Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Андреева Н.Г. УДК 376.1-056.264(07) ББК74.3я7. Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение». Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»




СОДЕРЖАНИЕ


УДК 376. 1-056. 264(07) ББК 74. 3я7 А65

Рецензенты:

Г. В. Бабина — кандидат педагогических наук профессор; А. Э. Смирнова — учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов НОУ СОШ «Личность»

Андреева Н. Г.

А65 Логопедические занятия по развитию связной речи млад­ших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС, 2008. — 302 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

 978-5-691-01504-5.  978-5-691-01606-6 (4. 2). Агентство С1Р РГБ.

Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на треть­ем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопе­да общеобразовательной школы.

Пособие предназначено логопедам, учителям начальных клас­сов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 376. 1-056. 264(07) ББК74. 3я7

Андреева Н. Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный из­дательский центр ВЛАДОС», 2008

 8-5-691-01504-5 18ВЫ 978-5-691-01606-6 (4. 2)


Введение.......................................................................................................... 5

Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»

Занятие 1.   Дифференциация понятий «слово»,

«словосочетание», «предложение».

Признаки предложения.................................................. 8

Занятия 2—3. Смысловая и интонационная

законченность повествовательных,

восклицательных, вопросительных,

побудительных предложений..................................... 14

Занятие 4.   Составление предложений из слов,

данных в правильной грамматической форме.. . 26 Занятие 5.   Составление предложений из слов,

данных в начальной форме.

Грамматическое оформление предложений......... 32

Занятие 6.   Составление предложений —

полных ответов на вопросы по тексту..................... 37

Занятие 7.   Составление предложений —

краткий ответов на вопросы по тексту..................... 43

Занятие 8.   Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений......... 47

Занятие 9.   Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов, схемы.

Грамматическое оформление предложений......... 53

Занятие 10. Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст.............................. 64

Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.

Обозначение границ предложений на письме.. . 69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложносочиненными предложениями................ 75

Занятие 13. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложноподчиненными предложениями.............. 82

Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.

Грамматическое оформление предложений

с пропущенными словами............................................ 88


Содержание                                                   ~^

Занятие 15. Работа с деформированными

предложениями. Редактирование,

грамматическое оформление предложений

с повторяющимися словами.......................................... 93

Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов............ 98

Занятие 17. Составление предложений по материалам

наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов................................... 103

Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»

Занятие 1. Выделение признаков связного текста.

Тема текста....................................................................... 107

Занятие 2. Текст. Основная мысль текста...................................... 112

Занятие 3. Текст. Опорные слова..................................................... 118

Занятие 4. Восстановление деформированного текста

по серии картинок........................................................... 124

Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.

Определение темы, главной мысли текста............. 130

Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.

Грамматическое оформление.

Анализ составленных текстов..................................... 135

Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование.

Характерные признаки текста-повествования.

Схема построения повествовательного

текста................................................................................. 140

Занятия 9—10. Текст-описание.

Характерные признаки текста-описания.

Схема построения описания....................................... 152

Занятия 11—12. Текст-рассуждение.

Характерные признаки текста-рассуждения.

Схема построения рассуждения.............................. . 163

Занятие 13. Составление плана текста

с обозначенными частями........................................... 172

Занятие 14. Деление текста на части.

Работа над планом........................................................ 177

Занятия 15—16. Редактирование текста........................................... 181

Приложение 1............................................................................................. 187

Приложение 2 ...................................................................................... 273

Литература.................................................................................................. 301


«В интересах развития речи учащихся важно,

чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;

важно также, чтобы ученики уяснили значимость,

иногда незаменимость тех или иных выражений текста

и сами пользовались ими вполне сознательно.

Это потребует в ряде случаев

■ внимательного языкового анализа».

В. А. Добромыслов

ВВЕДЕНИЕ

Структура дефекта младших школьников с общим недо­развитием речи определяет необходимость проводить в систе­ме логопедической коррекции специальные занятия по раз­витию связной речи.

Развитие связной речи — это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематичес­кой. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает ана­лизировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направ­ляет, стимулирует их речевую активность.

Предлагаемое пособие представляет примерное перспек­тивное тематическое планирование и конспекты логопеди­ческих занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарущения чтения и письма, обуслов­ленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система рабо­ты по развитию связной речи обеспечит разнообразную рече­вую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой ком­муникации. Подробный ход занятия содержит большой объ­ем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предло­жений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой матери­ал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений.

Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лекси­ка», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».


Введение


Введение


 


Материал пособия — поурочное планирование логопедиче­ских занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основ­ной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2—3 класса) включен ма­териал по развитию слогового анализа и синтеза слов.

Занятия раздела «Предложение» формируют умения де­тально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоя­тельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Огромная роль в формировании умения строить связное вы­сказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с уче­том возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второ­степенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развивают­ся умения передавать содержание текста, объединять в логи­ческой последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необ­ходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказы­вать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных ча­стей, важных фактов, перестановку событий; нарушение по­следовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.


Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоя­тельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотре­ны для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использо­вать для индивидуальной и фронтальной работы.


КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ТЕМА.               Дифференциация понятий «слово», «словосочета-

ние», «предложение». Признаки предложения

ЦЕЛИ:               • дифференцировать понятия «слово», «словосо-

четание», «предложение»;

• учить осознавать предложение как минимальную
единицу речи, представляющую собой граммати­
чески организованное гоединение слов или сло­
восочетаний, обладающую известной смысловой
и интонационной законченностью;

• формировать умения выделять предложения
из потока речи, наблюдать за интонацией конца
предложения, соотносить с правилом обозначе­
ния границ предложения на письме, выделять су­
щественные признаки, обобщать;

• развивать зрительный и слуховой вербальный
анализ.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИИ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...