Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.1.3. Механизм формирования цен, колеблющихся вокруг своих средних цен




2. 1. 1. 3. Механизм формирования цен, колеблющихся вокруг своих средних цен

Цены товаров подвергаются во время обращения действию рыночных обстоятельств, обстоятельств обращения. К этим обстоятельствам относятся у Маркса совершенно разные обстоятельства. Но одними из важнейших являются спрос и предложение. Оба этих обстоятельства, спрос и платёжеспособность[48], отклоняют рыночные цены от своих предельных величин (средних цен). Примечательно, что спрос и платёжеспособность (спрос формирует монопольную цену, между тем как в обычных условиях обращения товаров спрос монопольную цену не формирует, а является обстоятельством, колеблющем рыночную цену) встречаются на стадии обращения повсеместно. По логике изложения, выходит, что спрос и платёжеспособность в этих случаях сводят цены товаров, стремящихся к средним ценам как к своей предельной величине, к ценам другого рода. Цены этого рода подобны монопольным ценам в той плоскости, что обе эти категории подвержены влиянию спроса и платёжеспособности покупателей. Эти рыночные цены также формируются односторонним движением со стороны покупателей. Итак, спрос и платёжеспособность отклонили траекторию движения цен товаров к своей предельной величине. Рыночные цены товаров отклонились от средних цен, но есть одна специфическая особенность этого отклонения рыночных цен товаров из-за влияния спроса и платёжеспособности в плоскости марксистской политэкономии. Как и в случае с монопольными ценами, определение цен товаров спросом и платёжеспособностью покупателей не ведет к какому-нибудь отклонению от закона стоимости, а все также происходит в полном соответствии определению товаров стоимостью.

2. 1. 2. Резюме вышеизложенного

Итак, первый факт, который подлежит установлению, такой, что марксистская теория объясняет не ценообразование товаров, или, меновую пропорцию обменного акта (в первую очередь, устоявшихся общественных обменных актов), а пытается удостоверить всех, что важно лишь то, что посредством продажи всей совокупности товаров, капиталисты изымают такую совокупную массу прибавочной стоимости (прибыли), которая соответствует, как к своему эквиваленту, количеству изъятого прибавочного труда рабочих. Интересно будет проследить краткой ход перехода Марксом от одних пунктов своих рассуждений к другим (что представляет собой переход от рассмотрения одних абстрактных моделей с определенными параметрами, более отвлеченных от реальности для, как казалось Марксу, «облегчения», к другим абстрактным моделям, более приближенных к реальности). Так, в 1 томе Маркс, действительно, пытался объяснить именно ценообразование товаров стоимостью. Этому соответствует то, что по его же словами, всякая теория стоимости должна предполагать обмен товаров по своим эквивалентам («В своей чистой форме процесс обращения товаров обусловливает собой обмен эквивалентов»[1]), ведь обмен не эквивалентов противоречит всякой теории стоимости. Между тем уже в 3 томе ясно видно, что монопольные цены, закупочные цены и цены, отклонившиеся от своей траектории стремления к средним ценам из-за спроса и платежеспособности покупателей, или скрытно в предшествующих книгах, обмениваются не по своим эквивалентам, но являются вполне себе реальным явлением в жизни капиталистической экономики. В самом начале товары обменивались по своим стоимостям (первое приближение: «В своей чистой форме процесс обращения товаров обусловливает собой обмен эквивалентов»[1]), а далее, с приближением к реальности, товары могли и не обмениваться по своим стоимостям (когда при повышении производительности труда производитель продает товары выше индивидуальной стоимости, ниже общественной стоимости: «Следовательно, если капиталист, применивший новый метод, продает свой товар по его общественной стоимости в 1 шилл., он продает его на три пенса выше его индивидуальной стоимости и таким образом реализует добавочную прибавочную стоимость в 3 пенса»[65]), но посредством внешних движений они стремились к этому (второе приближение – конкуренция между капиталистами одной отрасли производства в 1 томе). Конкуренция между производителями в одной отрасли производства сводит цены товаров к общественным стоимостям (ценам, представляющих собой выражение общественно-необходимого труда для производства определенного товара; категория необходимо-общественного труда представилась сразу, поскольку товары у Маркса никогда не обменивались по своим индивидуальным стоимостям; примечательно, что Марксом заявляется: «…действительной стоимостью товара является не его индивидуальная, а его общественная стоимость…»[66], между тем, конкуренция сводит стоимость не к наличной общественной стоимости, а к величине индивидуальной стоимости, которой лишь еще предстоит представится «общественной стоимостью»). Далее конкуренция дополнилась конкуренцией между производительными капиталистами уже разных сфер производства (третье приближение – в 3 томе), конкуренцией, которая сводит рыночные цены товаров к средним ценам («Действие конкуренции состоит в выравнивании прибылей, т. е. в сведении стоимостей товаров к средним ценам»[67]). Еще здесь товары, хоть и в одних лишь идеальных понятиях, обмениваются по общественным стоимостям в дополненном смысле (в таком дополненном смысле, что действительная общественная стоимость товара образуется равномерным перераспределением всей совокупности прибавочной стоимости на всех капиталистов). И лишь после этого Маркс объяснил ценообразование монопольных цен и дал этим механизм для объяснения также и цен, как просто отклоняющихся от своих траекторий посредством влияния спроса и платёжеспособности покупателей, так и закупочных цен, по котором торговые капиталисты закупают товары у производительных капиталистов. Нужно помнить, что все эти моменты сопровождали весь ход рассуждений Маркса и не упоминались, или упоминались лишь частично, лишь потому, что для их рассмотрения еще не приходило время, сколь рассматривались абстрактные модели, предназначенные, по мнению Маркса, для более легкого понимания процессов экономики.

Второй факт, который подлежит установлению, такой, что представление спроса и предложения у Маркса отличается от современного представления спроса и предложения. Если у современных экономистов спрос и предложение рассматриваются как обстоятельства однородные, и возникают из какого-то общего механизма, то у Маркса эти обстоятельства разнородны и вообще возникают от разных источников. Так, спрос у Маркса идет рядом с платёжеспособностью, возникает от покупателей, так что спрос формирует цены, отклоняющиеся от внутреннего движения к своим предельным величинам (средним ценам). Предложение же, наоборот, имеет своим источником производительных капиталистов, сопровождает определение цен «сверху», так что оно сопровождает внутреннее движение цен к своим предельным величинам (средним ценам). Поэтому у Маркса спрос и предложение есть абсолютно разные обстоятельства, не сводимые друг к другу кроме как своей особенностью колебать рыночные цены. Помимо этого, видно, что в определении цен той или иной категории у Маркса принимает участие лишь одно одностороннее движение (определение цены, стремящейся к средним ценам, продавцами, и определение цен, отклоняющихся от движения к средним ценам, покупателями). В предлагаемой же мной гипотезе предполагается объединить все эти движения (и со стороны покупателей, и со стороны продавцов) воедино и объяснять, например, монопольные цены, не только «спросом и платёжеспособностью покупателей»[48], то есть, одним движением со стороны покупателей, но и движением со стороны капиталистов, так что движение со стороны покупателей представляет собой лишь один момент в определении ценности товаров.

Ясно, что представление о перераспределении прибавочной стоимости необходимо только для того, чтобы свестись рассуждения к такой абстрактной модели, где всякая цена могла бы быть объяснена этим перераспределением стоимости, а для объяснения самого образования цены могли применяться разные механизмы. Так, механизм определения монопольной цены спросом и платёжеспособностью, отличается от механизма определения цены товаров, стремящихся к средним ценам, посредством конкуренции между продавцами товаров. Всякое ценообразование необходимо объяснить из исходных одинаковых посылок, однако, в трудовой теории стоимости, цены стабильных рыночных цен (которые стремятся к средним ценам) образуются в результате одного лишь взаимодействия продавцов, а монопольные и закупочные цены уже образуются с участием покупателей, и это признается нормальным, так как теперь любое нарушение можно объяснить перетечкой стоимости от одного пункта в другой пункт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...