1.1.2. Товарная стоимость как элемент капиталистической экономической системы
Как уже выяснено, единственной мерой, которая могла бы приравнивать друг к другу различные товары, по мнению Карла Маркса, является величина затраченного на производство товара труда, который принимает характер общественно-необходимого («…стоимость каждого товара определяется количеством труда, материализованного в потребительной стоимости товара, рабочим временем, общественно необходимым для его производства»[11]). Под человеческим трудом подразумевается «…расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д... »[12]. Меновая пропорция устанавливается посредством отношения количества труда, овеществленного в одном товаре, к количеству труда, овеществленного в другом товаре («Стоимость одного товара относится к стоимости каждого другого товара, как рабочее время, необходимое для производства первого, к рабочему времени, необходимому для производства второго»[13]), такого труда, который еще принимает на себя свойства общественного труда (труда в общих общественных условиях производства), с сопряжением общественной необходимости этого труда (о чем далее). Сама величина труда определяется количеством затраченного труда, которое измеряется в продолжительности этого труда («Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определенных долях времени, каковы: час, день и т. д. »[14]), продуктом труда («Поскольку продолжительность рабочего периода определяют по количеству доставляемых товаров (по количеству продуктов, которое обычно выбрасывается на рынок в качестве товара)…»[15]), интенсивностью труда («Но один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше; а труд, для того чтобы он мог служить мерой, должен быть определен по длительности или по интенсивности, иначе он перестал бы быть мерой»[16]) и по иным разумным критериям. Товарная стоимость определяется количеством труда, тогда как, например, рыночная стоимость товара образуется с учетном условий рыночного отчуждения товаров товара («Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости — товарные стоимости»[17]). Труд, овеществляемый в товаре, можно представить в виде индивидуального труда и общественно-необходимого труда. Это уточнение потребовалось потому, что предположение в качестве меры овеществленного индивидуального труда терпит крах, ибо, по словам того же Маркса, выходило бы, что товар стоит тем больше, чем «…ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара»[18]. Также необходимо, чтобы товар был нормального качества[148], ведь продажа товара нехорошего качества будет реализацией товара ниже его стоимости[149]. Дальнейшее доказательство определения в качестве меры именно определенного труда, общественно-необходимого, сводится к тому, что производство носит общественный характер, и осуществляется это общественное производство посредством одного и того же человеческого труда, так что, поэтому, если большинство агентов общественного производства применяет для производства более-менее одинаковые затраты человеческой рабочей силы, то именно эта затрата является необходимой в условиях этого общества («Но тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы»[19]). Эта ориентировка на общественно-необходимую рабочую силу осуществляется посредством конкуренции между производителями. Каждый из производителей и посредством личного участия в производстве товаров может лично фиксировать величину затраченного человеческого труда на производство одного товара (путем расчёта предельных издержек). Но только конкуренция («То, что на изготовление товара должно быть затрачено лишь общественно необходимое рабочее время, при товарном производстве вообще выступает как внешнее принуждение конкуренции, ибо, выражаясь поверхностно, каждый отдельный производитель должен продавать свой товар по рыночной цене»[20]) между производителями показывает, действительно ли стоит этот товар той цены, которую установили при начальном вынесении этого товара на рынок («Конкурентная борьба ведется посредством удешевления товаров. Дешевизна товаров зависит caeteris paribus [при прочих равных условиях] от производительности труда, а последняя — от масштаба производства»[21]). Так, например, ускоривший процесс производства производитель снижением цен на свои товары дает понять другим производителям, что снизились затраты общественной рабочей силы на производство товаров («…без разрешения нашего ткача и за его спиной пришли в движение традиционные производственные условия ткачества холста. То, что вчера несомненно представляло рабочее время, общественно необходимое для производства аршина холста, сегодня перестало им быть, и владелец денег энергично демонстрирует нашему приятелю это обстоятельство, указывая ему на цены, назначенные различными его конкурентами»[22]). Это – проявление конкуренции в первом приближении, где конкурируют производители одной сферы производства, и где конкуренция ведется именно удешевлением товаров. Этот вид конкуренции единственен в абстрактной модели капиталистического производства в первом томе, где рассматривается только лишь конкуренция между производителями одной сферы производства. С расширением параметров модели далее Марксом, о чем будет еще сказано, вводится конкуренция между капиталистами разных сфер производства. Этот вид конкуренции, конкуренция между производителями разных отраслей производств, устанавливает цену товаров следующим образом: «…конкуренция устанавливает общую норму прибыли как раз тем путем, что превращает стоимости товаров в средние цены, в которых часть прибавочной стоимости одного товара перенесена на другой товар, и т. д. »[23]. Оба механизмов конкуренции имеют одинаковую сущность, перераспределение всей совокупности стоимости между собой, поскольку каждый товар есть лишь единица всех товаров, то и стоимость этих товаров есть лишь часть («И в самом деле, стоимость каждого индивидуального аршина есть лишь материализация некоторой части того общественного труда, который затрачен на все количество аршин»[24]), получаемая делением всей совокупной стоимости на количество этих товаров. Это позволяет в последующем приближении рассмотрения капиталистического производства вводить то, что товар вообще не обязан продаваться по своей стоимости. Так, значима лишь совокупная прибыль, источником которой является авансированный капитал при ставке нормы прибыли. Прибавочная стоимость может распределятся неравномерно между капиталистами («…капиталист продает товар, представляющий собой продукт особой отрасли или особого производства или особой сферы производства, отнюдь не по той стоимости, которая содержится в самом этом товар…следовательно, масса прибыли, получаемой этим капиталистом, не тождественна с массой прибавочной стоимости, прибавочного труда, или неоплаченного труда, овеществленного в продаваемых им товарах»[25]; «…он может в среднем реализовать в своем товаре лишь столько прибавочной стоимости, сколько ее приходится на долю этого товара как продукта определенной части общественного капитала»[26]). Понятно, что в этом случае предполагается обмен не эквивалентов («…будет продавать свой товар по цене в 120, какова бы ни была стоимость этого товара, — равна ли она 120, больше ли она этой суммы или же меньше ее, т. е. независимо от того, составляет ли неоплаченный труд, содержащийся в данном товаре, 1/5 авансированного на него труда или же не составляет»[27]). Поэтому указать производителю, сколько действительно стоит его товар, может только цена товара, подверженная влиянию конкуренции между разными производителями.
Особенно ощущает это уравнивание рыночных цен мелкая буржуазия, ведь развитое общественное производство предполагает, по Марксу, такое производство, которое сконцентрировало в себе капитал, и этим стало общественным участником производства, так что сам обмен товаров по стоимости движет общество к такому рациональному состоянию, чтобы крупные общественные производители, при производстве товаров, ориентируясь на стоимость, затрачивали только необходимую затрату рабочей силы («…различные сферы производства постоянно стремятся к равновесию, потому что…закон стоимости товаров определяет, какую часть находящегося в его распоряжении рабочего времени общество в состоянии затратить на производство каждого данного вида товара»[28]), поэтому мелкими участникам рынка, например, занятым в сфере домашнего производства, скорее всего, применяются несовершенные средства производства, так что они во время производства даже близко не смогут овеществить индивидуальный труд, по продолжительности который был бы близок к общественному труду. Именно поэтому, к слову, по Марксу, и должна происходить пролетаризация мелкой буржуазии как капиталистическая тенденция.
Конкуренция предполагает одностороннее определение цены со стороны продавцов, ведь, по мнению Маркса, «Стоимость товаров выражается в их ценах раньше, чем они вступают в обращение, следовательно она — предпосылка обращения, а не результат его»[152]. Это представление опровергает мысль, будто покупатели и продавцы прямо имеют представление о овеществленных в товарах количества труда, так что именно в их взаимодействии в трудовой теории стоимости образуется меновая пропорция. Покупатели и продавцы не должны знать о количествах заключенного в своих товарах труда («В буржуазном обществе господствует fictio juris [юридическая фикция], будто каждый человек, как покупатель товаров, обладает энциклопедическими познаниями в области товароведения»[153]). Количество труда, овеществленного в продукте, охватывает не только количество труда, вновь присоединенного рабочим непосредственно в процессе производства, но и количество труда, овеществленного в средствах производства, применявшихся для изготовления продукта труда («В то время как производительный труд превращает средства производства в элементы образования нового продукта, с их стоимостью совершается своего рода переселение души. Из потребленного тела она переселяется во вновь сформированное»[29], что показано Марксом на практическом примере производства: «Рабочее время, необходимое для производства хлопка, есть часть рабочего времени, необходимого для производства пряжи (хлопок является ее сырым материалом), а потому оно заключено в пряже. Точно так же обстоит дело с рабочим временем, необходимым для производства того количества веретен, без снашивания или потребления которого хлопок не может быть превращен в пряжу»[30]), поскольку свойством человеческого производительного труда является не только создание стоимости, но и сохранение стоимости («Живой труд должен охватить эти вещи, воскресить их из мертвых, превратить их из только возможных в действительные и действующие потребительные стоимости»[31]). Разные элементы средств производств переносят стоимость неравными частями. Сырой материал («…предмет труда, уже профильтрованный процессом труда, и который сам уже является продуктом труда»[32]) производственной промышленности, вспомогательные средства производства (топливо для машин), продукты отходов, полностью переносят свою стоимость на новый продукт труда. Орудия же производства переносят свою стоимость на продукт лишь частями. В продукте воплощается лишь та старая стоимость, потребительная стоимость (являющаяся носителем этой стоимости) которой утрачивается при производственном процессе («Они (ред. средства производства) передают продукту только ту стоимость, которую они утрачивают как средства производства»[33]). Если средство производство утратило полностью свою потребительную стоимость быть, собственно, средством производством, то и стоимость этого средства производства полностью переносится на продукт, а если средство производство после процесса труда продолжает функционировать как средство производства (как, например, машина, здание), то, соответственно, лишь часть товарной стоимости этой потребительной стоимости переносится на продукт процесса производства.
Так, стоимость отходов производства, хоть и не воплощенных в продуктах, входят в стоимость товаров, поскольку они невозвратно истратили свою потребительную стоимость–быть средством производства («Для того чтобы произвести 100 ф. пряжи, потребительную стоимость 15 ф. хлопка приходится превращать в пыль. Следовательно, гибель этого хлопка есть условие производства пряжи. Именно поэтому он и передает свою стоимость пряже»[34]). Переносят постольку, поскольку хлопок полностью утрачивает свою способность быть далее средствами производства, но без утраты которой (способности) конечный продукт труда не может быть произведен. Средства же производства, являющиеся основным капиталом, лишь частями переносят свою стоимость на продукт труда, поскольку после окончания локального производственного акта эти орудия труда продолжают функционировать в качестве средств производства («Предположим, что она сохраняет свою потребительную стоимость в процессе труда только 6 дней. В таком случае она в среднем утрачивает за каждый рабочий день 1/6 своей потребительной стоимости и потому передает дневному продукту 1/6 своей стоимости»[35]). Количество труда, овеществленного в продукте, переменно. Так, если на рынке обращался товар, продававшийся по своей стоимости, но во время своего обращения произошла революция в стоимости его составных частей, то соответственно этому изменению стоимости уменьшается стоимость и самого товара, обращающегося на рынке, поскольку изменяется количество овеществленного в нем общественно-необходимого труда в данный момент времени («Если изменяется рабочее время, общественно необходимое для производства товара…то это оказывает обратное действие на старый товар, который всегда играет роль только отдельного экземпляра своего рода стоимость которого всегда измеряется общественно необходимым трудом, стало быть, всегда измеряется трудом, необходимым при существующих в данное время общественных условиях»[36]). Издержки обращения не добавляют никакую стоимость к товарам, поскольку, они издержки, «…, необходимые для того, чтобы превратить стоимости из товарной формы в денежную форму»[37]. Поэтому из издержек лишь издержки, вытекающие из процесса производства, могут добавлять стоимость к товарной стоимости товаров, поскольку их производительный характер лишь «затушевывается формой обращения»[38]. Производственный характер этих издержек тем отличается от характера издержек, не добавляющих никакую стоимость к товарам, что эти издержки воздействуют добавочным трудом на продукт труда, между тем как издержки, не добавляющие стоимость к продукту, лишь изменяют форму товара из товарной в денежную («…издержки обращения, вытекающие лишь из превращения формы товара, не прибавляют к нему никакой стоимости. Это — просто издержки по реализации стоимости, или издержки, необходимые для того, чтобы перевести ее из одной формы в другую»[39]). Примером издержек, добавляющих стоимость к продукту, являются издержки по сохранению товаров (поскольку добавочный труд воздействует для сохранения потребительной стоимости, неизменно утрачиваемой при хранении товаров; стоит отметить, что здесь также важна общественно-необходимая составляющая этих издержек, поскольку слишком долгое хранение товаров, например, по причине отсутствия продаж, не может добавлять стоимости («В таком случае (ред. в случае задержки в обращении) товарный запас является уже не условием непрерывной продажи, а следствием того обстоятельства, что товары не удается продать. Издержки остаются те же, но так как теперь они вытекают исключительно из формы, а именно из необходимости превратить товары в деньги, и из затруднительности этого метаморфоза, то они не входят в стоимость товара, а представляют собой вычет, потерю стоимости при реализации стоимости»[40]); поскольку, это является лишь проблемами индивидуального капиталиста, и если его конкурент может предложить товар, хранящийся менее продолжительное время, то, следовательно, слишком продолжительное хранение товаров одним капиталистом не приняло всеобщий характер), транспортные издержки («Но потребительная стоимость предметов реализуется лишь в потреблении их, а это последнее может сделать необходимым их перемещение, следовательно, сделать необходимым дополнительный производственный процесс транспортной промышленности»[41]). К издержкам, не добавляющих стоимость, относятся издержки обращения, например, упаковка, сортировка. В целом можно объединить источники стоимости (овеществленный мертвый труд, живой труд, издержки производства) как источники, являющиеся необходимыми условиями для производства и продажи продукта. Так, например, функции, ранее присущие капиталисту, отданные для осуществления иным агентам, или осуществляемые самим капиталистом, что не имеет значения («Природа самой этой функции не изменяется…вследствие отделения ее от производительных функций, придатком к которым она была, ни вследствие ее выделения в самостоятельную функцию особых агентов, которым она исключительно поручается»[42]), не являются необходимыми условиями для производства и продажи продукта, поскольку осуществляются из-за личной прихоти капиталиста, потому и не добавляют стоимость к товару. Например, ведение бухгалтерского учета со стороны целостного капиталиста ведется «в свободное от производства время»[43], ведение бухгалтерского учета «…и потребляемые им при этом средства труда, как, например, бумага и т. д., представляют собой дополнительную затрату рабочего времени и средств труда, которые, правда, необходимы, но составляют вычет как из времени, которое он мог бы употребить производительно, так и из средств труда, функционирующих в действительном процессе производства, принимающих участие в образовании продукта и стоимости»[44]. Видно, что это ведение бухгалтерского учета, по Марксу, никоим образом не принимает в действительном процессе производства, это ведение не воздействует добавочным трудом на продукт труда, а лишь помогает капиталисту планировать организацию своего предприятия. В дальнейшем будут высказаны критические замечания к данному представлению об издержках производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|