Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Критика представлений о формировании цен, отклоняющихся от своих средних цен




2. Критика представлений о формировании цен, отклоняющихся от своих средних цен

2. 1. Механизмы формирования цен

2. 1. 1. Механизмы формирования цен, отклоняющихся от своих средних цен

Закупочные цены, монопольные цены и иные цены, колеблющиеся в результате влияния спроса и платёжеспособности, объединены тем, что эти цены устанавливаются не сведением рыночных цен к средним ценам посредством конкуренции между производительными капиталистами (как посредством конкуренции между производителями одной отрасли производства, так и посредством конкуренции между производителями разных отраслей производства), где средняя цена есть авансированный капитал с приращённой к этому капиталу средней нормы прибавочной стоимости, а посредством иных, дополнительных механизмов.

2. 1. 1. 1. Механизм формирования монопольных цен

Формирование монопольных цен обусловлено влиянием спроса и платёжеспособности покупателей[48]. Именно невозможность определения монопольной цены конкуренцией между продавцами товаров сделала необходимым приращение этого дополнительного механизма определения монопольной цены. Образование дополнительной прибавочной стоимости в результате реализации товаров по монопольным ценам образуется в результате перераспределения прибавочной стоимости от одних капиталистов к другим (обман монополиста пролетария невозможен потому, что если за покупкой товара с монопольной ценой не последовало повышении заработной платы, то капиталист-работодатель не оплатил рабочую силу по стоимости; о противоречии такого представления далее). Перераспределение прибавочной стоимости от одних капиталистов к другим, в сущности, одинаково с сведением рыночных цен к средним ценам как к предельным величинам («Постоянные колебания рыночных цен, их повышение и понижение, компенсируются, взаимно уничтожаются и сами собой сводятся к средней цене, как своей внутренней норме»[46]), поскольку и в одном, и в другом случае происходит перераспределение прибавочной стоимости внутри самого класса капиталистов («Монопольная цена известных товаров лишь перенесла бы часть прибыли производителей других товаров на товары с монопольной ценой. Косвенным образом возникло бы местное нарушение в распределении прибавочной стоимости между различными сферами производства, но такое нарушение оставило бы границу самой прибавочной стоимости неизменной»[58]), что соответствует данному еще в первом томе представлению стоимости одного товара как части всего общественного труда («И в самом деле, стоимость каждого индивидуального аршина есть лишь материализация некоторой части того общественного труда, который затрачен на все количество аршин»[24]).

2. 1. 1. 2. Механизм формирования закупочных цен

Формирование закупочных цен отлично от формирования монопольных цен. Если монопольные цены, о чем четко и прямо сказано Марксом, формирует «спрос и платёжеспособность покупателей»[48], то есть, цены формируются лишь из готовности покупателя платить за товар (стоит заметить, что здесь Марксом игнорируется такой процесс, что цену, на деле, сначала то повышают капиталисты, а покупатели лишь соглашаются на нее или не соглашаются, так что, в действительности, в отличии от представления Маркса, будто цена формируется односторонним движением, где конкуренция между производителями сводит цены к стоимостям движением «сверху» («Стоимость товаров выражается в их ценах раньше, чем они вступают в обращение, следовательно она — предпосылка обращения, а не результат его»[152]), формирование этой цены есть двухстороннее движение, как и в случае со всеми ценами), то формирование закупочных цен Марксом не приведено.

Обычно (не рассматривая спекуляции, хотя это действительное явление экономики), товары продаются производственными капиталистами и покупаются торговыми капиталистами для последующей перепродажи этих товаров для получения с этого торговой прибыли («…капиталистический способ производства…предполагает продажу товаров купцу, а не отдельному потребителю»[59], «Куплено ли Т' окончательным потребителем или купцом, который намерен перепродать его, это непосредственно в деле ничего не меняет»[60]). Можно представить, что получение прибыли торговыми капиталистами с предположением, что их прибыль образуют агенты производства, возможно лишь двумя путями. В первом варианте товар продается производителем торговому капиталисту по цене, ниже его средней цены, так что прибыль торгового капиталиста будет образовываться путем разницы между ценой, полно соответствующей товарной стоимости, по которой товар продается окончательным потребителям, и ценой, величина которой ниже средней цены, по которой торговый капиталист приобрел товар. Во втором, капиталист уплачивает заработную плату рабочим с добавкой, и товары торговым капиталистам продает по полной средней цене товаров, так что торговый капиталист получает торговую прибыль путем образования наценки к покупаемым потребителями товарам, или сам оплачивает товар выше его стоимости, так что производительный капиталист несет просто «убыток».

Первый механизм реализуется путем пониженных цен, называемых оптовыми, на массовые закупки товаров. Именно массовые закупки и производит закупщик товаров, который, впоследствии, перепродает эти товары конечным потребителям («При массовом производстве непосредственным покупателем может быть, кроме других промышленных капиталистов, только оптовый купец»[61]).

Второй механизм в ТТС есть еще и средство перераспределения прибавочной стоимости от производительных капиталистов к торговыми капиталистам, контролирующих продажу необходимых жизненных средств для пролетария (получение прибавочной стоимости происходит путем реализации, например, монопольных цен). К слову, этот механизм может также объяснить получение прибавочной стоимости государственными капиталистами, когда последние включают налоговую ставку в рыночную цену товара. В случае если этими товарами являются необходимые жизненные средства, рыночная цена включает в себя налоговую ставку, а рабочий оплачивается по стоимости его рабочей силы (именно удовлетворение потребностей пролетария, так чтобы воспроизводилась его рабочая сила, и важно, а не размер его заработной платы: «Если бы товар с такой монопольной ценой входил в число необходимых предметов потребления рабочего, он повысил бы заработную плату и тем самым понизил бы прибавочную стоимость, раз рабочему по-прежнему выплачивали бы всю стоимость его рабочей силы. Такой товар мог бы понизить заработную плату ниже стоимости рабочей силы, но лишь поскольку заработная плата превышает границу своего физического минимума»[62]), понятно, что заработная плата только пропорционально увеличивается увеличению рыночных цен товаров, покупаемым потребителем (в данном случае пролетариями), а основную массу налога платит именно капиталист, на которого и должно было ложиться это бремя у Маркса («Мальтус в начале двадцатых годов текущего столетия защищал особый вид разделения труда, согласно которому дело накопления предназначалось капиталисту, действительно занимающемуся производством, а дело расточения — другим участникам в дележе прибавочной стоимости: земельной аристократии, лицам, получающим содержание от государства и церкви и т. д. »[63]). Также этот механизм применяется и для уплаты так называемой «абсолютной ренты» землевладельцам производственными капиталистами, где землевладельцы повышают в одностороннем порядке величину добавления средней нормы прибыли с формированием монопольных цен, так что часть прибавочной стоимости от производственных капиталистов перемещается в сферу землевладельчества путем одностороннего повышения цен товаров со стороны товаров и одностороннего понижения прибыли со стороны производственных капиталистов, так, чтобы происходило перераспределение прибавочной стоимости («Земельная собственность, поскольку для производства — земледелия или добычи сырья — требуется земля, тормозит это выравнивание для капиталов, вложенных в землю, и улавливает известную часть прибавочной стоимости, которая иначе приняла бы участие в процессе выравнивания в общую норму прибыли»[64]), ведь производственным капиталистам приходится поднимать заработную плату рабочим, если рабочий покупает товар у землевладельцев.

В первом случае, цена, устанавливаемая производственными капиталистами, ниже средней цены товаров, так как прибыль торгового капиталиста реализуется посредством именно продажи товара по своей средней цене потребителю. Во втором случае цена, устанавливаемая производственными капиталистами, остается на уровне средней цены товаров, так что прибыль торгового капиталиста реализуется посредством продажи товара выше его средней цены. Оба эти механизма, так или иначе, применяются в действительной капиталистической экономике, но закупочную цену формирует, вероятнее всего, именно первый механизм. Итак, в качестве формирующего механизма примем именно первый механизм.

Рассмотрим первый механизм, где торговые капиталисты получают прибыль от того, что продают товары по их средней цене производства. С представлением самого зарождения действия такого механизма, перед нами предстает капиталист-продавец и капиталист-покупатель сферы промышленности и сферы торговли. Ясно, что в самом первом своем появлении торгового капиталиста, рыночные цены на товары были равны, предположим, средним ценам. Удовлетворяя свои собственные потребности по возрастанию собственного промышленного и постороннего торгового капитала, капиталист-продавец, раз он вообще заинтересован в сохранении своего времени, и имеет интерес возложить «свои» функции на другого человека, должен был снизить цену до таких величин, чтобы совокупная продажа продавцом-покупателем этих товаров давала такую массу прибыли, которая удовлетворяла бы торгового капиталиста. После нахождения, так сказать, перекреста интересов двух этих капиталистов, цены между ними установились на одном и том же уровне. Торговый капиталист получил свою норму прибыли. Ясно, что другие торговые капиталисты должны были бы также вести споры за цену с производительными капиталистами, чтобы цена снизилась на необходимый уровень. И это установление цены, удовлетворяющей торговых капиталистов и производительных капиталистов, есть установление определенной меновой пропорции. Говоря здесь про конкуренцию, конкуренция вообще в данной плоскости может существовать только между самими производственными капиталистами. Эта конкуренция не может сводить начальные стоимости товаров (данные на момент производства товаров), по которым товары закупают торговые капиталисты, к величине, уменьшенной в соответствии с величиной необходимой совокупной прибыли капиталистов. То есть, конкуренция между производительными капиталистами не может снижать товары до уровня, который удовлетворил бы торговых капиталистов, значит, конкуренция между производительными капиталистами не может на своем уровне устанавливать перераспределение прибавочной стоимости от производительных капиталистов к торговым капиталистам. Поэтому цену продажи товаров торговым капиталистам и определяет перекрест интересов торговых капиталистов с производственными капиталистами.

Итак, монопольные цены отличаются от закупочных цен тем, что если первые формирует «спрос и платёжеспособность покупателей»[48], то вторые формирует двухстороннее движение, где принимают самое активное участие и производственные капиталисты, и торговые капиталисты, так чтобы удовлетворить свои потребности. Но общим что в первом случае, что во втором, является механизм объяснения формирования дополнительной прибавочной стоимости перераспределением прибавочной стоимости от одной стороны к другой, или, иначе, убытком одной стороны (в случае с закупочными ценами они прямо у Маркса так и называются, «издержки обращения»), выгодой другой стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...