Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ восемдесят седьмый




Замечание на ответ восемдесят седьмый

Заключая ряд вопросов о соборе 1667 года, бывшем с волею всего востока, Неофит спрашивал наконец: «аще не приемлете сей собор, то всей вселенней будете противницы, и чесо ради не приемлете? – скажите вину».

Денисов уже более пространно и с дерзкими клеветами на п. Никона и патриархов восточных повторяет в этом ответе то же, что говорил в предыдущих, а именно, говорит, что они, поморцы, потому не приемлют собор 1667 г., что якобы не хотя изменить апостольских и соборных преданий (о двуперстии, сугубом аллилуйа и проч. ), которые содержали чудотворцы российские, и они вслед за ними твёрдо содержат, но которые отверг собор 1667 г.

Неправду говорит Денисов, утверждая, что якобы они, поморцы, содержат предания святых Апостол и святых отец. По учению слова Божия, в церкви первее положи Бог Апостолы (1Кор.   12: 28), иже суть строители таин Божиих (1Кор.   4: 1), к ним бо глаголано бысть: имже отпустите грехи, отпустится им, и имже держите, держатся (Ин.   20: 23). Преемники же Апостолов суть епископы, как свидетельствует 14-е пр. Неокесарийского собора; и в толковании 55-го пр. св. Апостол епископы именуются главою церковного телесе, а пресвитеры – по подобию рук. Беспоповское же общество, к которому принадлежал Денисов, епископов, преемников апостольских, и от них поставленных иереев не имеет – подобно телу, не имущему главы и рук, лишено таин Божиих, лишено причастия тела и крови Христовы, не имеет ключей царства небесного на оставление грехов. И таковое общество, не имущее ни главы, ни рук, не имущее жизни (ибо, по слову Спасителя, тот, кто не вкушает плоти Сына Человеческого, не пиет крови Его, живота не имать в себе (Ин.   6: 53), – общество, воссмердевшее от согнивших струпов греховных (ибо не имеет строителей таин Божиих, приимших от Бога власть оставлять грехи), – и таковое-то общество, не стыдясь, заявляет, что будто бы оно содержит апостольские предания, которые содержали российские чудотворцы! Российские чудотворцы действительно содержали всё апостольское предание, а беспоповское общество какие апостольские предания содержит? Стихиры и каноны? Но при Апостолах стихиры и каноны ещё не были составлены; по свидетельству Книги о вере, они явились даже после вселенских соборов. Денисов первым апостольским преданием, неизменно хранимым в его обществе, поставляет двуперстное сложение для крестного знамения. Но Апостолы проповедовали святую Троицу и единого от Троицы воплотившегося Сына Божия, а не то, какие и как слагать персты. Указывает двойственное аллилуйа, но и оно прежде Евфросина и бывшего якобы ученику его откровения, исполненного дотоле неслыханных ересей о воплощении Бога Отца и Св. Духа, за догмат веры никем не принималось. А отметать четвероконечный крест Апостолы не только не учили, но, напротив, сами поклонялись ему, как о том свидетельствует житие св. Апостола Андрея (Книга о вере, гл. 15). Итак, беспоповцы не предание апостольское содержат, но повинны в отметании апостольских преданий.

Кроме российских святых, Денисов ещё ссылается здесь на патриархов Иеремию и Феофана, похваливших то благочестие, которое якобы они, поморцы, содержат, но мы уже достаточно показали в замечании на 1-й ответ, что патриархи сии не были общниками их учения.

Здесь же Денисов в оправдание своего непокорения собору 1667 г. указывает опять на непокорение Никона присутствовавшим на сем соборе патриархам за сие изливает на него всю свою ярость. Но разве поведение одного человека может служить к осуждению всей вселенской церкви, если бы даже Никон не повиновался собору в чём-либо, касающемся учения веры? А Никон и пререкание имел с своими судиями не о вере, а только по своему личному делу.

Итак, Денисов не оправдал и не мог оправдать себя в сопротивлении собору 1667 г. или паче всей церкви вселенской, и посему законно подлежит вместе с своим обществом обвинению в грехе раскола церковного.

 

Замечание на ответ восемдесят осьмый

В вопросе своём Неофит говорит не о каком-либо из предметов разномыслия между старообрядцами и церковию, а касается только личностей. Он поставляет на вид разум царя Феодора Алексеевича, а паче Петра Великого, их заботу и тщание о государстве и церкви, и спрашивает поморцев: неужели сии государи «не могли узрети и разсудити вредная и полезная, ведущая ко спасению и к пагубе? » и как вы «хощете более знати самодержавнейших и Святейшего Синода? с каковым смыслом мудрых себе поставляете и всех верных на вселенней ни во что вменяете? »

Денисов, по обычаю, ответил льстивыми похвалами царям, а наипаче Петру Великому, потом довольно искусно обратил вопрос против самого Неофита, спрашивает его: ужели и он считает себя мудрее царей Михаила Феодоровича, Феодора Иоанновича, Иоанна Васильевича и проч., содержавших якобы то же благочестие, которое содержат поморцы и которое охуждает якобы Неофит? а в заключение говорит, что они, поморцы, не почитают себя мудрейшими их царских величеств и всей вселенной, а только для спасения душ своих имеют всепокорное древлеправославной церкви последование.

Но если бы поморцы и все старообрядцы действительно заботились о спасении душ своих и о последовании древлеправославной церкви, а не имели духа самомнения, то они должны были бы ужаснуться своего отделения от вселенской церкви, ибо кроме её нет спасения (Катех. Вел. 9-й чл. веры), и приступили бы к беспристрастному рассмотрению причин, по которым отделяются от вселенской церкви, достойны ли они разделения, а не пребывали бы с ожесточением и без правильного рассмотрения в отделении от вселенской церкви.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...