствования, что её писал собственноручно митрополит Киприан. Значит, она считается рукописью собственной руки Киприана только на основании упомянутых, теперь наклеенных на новые листы подписей позднего времени сравнительно с самою рукописью. А между тем почерк Псалтыри совершенно не сходен с почерком находящихся в Синодальной Библиотеке рукописей митрополита Киприана, Служебника и Требника. И если одну из этих последних, тоже разного письма, признать подлинною, самим Киприаном писанною, то Псалтырь необходимо признать писанною не митрополитом Киприаном69. К подтверждению этого может служить и следующее обстоятельство. В синодальном Киприановском Требнике 8-й член Символа веры в двух местах написан так: «и в Духа Святаго истиннаго», без «Господа»; а в Псалтыри Символ написан с обоими речениями: и «Господа», и «истиннаго». Нельзя думать, чтобы митрополит Киприан, муж просвещённый, мог допускать в своих собственноручных рукописях столь различное начертание и чтение Символа веры, зная, какую важность имеет правильное его начертание и чтение. И, так как Требник несомненно «писан» Киприаном, как значится в его надписи (хотя бы даже синодальный экземпляр и не был собственноручным), то и надобно полагать, что Псалтырь писана не им самим, иначе пришлось бы допустить, что сам он употреблял неодинаковое чтение Символа веры, т. е. допустить невозможное. Можно думать, что Псалтырь только принадлежала Киприану, и это обстоятельство впоследствии, в XVII в., послужило основанием выдать её за писанную самим Киприаном. Во всяком случае, Псалтырь эта есть книга келейная и может служить только свидетельством, что в Сербии частно употреблялось иногда двойственное аллилуйа, но никак не может служить доказательством, что будто бы оно употреблялось и обязательно в Москве и во всей русской церкви. Если бы так было, то митрополит Фотий никак не решился бы изменять в русской церкви двойственное аллилуйа на тройственное и так гласно и властно писать во Псков наставление о троении аллилуйи. А если бы он решился сделать такую перемену, то об этом сохранилась бы память, особенно во времена, довольно близкие к событию. Во времена псковских споров об аллилуйи при преп. Евфросине троившие аллилуйа ссылались в утверждение своего обычая на грамоту митрополита Фотия, и двоившие аллилуйа могли бы сослаться в свою защиту на предместника Фотиева, митрополита Киприана, если бы о том было что-либо в его писаниях и если бы он действительно требовал сугубить аллилуйа, а митрополит Фотий отменил его распоряжение или вообще существовавший на Москве обычай. Но из тогдашних защитников двоения аллилуйи никто на митрополита Киприана не ссылался, и защитникам троения аллилуйи, ссылавшимся на митрополита Фотия, никто не говорил, что он отменил обычай, существовавший или введённый при митрополите Киприане. Это служит твёрдым доказательством, что никаких письменных и иных свидетельств и наставлений об аллилуйи от митрополита Киприана не было, и ссылка на Псалтырь его, подлинность которой притом подлежит сомнению, не имеет того значения, какое усвояют ей, как свидетельству о древности сугубого аллилуйа, Поморские Ответы.

В-осьмых, Денисов сослался на Псалтырь руки Исаакия молчальника, ученика преподобного Сергия, но также не указал, где оная сохраняется. В книгохранилище лавры преподобного Сергия её не обретается70, и тем возбуждается сомнение относительно самого её существования.

Далее (под числами 10, 11, 13, 14, 16 и 17) Денисов ещё указывает во свидетельство о сугубом аллилуйа на шесть рукописей позднейшего времени, но где они хранятся или где тогда хранились, также не указывает и этим опять лишает свои доказательства доверия.

Ещё (под числом 12-м) Денисов ссылается на Степенную книгу, в которой повествуется об этом, но это событие, уже близкое по времени Стоглавого собора, а самая книга в сей её части составлена и ещё позднее, почему и самое событие могло быть описано в духе того времени.

Сослался, конечно, Денисов (под числом 15-м) и на писание Максима Грека о двойственном аллилуйа. Но подлинность этого писания Максимова подлежит сомнению, которое подтверждается и следующим. В толковой Псалтыри перевода Максима Грека, хранящейся в Хлудовской Библиотеке71, в толковании на 104 псалом аллилуйа толкуется «хвала Богу», а в слове, на которое указывает Денисов, аллилуйа переведено: слава Тебе Боже. Мог ли Максим Грек так противоречить себе в переводе Псалтыри и в слове об аллилуйи, если бы слово сие действительно писал он? Посему и справедливо сомневаются в его подлинности. Впрочем, об этом далее будем говорить более подробно.

Привёл Денисов (под числом 3) в утверждение двойственного аллилуйа и Житие преподобного Евфросина Псковского. Но выше мы показали уже, что содержащееся в сем Житии откровение исполнено неправославных мнений о воскресении Бога Отца, о вочеловечении Св. Духа и проч. Посему доказательство это, приводимое Денисовым в утверждение сугубого аллилуйа и горе и долу, не только не может быть признано достоверным к утверждению двойственного аллилуйа, но и паче подаёт о нём сомнение, как имущее столь тяжкие догматические погрешения.

Итак, Денисов не представил основательных доказательств ранее Стоглавого собора в подтверждение древности и правильности двойственного аллилуйа, как-то: доказательство от повеления епархиальной власти, или от всеобщего обычая церковного, или от согласия с полнотою догматов веры, каковые доказательства представлены нами выше о тройственном аллилуйа. Посему остаётся несомненным, что троение аллилуйи должно иметь предпочтительность пред двоением оной, как более согласное с полнотою исповедания догматов веры о Св. Троице, выражающее и троичность лиц, и единосущие Св. Троицы, и как составляющее всеобщий церковный обычай, предписанный высшею епархиальною властию и утверждённый впоследствии великим Московским собором.

2) Во втором показании Денисов приводит свидетельства, в коих тройственное аллилуйа возбраняется. Здесь он прежде всего подробно говорит опять о явлении Пресв. Богородицы списателю Жития преподобного Евфросина, во время коего Богородица якобы строго воспретила православным троить аллилуйа. Но приведёнными выше подлинными выписками из Евфросинова Жития мы со всею очевидностию показали, что в описанном здесь именуемом откровении списателю Жития такие проповедуются ереси, которых и злейшие еретики не дерзали говорить, – проповедуется, что аки бы и Бог Отец, и Бог Дух святой воплощались и воскресли в двух естествах, в божестве и человечестве… Свидетельство, проповедующее такие ереси, может ли иметь силу? и содержащееся в нём возбранение трегубой аллилуйи может ли иметь какое-либо значение? Напрасно Денисов усиливается придать ему силу и значение; всякий истинно православный христианин должен отвергнуть его, как еретическое, и содержащемуся в нём запрещению троить аллилуйа не может поэтому усвоить никакого значения.

Во-вторых, приводится Денисовым во свидетельство запрещение тройственного аллилуйа в слове Максима Грека. Но мы говорили уже, слово это в толковании об аллилуйи не согласно с переведённой Максимом Греком толковой Псалтырью. В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...