Программное содержание. • Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, пра вильно обозначать части, сравнивать целое и его части
Март Занятие 1 Программное содержание • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифмети • Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, пра • Упражнять в умении определять время по часам с точностью до • Развивать внимание. Демонстрационный материал. Мяч, картинка с изображением совы, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками. Раздаточный материал. Макеты часов, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, круги, ножницы, карточки с цифрами (см. рис. 43). Методические указания I часть. Игровое упражнение «Скажи наоборот».. Дети встают полукругом. Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит: «Впереди». Ребенок возвращает мяч и называет слово с противоположным значением. (Сзади. ) Слова: высоко — низко, далеко — близко, слева — справа, вверху — внизу, большой — маленький, широкий — узкий, ночь — день, вечер — утро. II часть. Игровое упражнение «Составим задачу». Воспитатель уточняет у детей: «Из каких частей состоит задача? Сколько чисел будет в задаче? С помощью каких арифметических действий мы научились решать задачи? » Воспитатель предлагает составить задачу на вычитание. Выслушивает задачи и вместе с детьми выбирает одну из них для решения. Предварительно спрашивает: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз. Нарисуйте на листе бумаги решение задачи с помощью круга и точек внутри него». Ребенок на доске рисует модель решения задачи. Остальные дети проверяют ее правильность.
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает «записать» решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков. Ребенок выполняет запись на доске, остальные дети проверяют, читают запись и отвечают на вопрос задачи. Воспитатель предлагает проверить ответ по модели на доске путем пересчитывания точек: «Сколько было...? Сколько убрали? Сколько осталось? » (Дети формулируют ответ на вопрос задачи. ) III часть. Игровое упражнение «Когда сова ложится спать? ». Воспитатель обращает внимание детей на модель часов и спрашивает: «Сколько стрелок на часах? Чем они отличаются? Что показывает короткая (длинная) стрелка? » Воспитатель показывает детям картинку с изображением совы, уточняет название птицы и предлагает детям установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения. Читает стихотворение: Соблюдается совой Распорядок часовой. Ночью в час — по распорядку Совы делают зарядку. Циферблат покажет два — В магазин спешит сова. В три — готовит суп. В четыре — Вытирает пыль в квартире. В пять — сова идет читать. В шесть — она садится есть. Семь показывают стрелки — В гости к ней приходят белки. Не поздней восьми часов — Совещание у сов. Но как только девять бьет — В лес сова гулять идет. В десять у нее — вязанье, А в одиннадцать — купанье. Как двенадцать бьет часов — Двери в доме на засов: В полдень ей пора в кровать. Любит днем сова поспать. Дальше все по распорядку: В час — встает и на зарядку... А. Усачев Дети устанавливают время на своих макетах часов и рассказывают о положении стрелок. IV часть. Игровое упражнение «Чаепитие у совы». Воспитатель повторяет строчки из стихотворения: Семь показывают стрелки — В гости к ней приходят белки. Воспитатель показывает карточку с цифрой 7 и уточняет у детей, сколько белок пришли в гости к сове. Предлагает разделить торт (круг) на столько равных частей, чтобы хватило всем, сидящим за столом (8 белок).
Воспитатель уточняет: «На сколько частей надо разделить торт? Как правильно это сделать? (Разделить торт пополам, затем каждую часть разрезать еще раз пополам и, наконец, каждую часть разделить еще на две части. ) Какая часть достанется каждому? (Одна восьмая. ) Что больше: целое или одна восьмая часть? Что меньше? А теперь покажите две восьмых (четыре восьмых). Как еще можно назвать четыре восьмых? » (Одна вторая. ) V часть. Дидактическая игра «Путаница». У детей на листах бумаги написаны цифры, наложенные друг на друга (см. пример на рис. 43): Рис. 43 Воспитатель просит детей разными цветными карандашами закрасить цифры, которые они увидели на рисунке. Занятие 2 Программное содержание • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на • Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. • Развивать внимание. Демонстрационный материал. Мяч, карточки с цифрами, арифметическими знаками и знаками «> », «< », «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, 2 полукруга и целый круг, цветные мелки. Раздаточный материал. Тетради в клетку, карандаши. Методические указания I часть. Игровое упражнение «Назови число». Дети стоят полукругом. Воспитатель дает им задания. Они отвечают и передают мяч назад. — Назови предыдущее число числа 5. — Назови последующее число числа 6. — Назови число, равное числу 8. — Какое число пропущено между числами 7 и 9? — Назови число, большее на 1 числа 10. — Назови число, меньшее на 1 числа 13. — Назови число, равное числу 15. На доске на некотором расстоянии друг от друга расположены карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8. Воспитатель показывает карточки со знаками «> », «< », «=» и уточняет, что они обозначают: «Птичка клювик повернула Там, где больше вкусного, А где меньше — отвернулась, Ничего не скушала. Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек —на меньшее число». Дети по очереди расставляют знаки между числами, читают запись и обосновывают свой выбор: «Три меньше четырех на один».
II часть. Игровое упражнение «Составим задачу». На доске панно с изображением вазы, в которой стоят 3 ромашки и 5 васильков. Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение: «В вазе стояли три ромашки и пять васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе? » Ребенок на доске рисует модель решения задачи (см. рис. 44).
Рис. 44 Воспитатель уточняет у детей: «Как мы составили букет цветов? » (Мы взяли три ромашки и пять васильков, соединили их вместе, и у нас получился букет цветов. ) Воспитатель с помощью 2 полукругов и целого круга поясняет решение задачи (см. рис. 45): «Три ромашки — это одна часть, пять васильков — это еще одна часть, а букет цветов — это целое».
Рис. 45 Воспитатель спрашивает у детей: «Что показывает целый круг? Что нужно сделать с частями круга, чтобы получился целый круг? » (Надо объединить две части круга. ) Затем воспитатель выясняет у детей, с помощью какого арифметического действия они будут решать задачу. Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос. Аналогично решается и моделируется задача на вычитание (см. рис. 46): «В вазе стояло восемь цветов, пять васильков переставили в другую вазу. Сколько ромашек осталось в вазе? »
Рис. 46 По ходу решения воспитатель поясняет: «Если из целого букета (выкладывает целый круг) забрать 5 васильков (это одна часть целого букета — вы-
Рис. 47 Дети расставляют знаки между целым и частями, записывают решение задачи, читают запись и отвечают на вопрос. III часть. Игровое упражнение «Продолжи узор». На доске образец узора (см. рис. 48). Рис. 48 Воспитатель вместе с детьми рассматривает узор и показывает, как его продолжить. Дети в тетрадях отсчитывают от предыдущего задания вниз 6 клеток, ставят точку и от нее рисуют узор до конца строчки.
Воспитатель оценивает работу каждого ребенка и предлагает под строчкой нарисовать улыбающееся или неулыбающееся солнышко. IV часть. Дидактическая игра «Путаница». На доске 3 рисунка (см. рис. 49). Рис. 49 Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и назвать изображенные фигуры. Вызванные дети заштриховывают фигуры, получившиеся при пересечении треугольников, и называют их. Занятие 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|