Процесс передачи информации. Информационные шумы
Общая схема движения информации в системе представлена на рис. 25 [23]:
Рис. 25. Схема движения информации в системе
Из рис. 25 видна следующая последовательность этапов движения информации в системе: 1) в системе происходит одно из возможных событий (m), которое фиксируется наблюдателем (a); 2) наблюдатель формулирует сведения о происшедшем событии, определяет язык, т. е. осуществляет отображение события в понятие (s); 3) в соответствии с правилами понятие кодируется, т.е. заменяется определенным знаком (z); 4) отправитель информации передает закодированное сообщение по каналу связи получателю (z1); 5) получатель расшифровывает полученное сообщение, т.е. восстанавливает его содержание путем формулировки понятия (s1); 6) получатель информации оценивает и отбирает необходимые сведения для использования (m1). Из рис. 25 отчетливо видны три типа проблем, возникающих при передаче сообщений в человеко-машинных системах, в соответствии с которыми выделяются три аспекта исследования информации: · проблема точности передачи символов (знаков), применяемых для передачи сообщений, – техническая проблема; · проблема точности выражения содержания символами – проблема смысла; · проблема влияния принятого сообщения на выбор поведения получателя – проблема ценности сообщения. В процессе передачи или восприятия сообщения часть информации может быть потеряна в силу различных причин. Наглядно этот процесс проиллюстрирован на рис. 26 [23].
Рис. 26. Процесс восприятия информации в системе
Расшифруем понятия, используемые на рис. 25: · Физический фильтр – пропускная способность канала связи; · Семантический фильтр – тезаурус пользователя (совокупность знаний);
· Прагматический фильтр – механизм оценки сообщений; · Физический шум – электрические помехи, описки, оговорки, технические ошибки; · Семантический шум – не понятые сведения; · Прагматический шум – бесполезные сведения. Прокомментируем рис. 26. Вначале сообщение, представленное определенной последовательностью знаков, переданное по физическому каналу связи, принимается получателем. Качество приема зависит от физического шума в канале и приемнике (электрические помехи, описки, оговорки и прочие технические ошибки), от пропускной способности канала связи. В этом смысле можно говорить, что при восприятии сообщение проходит физический фильтр. Сведения, прошедшие через физический фильтр, можно считать синтаксической информацией. Далее сообщение должно быть понято, усвоено получателем. Для этого оно должно пройти тезаурус. Тезаурус (лат. – сокровище) – словарь понятий, в котором фиксируются сами понятия и отношения между ними (правила, классификации и т.д.). Тезаурус играет роль семантического фильтра, отсеивающего семантический шум: отсутствие однозначного соответствия между знаком и понятием, что не позволяет точно истолковать полученное сообщение. Сообщение, прошедшее семантический фильтр, т.е. принятое и включенное в тезаурус получателя, есть семантическая информация. Содержание сообщения может быть принято, понято, но если получатель не настроен на его использование, то оно не доставит ему информации. Следовательно, содержание сообщения должно быть еще и оценено. Механизм оценки сообщений играет роль прагматического фильтра. Сведения, бесполезные для решения актуальных задач, отсеиваются как прагматический шум. Сообщение, прошедшее прагматический фильтр, т.е. сообщение, содержащее полезные сведения, – прагматическая информация. Итак, под информацией следует понимать новые знания, принятые, понятые, и оцененные как полезные для решения тех или иных задач. Информация – это то, что доведено до получателя через тройной механизм восприятия.
Пример [15]. Сигналы светофора для человека, не знакомого с правилами дорожного движения, несут синтаксическую информацию: он видит желтый, зеленый или красный цвет и только. Для знающего эти правила светофор несет семантическую информацию: он знает, что означает каждый сигнал. Для человека, собирающегося перейти улицу, светофор несет прагматическую информацию: человек строит свое поведение в зависимости от полученного сообщения (цвета сигнала).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|