Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительный материал




Дополнительный материал к занятиям позволяет расширить содер­жание обучения дошкольников. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного программой.

Количество и счет

Если ребенок овладел содержанием программного материала и про­являет активный интерес к счету, то можно увеличить числовой предел и ввести цифровое обозначение чисел, познакомить со знаками <, >, =.

Величина

Увеличение числового предела позволяет предлагать детям для сравнения и установления сериационного ряда большее количество предметов, сохраняя контрастность между ними (размер демонстра­ционного материала приблизительно 2 см, раздаточного материала приблизительно 1 см).

Продолжая начатую в предшествующих группах работу по развитию у детей представлений о массе предметов, в старшей группе воспита­тель решает следующие задачи:

учит классифицировать, группировать предметы по массе с после­
дующим обобщением;

учит видеть равенство и неравенство предметов по массе, незави­
симо от внешнего вида;

учит строить сериационный ряд из 4—6 предметов, устанавливая
между ними определенные отношения по массе;

учит измерять массу предметов условными мерками;

учит измерять массу предметов (на кусках глины, пластилина),
упражняет в установлении отношений равенство — неравенство.

Для сравнения детям даются разные по внешнему виду предметы. Постепенно детей подводят к пониманию того, что предметы, не по­хожие друг на друга, могут быть равными по тяжести; что по тяжести


 

можно сравнивать любые по цвету, размеру, форме и другим признакам предметы.

В старшей группе детям предлагают задания на построение сери-ационного ряда. При этом постепенно уменьшают различия между предметами, а количество предметов увеличивают до 5—6. Детей учат| сравнивать предметы в ряду друг с другом. Это позволяет подвести дошкольников к пониманию относительности массы предметов, а кроме того, закрепить навыки порядкового счета. В затруднительных или спорных ситуациях так же, как и в средней группе, следует ис­пользовать чашечные весы. Но основное назначение весов в этой группе заключается в том, чтобы научить детей измерять массу пред­метов. С этой целью дошкольников знакомят с правилами измерения (Белоус Н. Г. Формирование представлений о массе предметов, мерах и способах ее измерения у детей дошкольного возраста).

В старшей группе можно предлагать детям решать следующие за­дачи:

определять тяжесть различных предметов;

устанавливать равенство или неравенство предметов по тяжести;

находить предмет указанной массы (для загрузки парохода, машины);

располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и т. д.
Подобные задания побуждают детей к осмыслению необходимости

измерения массы предметов. Использование разных предметов помога­ет абстрагироваться от размера, цвета и других свойств. В ходе выпол­нения этих заданий уточняются представления детей об относительнос­ти массы предметов, развивается умственная и речевая активность.

В старшей группе можно познакомить детей с изменяемостью массы. Дети довольно часто сталкиваются с изменением массы пред­метов: в процессе лепки, конструирования и других видов деятельнос­ти. Но этот опыт не формирует у дошкольников обобщенного пони­мания данного свойства, сущность которого состоит в установлении отношений равенства — неравенства. С этой целью целесообразно предлагать детям упражнения на сравнение предметов по тяжести.

Дети могут изменять массу комочков глины или других пластичных материалов, которые позволяют наглядно увидеть зависимость изме­нений от характера действий: если добавили глину — масса увеличи­лась, взяли часть — уменьшилась, если не добавляли и не убира­ли — осталась той же, даже если изменили форму (вместо комка сделали брусок).

Таким образом, в старшей группе дети учатся чувственно воспри­нимать массу предметов, устанавливать отношения между ними, ос­ваивают простейшие навыки измерения массы предметов. Кроме того, приобретенные на занятиях практические действия дают широкие возможности для развития умственных способностей.


Форма

В старшей группе продолжается работа по накоплению у детей сенсорного опыта в ходе ознакомления с геометрическими фигурами (обведение контура фигур осязательно двигательным путем; перевод одной из граней пространственной фигуры на плоскость; построение плоских фигур с помощью палочек, веревочек, сопоставление плоских и объемных фигур).

Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с вели­чиной углов, вводя следующие понятия: «прямой угол», «больше пря­мого и меньше прямого угла».

Уделяется внимание совершенствованию представлений детей о ли­ниях. Их начинают знакомить с кривой линией (на сенсорном уровне). Дошкольникам можно предложить задания на моделирование линий с помощью подручного материала или пластилина.

В конце года можно попробовать вместе с детьми конструировать фигуры, например, куб по готовому макету, что тоже способствует накоплению зрительных представлений о геометрических фигурах.

Полезно предлагать задания на конструирование несложных пос­троек из пространственных фигур как по образцу, так и по их плос­костному изображению, предварительно научив детей анализировать постройки и подбирать соответствующие объемные фигуры знакомы­ми способами (обследование, «подкладывание» плоской фигуры к объемной и т. д. ).

Ориентировка в пространстве

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами поведения на улице: следует объяснить дошкольникам, как переходить дорогу, как обходить трамвай, автобус, троллейбус, как входить в наземный транспорт и выходить из него (Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013). В основе освоения этих правил лежит умение четко различать правую и левую стороны.

В работе с дошкольниками особое внимание следует уделять уп­ражнениям на ориентировку в двухмерном пространстве, на активи­зацию в речи пространственных терминов.

Ориентировка во времени

У детей старшего дошкольного возраста можно формировать уме­ние регулировать свою деятельность во времени. С этой целью необ­ходимо создавать специальные ситуации, обращая внимание дошколь-


ников на длительность временных интервалов (на занятиях, в процессе режимных моментов), показывая, что можно сделать за эти отрезки времени.

Следует учить детей самостоятельно оценивать временные проме-1 жутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установ-! ленное время. Для этого хорошо использовать песочные часы.

 


Приложение III

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...