Дополнительный материал
Дополнительный материал к занятиям позволяет расширить содержание обучения дошкольников. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного программой. Количество и счет Если ребенок овладел содержанием программного материала и проявляет активный интерес к счету, то можно увеличить числовой предел и ввести цифровое обозначение чисел, познакомить со знаками <, >, =. Величина Увеличение числового предела позволяет предлагать детям для сравнения и установления сериационного ряда большее количество предметов, сохраняя контрастность между ними (размер демонстрационного материала приблизительно 2 см, раздаточного материала приблизительно 1 см). Продолжая начатую в предшествующих группах работу по развитию у детей представлений о массе предметов, в старшей группе воспитатель решает следующие задачи: учит классифицировать, группировать предметы по массе с после учит видеть равенство и неравенство предметов по массе, незави учит строить сериационный ряд из 4—6 предметов, устанавливая учит измерять массу предметов условными мерками; учит измерять массу предметов (на кусках глины, пластилина), Для сравнения детям даются разные по внешнему виду предметы. Постепенно детей подводят к пониманию того, что предметы, не похожие друг на друга, могут быть равными по тяжести; что по тяжести
можно сравнивать любые по цвету, размеру, форме и другим признакам предметы. В старшей группе детям предлагают задания на построение сери-ационного ряда. При этом постепенно уменьшают различия между предметами, а количество предметов увеличивают до 5—6. Детей учат| сравнивать предметы в ряду друг с другом. Это позволяет подвести дошкольников к пониманию относительности массы предметов, а кроме того, закрепить навыки порядкового счета. В затруднительных или спорных ситуациях так же, как и в средней группе, следует использовать чашечные весы. Но основное назначение весов в этой группе заключается в том, чтобы научить детей измерять массу предметов. С этой целью дошкольников знакомят с правилами измерения (Белоус Н. Г. Формирование представлений о массе предметов, мерах и способах ее измерения у детей дошкольного возраста).
В старшей группе можно предлагать детям решать следующие задачи: определять тяжесть различных предметов; устанавливать равенство или неравенство предметов по тяжести; находить предмет указанной массы (для загрузки парохода, машины); располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и т. д. измерения массы предметов. Использование разных предметов помогает абстрагироваться от размера, цвета и других свойств. В ходе выполнения этих заданий уточняются представления детей об относительности массы предметов, развивается умственная и речевая активность. В старшей группе можно познакомить детей с изменяемостью массы. Дети довольно часто сталкиваются с изменением массы предметов: в процессе лепки, конструирования и других видов деятельности. Но этот опыт не формирует у дошкольников обобщенного понимания данного свойства, сущность которого состоит в установлении отношений равенства — неравенства. С этой целью целесообразно предлагать детям упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дети могут изменять массу комочков глины или других пластичных материалов, которые позволяют наглядно увидеть зависимость изменений от характера действий: если добавили глину — масса увеличилась, взяли часть — уменьшилась, если не добавляли и не убирали — осталась той же, даже если изменили форму (вместо комка сделали брусок).
Таким образом, в старшей группе дети учатся чувственно воспринимать массу предметов, устанавливать отношения между ними, осваивают простейшие навыки измерения массы предметов. Кроме того, приобретенные на занятиях практические действия дают широкие возможности для развития умственных способностей. Форма В старшей группе продолжается работа по накоплению у детей сенсорного опыта в ходе ознакомления с геометрическими фигурами (обведение контура фигур осязательно двигательным путем; перевод одной из граней пространственной фигуры на плоскость; построение плоских фигур с помощью палочек, веревочек, сопоставление плоских и объемных фигур). Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с величиной углов, вводя следующие понятия: «прямой угол», «больше прямого и меньше прямого угла». Уделяется внимание совершенствованию представлений детей о линиях. Их начинают знакомить с кривой линией (на сенсорном уровне). Дошкольникам можно предложить задания на моделирование линий с помощью подручного материала или пластилина. В конце года можно попробовать вместе с детьми конструировать фигуры, например, куб по готовому макету, что тоже способствует накоплению зрительных представлений о геометрических фигурах. Полезно предлагать задания на конструирование несложных построек из пространственных фигур как по образцу, так и по их плоскостному изображению, предварительно научив детей анализировать постройки и подбирать соответствующие объемные фигуры знакомыми способами (обследование, «подкладывание» плоской фигуры к объемной и т. д. ). Ориентировка в пространстве Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами поведения на улице: следует объяснить дошкольникам, как переходить дорогу, как обходить трамвай, автобус, троллейбус, как входить в наземный транспорт и выходить из него (Саулина Т. Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013). В основе освоения этих правил лежит умение четко различать правую и левую стороны.
В работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям на ориентировку в двухмерном пространстве, на активизацию в речи пространственных терминов. Ориентировка во времени У детей старшего дошкольного возраста можно формировать умение регулировать свою деятельность во времени. С этой целью необходимо создавать специальные ситуации, обращая внимание дошколь- ников на длительность временных интервалов (на занятиях, в процессе режимных моментов), показывая, что можно сделать за эти отрезки времени. Следует учить детей самостоятельно оценивать временные проме-1 жутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установ-! ленное время. Для этого хорошо использовать песочные часы.
Приложение III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|