Замечание на ответ шестдесят шестой
Замечание на ответ шестдесят шестой Здесь вопроситель обвиняет поморян в том, что они смущают простой народ ложным учением о кресте четвероконечном, называя оный не крестом, но сению и крыжем. Денисов с уклончивостью отстраняет от себя обвинение – говорит, что народ сам, а не от них, поморцев, но «от самых вещей» получил сомнение относительно никоновских нововведений, в том числе и относительно четвероконечного креста, ибо-де знал, каким крестом прежде печатали просфоры и каким стали печатать после Никона, принуждая к тому якобы гонениями. Но оправдание Денисова слабо. Не говоря уже о несправедливости того, что он пишет о народе, якобы хорошо знающем древние обряды, и о насильственном якобы введении новоисправленных книг, достаточно заметить, что человек учёный и начитанный должен был недоумение народа не усиливать своею лживою проповедью, но должен был вразумлять народ и уяснять ему, что хотя и был обычай печатать просфоры крестом осмиконечным, но и тогда в священнодействии самим священником на агнце полагался крест четвероконечный, ибо он праве и преки знаменовал его копием, посему и печатать просфоры сим крестом более прилично, а когда Денисов и его сообщники от народа всё это скрывали и в изменении полагаемой просфорнею печати указывали народу изменение веры, то справедливо подлежали за это обвинению в распространении раскола.
Замечание на ответ шестдесят седьмой В вопросе сказано: слышится, что инии крест четвероконечный крестом нарицают, но определяют его местом – говорят, что ему подобает быть в церкви на ризах священника и на прочих священных вещах, а не на просфорах; скажите, где о том писано?
Денисов ответствует, что аки бы и действительно такой обычай издревле был в церкви, и что крест четвероконечный имел и должен иметь только определённое место, от коего, а не сам по себе и почитание приемлет, потому-де и на просфорах быть ему не следует. Это неправда Денисова обличается следующим. Если бы кресту четвероконечному не следовало быть на просфорах, то и самому священнику не было бы дозволено церковию на отделённой для агнца просфоре изображать копием четвероконечный крест, равно как не совершались бы и все таинства под знамением сего креста. В Евангелии же учительном в слове на Воздвижение Креста Господня ясно говорится, что крест четвероконечный не от места приемлет честь, но сам освящает место, идеже начертан бывает. Здесь читаем: «Сего бо ради подобно Господь приемлет крестом смерть: крестный образ, на четыре страны разделяем от посреднего знамения, вся показует, яко божественным естеством содержимо суть. Вышняя убо вышним рогом содержима суть, нижняя же нижним, посредняя двоими странами. (Ниже). Идеже бо начертан бывает крест, благословляет и освящает, просвещает и вся спасеная дает. (Ниже). Сего ради возношающе его и поклоняющеся, вознесшегося на нем Христа величаем и прославляем». Да не подумает кто-либо, что сказанное здесь относится не к четвероконечному кресту, но к осмиконечному, как действительно кривосказует Денисов, именуя высотою титлу креста, а глубиною подножие. Что в словах Учительного Евангелия речь идёт именно о четвероконечном кресте, это видно из следующего. Говорится, во-первых, что крест от «посреднего знамения», которое св. Иоанн Дамаскин называет слогом, или сгвождением, «на четыре страны разделяется». Ясно, что от посреднего знамения, или сгвождения, на четыре страны разделяемый крест есть крест четвероконечный. Говорится далее: «вышняя убо вышним рогом содержима суть». Здесь опять ясно под вышним рогом разумеется верхняя часть четвероконечного креста, от посреднего знамения, или сгвождения, вверх простирающаяся, и разуметь под оною титлу осмиконечного креста значит делать очередную натяжку. И паки: «нижняя страна», или рог, есть нижний конец четвероконечного креста. И об этом-то кресте говорится здесь: «идеже начертан бывает, освящает вся». И действительно, все таинства под его печатию в св. церкви освящаются. И о сем-то кресте говорится далее в Учительном Евангелии, что, поклоняющеся ему, «вознесшегося на нем Христа величаем и прославляем». Итак, и совершением таин под знамением креста четвероконечного, и приведённым свидетельством Учительного Евангелия явственно доказывается, что крест четвероконечный не от места приемлет честь, но, идеже начертан бывает, сам освящает вся, и надлежит ему поклонятися. В доказательство того, что крест четвероконечный будто бы сам требует освящения, старообрядцы указывают на то (чего, однако, Денисов не указал), что священники прежде ограждают его на ризах крестным знамением, а потом уже целуют. Ответствуем: не крест на ризах ограждают священники крестным знамением, на самыя ризы благословляют. Ибо и на просфорах положенный, согласно требованию Денисова, осмиконечный крест также священник ограждаем копием крестообразно трижды, равно благословляет и кадило, на котором имеется осмиконечный крест; но, конечно, и сами старообрядцы не станут отвергать, что здесь не крест осмиконечный ограждается, но хлеб и кадило, иначе им пришлось бы допустить, что и крест осмиконечный требует освящения. Подобно сему и на ризах, как мы сказали, священники не крест четвероконечный, на них положенный, ограждают крестным знамением, но ризы, а самый крест сей, оградивши сами себя крестным знамением, целуют. Если священник благословит, т. е. оградит крестным знамением какую-либо вещь, не имеющую на себе крестного изображения, как, например, принесённые в церковь плоды, то, осенив рукою крестообразно, не целует их; значит, целуя по благословении риз изображённый на оных четвероконечный крест, он воздаёт честь сему кресту и показует, что не воображение креста освящал благословением, но вещество, требующее освящения.
Денисов, чтобы унизить четвероконечный крест и показать его не святым и не освящающим, говорит, что он изображается и в святцах для означения праздников, и на монетах, и на земле при размежевании. Но употребление четвероконечного креста в святцах являет, напротив, его святость, а на златицах у древних греческих царей полагали не один крест, но и образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, как видим на монетах императоров Иоанна Цимисхия (963–975 г. ), Мануила Комнина (1143–1150 г. ), Алексия Комнина (1180–1183 г. ). Неужели Денисов будет отметать и поклонение образу Спасителя и Богородицы, потому что они изображались на златицах? А о положении креста на земле, или на размежеваниях, должно соблюдаться 73-е правило Шестого Вселенского собора, воспрещающее начертывать на земле изображение креста и начертываемые некоторыми совсем изглаждать.
Итак, Денисов не согласно действию и учению церкви сказал, что аки бы крест четвероконечный от места приемлет честь; напротив, сам он, «идеже аще начертан будет, вся освящает и вся спасенная подает», и поклоняемся ему, а отметайся его силы отметается его священия и сам себя лишает данного нам оружия на лукавого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|