Связи распорядительных центров
Как указывалось выше, в формировании структуры решающую роль играет хозяйственная связь материальных ресурсов, входящих в состав взаимодействующих РЦ. И.М. Сыроежин выделяет три варианта соотношения полей экономической ответственности двух РЦ. Эти поля либо независимы, либо частично пересекаются, либо вложены друг в друга. Различным структурным отношениям полей экономической ответственности соответствуют определенные сочетания признаков хозяйственной зависимости. Возрастание связности распорядительных центров неизбежно ведет к возрастанию их соподчиненности. При полном вложении полей ответственности соподчиненность переходит в прямое подчинение. Таким образом, свойства зависимости ресурсов двух РЦ определяют содержание и меру хозяйственной подчиненности одного РЦ другому. Можно считать, что распорядительный центр Б подчинен распорядительному центру А в такой мере, в какой А изменяет состояние Б в процессе воздействия только на свои материальные компоненты [47].
Экономическое подчинение И.М. Сыроежин в книге [47] отмечает, что наличие хозяйственной зависимости двух РЦ означает их соподчиненность друг другу. Эти РЦ имеют общее поле экономической ответственности, общую область деятельности. Соподчиненность закрепляется как экономическое подчинение одного распорядительного центра другому, если хозяйственные интересы каждого из них, связанные с общей областью деятельности, имеют разную оценку приоритета. Распорядители вырабатывают определенную оценку эффекта каждого ресурса РЦ. Упорядочивание этих оценок по приоритету формирует список хозяйственных интересов. В списках разных РЦ уровень приоритета интересов, заданных связанными ресурсами и включенных в общее поле экономической ответственности, может быть разным. Для иллюстрации выделим три уровня приоритета: высокий (В), средний (С) и низкий (Н). Тогда для двух РЦ (А и Б), обособленных административно в некоторой организационной структуре, возможны шесть вариантов соотношения приоритетов хозяйственных интересов, связанных с ресурсами, находящимися в зоне их совместного распорядительства (рис. 35) [47].
Рис. 35. Варианты соотношения приоритетов хозяйственных интересов
1. В-В. Хозяйственный интерес, связанный с общими ресурсами, имеет высокий приоритет в обоих РЦ (в этом случае общее поле ответственности опирается на зависимость наиболее значимых компонентов). Взаимное подчинение РЦ настолько тесно, что для них практически исключается возможность самостоятельных действий. Это одно звено хозяйствования, и административное разделение на самостоятельные звенья здесь нерационально. 2. С-С. В обоих РЦ на совместно используемых ресурсах уровень приоритета средний. Их обособление получает объективное основание: взаимное подчинение значительно слабее. 3. Н-Н. В обоих РЦ уровень приоритета низкий. Даже в условиях очень сильной хозяйственной зависимости по общим ресурсам рассматриваемые РЦ выступают как два самостоятельных звена. Во всех трех случаях отношение подчиненности одного центра другому не возникает. Их возможности определять состояние друг друга и обстановку принятия решений уравновешены. Экономическое подчинение возникает тогда, когда по отношению к ресурсам, связанным в общем поле ответственности, РЦ имеют разные оценки приоритета. 4. С-В. Распорядительный центр А имеет средний приоритет хозяйственного интереса в общем поле ответственности, а Б – высокий. В этом случае отношение взаимного соподчинения нарушается в пользу А. РЦ А, разрешая свои проблемные ситуации, затрагивающие его интересы с высоким или средним приоритетом, непосредственно воздействует на область самых значимых интересов Б. Тем самым, А оказывает управляющее воздействие на Б.
5. Н-В. Если у центра А по отношению к общим ресурсам низкая оценка приоритета, а у центра Б – высокая, то при любых административных отношениях А экономически подчиняет себе Б, потому что высокий приоритет А лежит вне сферы их общих ресурсов. Формируя только свою хозяйственную политику, А может пренебречь эффективностью общих ресурсов и заставить Б поступать определенным образом. В этом соотношении возможности управляющих воздействий А по отношению к Б достигают предельного уровня. Эти воздействия осуществляются исключительно в процессе разрешения проблемных ситуаций в самом А. 6. Н-С. При таком соотношении приоритетов возможность подчинения центра Б центру А остается, но она не столь велика. Область самых значительных хозяйственных интересов Б в этом случае не попадает в сферу подчинения А. Очевидно, что действительное соотношение хозяйственных интересов РЦ несравненно богаче градациями, а реальная хозяйственная зависимость центров имеет более тонкие характеристики. Тем не менее, данная выше схема дает представление о содержании управляющего воздействия одного центра на другой. Отличительная черта этого воздействия состоит в том, что управляющий РЦ определяет развитие управляемого РЦ путем разрешения только своих проблемных ситуаций. Действуя исключительно внутри своей собственной структуры, он меняет внутреннее состояние управляемого. Экономическое подчинение – базовое свойство хозяйственных связей в структуре. Оно независимо от установленных административных связей. Порожденное объективной основой функционирования отдельных распорядительных центров, экономическое подчинение определяет действенность или бессилие административных схем управления в зависимости от степени их соответствия хозяйственным связям РЦ. На экономическом подчинении основаны управляющие воздействия одного РЦ на другой. Установление характера экономической зависимости между РЦ хозяйственной системы позволяет выявить наиболее работоспособную структуру управления.
Обмен деятельностью Другой тип экономических отношений распорядительных центров, о котором говорит И.М. Сыроежин в своей работе [47], – обмен деятельностью. Обмен деятельностью характеризуется тем, что изменение внутреннего состояния любого из взаимодействующих центров изменяет среду, а не внутреннее состояние другого центра, переход же материальных компонентов из состава одного РЦ в другой обязательно должен повышать уровень удовлетворения интересов каждого из них. Отношения обмена деятельностью присущи, прежде всего, распорядительным центрам, не связанным экономическим подчинением. Этот обмен симметричен и уравновешен. Такая форма взаимодействия может быть свойственна и РЦ, связанным подчинением, поскольку не обязательно все ресурсы подчиненного РЦ принадлежат к области его хозяйственных интересов с высоким приоритетом и не все ресурсы управляющего РЦ входят в общую область хозяйственной деятельности рассматриваемых пар. Из определения отношения обмена деятельностью видно, что эта форма системной связи обусловлена специфическим соотношением двух РЦ по признакам связности ресурсов при уравновешенности интересов в общем поле деятельности. Хозяйственная зависимость ресурсов не переходит в хозяйственное подчинение до тех пор, пока пути удовлетворения интересов двух РЦ не становятся разнонаправленными и выгода одного не становится ущербом для другого. Такое разнонаправленное движение не может быть устойчивым. Оно означает снижение вклада одного звена в деятельность системы без обязательного увеличения вклада другого и может снизить эффективность функционирования системы по заданному критерию или по внесистемным, оценкам. Необходимо, однако, отметить, что подчинение не обязательно предполагает разнонаправленное удовлетворение интересов центра-руководителя и центра-подчиненного. Суть в том, на какой основе расходятся интересы РЦ. В случае, если различие ограничено разным порядком одних и тех же интересов, оно формально отразится лишь значением элементов некоторого вектора, где все компоненты больше нуля. Очевидно, что в векторном пространстве это будут лучи в одном гиперквадранте. Следовательно, угол между ними всегда меньше прямого, и повышение удовлетворения по одному «лучу» одновременно повышает его и по другому, но в иной пропорции. Когда же разница интересов выражается не только их порядком, но и составом, разнонаправленность становится реальной и удовлетворение интересов одного РЦ может наносить ущерб другому.
Специальные РЦ – органы хозяйственного управления – имеют специфические ресурсы: разнообразие взаимодействий других распорядительных центров хозяйственной системы. Задачей управляющего РЦ является выбор наиболее рационального варианта взаимодействия по факторам, не подконтрольным ни одному из других РЦ в отдельности. Высокий приоритет этих ресурсов для органов хозяйственного руководства обусловливает их активное стремление к поддержке обмена деятельностью между «подопечными», к предотвращению формирования хозяйственного подчинения между ними. Это обстоятельство делает особенно значимым рациональный выбор структуры управления народным хозяйством [47].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|