Андреева Н.Г. УДК 376.1-056.264(07) ББК74.3я7. Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение». Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»
Стр 1 из 58Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ УДК 376. 1-056. 264(07) ББК 74. 3я7 А65 Рецензенты: Г. В. Бабина — кандидат педагогических наук профессор; А. Э. Смирнова — учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов НОУ СОШ «Личность» Андреева Н. Г. А65 Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС, 2008. — 302 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 978-5-691-01504-5. 978-5-691-01606-6 (4. 2). Агентство С1Р РГБ. Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы. Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. УДК 376. 1-056. 264(07) ББК74. 3я7 Андреева Н. Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 8-5-691-01504-5 18ВЫ 978-5-691-01606-6 (4. 2) Введение.......................................................................................................... 5 Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение» Занятие 1. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.................................................. 8 Занятия 2—3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений..................................... 14 Занятие 4. Составление предложений из слов,
данных в правильной грамматической форме.. . 26 Занятие 5. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений......... 32 Занятие 6. Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту..................... 37 Занятие 7. Составление предложений — краткий ответов на вопросы по тексту..................... 43 Занятие 8. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений......... 47 Занятие 9. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений......... 53 Занятие 10. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.............................. 64 Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.. . 69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями................ 75 Занятие 13. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями.............. 82 Занятие 14. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами............................................ 88 Содержание ~^ Занятие 15. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.......................................... 93 Занятие 16. Работа с деформированными предложениями. Занятие 17. Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое
Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст» Занятие 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста....................................................................... 107 Занятие 2. Текст. Основная мысль текста...................................... 112 Занятие 3. Текст. Опорные слова..................................................... 118 Занятие 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок........................................................... 124 Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста............. 130 Занятие 6. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов..................................... 135 Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста................................................................................. 140 Занятия 9—10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания....................................... 152 Занятия 11—12. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения.............................. . 163 Занятие 13. Составление плана текста с обозначенными частями........................................... 172 Занятие 14. Деление текста на части. Работа над планом........................................................ 177 Занятия 15—16. Редактирование текста........................................... 181 Приложение 1............................................................................................. 187 Приложение 2 ...................................................................................... 273 Литература.................................................................................................. 301 «В интересах развития речи учащихся важно, чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них; важно также, чтобы ученики уяснили значимость, иногда незаменимость тех или иных выражений текста и сами пользовались ими вполне сознательно. Это потребует в ряде случаев ■ внимательного языкового анализа». В. А. Добромыслов ВВЕДЕНИЕ Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Развитие связной речи — это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направляет, стимулирует их речевую активность.
Предлагаемое пособие представляет примерное перспективное тематическое планирование и конспекты логопедических занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарущения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система работы по развитию связной речи обеспечит разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Подробный ход занятия содержит большой объем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой материал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений. Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь». Введение Введение
Материал пособия — поурочное планирование логопедических занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2—3 класса) включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия раздела «Предложение» формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями. Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоятельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотрены для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использовать для индивидуальной и фронтальной работы. КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» ТЕМА. Дифференциация понятий «слово», «словосочета- ние», «предложение». Признаки предложения
ЦЕЛИ: • дифференцировать понятия «слово», «словосо- четание», «предложение»; • учить осознавать предложение как минимальную • формировать умения выделять предложения • развивать зрительный и слуховой вербальный ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске. ХОД ЗАНЯТИИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|