Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор деловых игр, направленных на совершенствование структур управления

В принятии хозяйственных решений используются три класса методов: инструктивные, аналитические и имитационные. Необходимо особо подчеркнуть значение имитационных методов. Они позволяют моделировать и решение, и структуру одновременно, без явной формализации оценивать и сравнивать хозяйственные интересы разных звеньев. Модели имитационного класса используются не только для исследования хозяйственных систем. Они пригодны в качестве обучающих устройств [47].

В учебном пособии [48] содержится полный «набор» методов сбора и обработки материалов для моделирования и совершенствования структур управления. Приведем краткий обзор предложенных методик, названия которых представляют собой образные аббревиатуры: КОМПАС, СТАРТ, КОНУС, ЭПОС.

КОМПАС – методика «Количественной Оценки и Моделирования Порядка в Административных Структурах» – опирается на экспертное обследование реальных структур и последующую обработку экспертизы на ЭВМ. Дополняющим параметром является моделирование эталонных структур на ЭВМ. Игра посвящена оценке экономической ответственности работников.

Настоящая методика позволяет проводить измерения и усовершенствования структуры управления в любом учреждении или предприятии.

СТАРТ – методика «Системной Тарификации Административного Распределения Трудностей» – опирается также на экспертный анализ ресурсообеспеченности, и в формальном плане использует понятие энтропии и аппарат, связанный со статистической оценкой информации. Игра посвящена оценке уровня обеспеченности системы управления ресурсами.

КОНУС – методика «Количественной Оценки Неопределенности Управления Системой» – строится на базе широкой экспертизы и ее формальной обработки путем использования математического аппарата теории статистических решений. Игра посвящена оценке неопределенности и неустойчивости производственных операций.

ЭПОС – методика «Экспериментальное Планирование Ограниченных Средств». Ее использование предлагается для решения задач, возникающих в народном хозяйстве на различных уровнях, связанных с распределением и использованием дефицитных ресурсов различного вида – как накопляемых (материалы, сырье, фонды и т.д.), так и ненакопляемых (рабочее время, полномочия и т.д.).

Все четыре методики – КОМПАС, СТАРТ, КОНУС и ЭПОС – дополняют друг друга. Они прошли испытания в производственных условиях, были освоены и использовались для настройки аппарата управления в ряде организаций.

Помимо перечисленных моделей, в учебном пособии [47] приводится имитационная игровая модель АСТРА (Административно-СТРуктурный Анализ). В ней возможно воспроизведение структуры управления любым хозяйственным комплексом (предприятием, отраслью, объединением, проектным институтом и пр.). В основу модели положено движение определенных задач, которые должна решить группа сотрудников, выполняющих функции управления данным хозяйственным объектом в игровой процедуре (в обстановке «условной практики»). Все разнообразие возможных конкретных целей проведения игры АСТРА можно свести к шести общим случаям:

I. Проверка компетентности работников, занимающих руководящие позиции в соответствующих звеньях хозяйственной системы. Для этой цели предпочтителен вариант игры АСТРА-II.

II. Проверка эффективности действующей структуры управления. Рекомендуемый для этой цели вариант – ACTPA-I.

III. Проверка работоспособности проектируемой (экспери­ментальной) структуры. Рекомендуется модификация ACTPA-I.

IV. Иллюстрирование (самой игрой) теоретических положений в процессе обучения. Для этой цели может быть рекомендован вариант АСТРА-II.

V. Обмен опытом. Здесь может применяться АСТРА-II.

VI. Освоение новых показателей и документов, вводимых в практику управления. Рекомендуются ACTPA-IV и ACTPA-V.

Деловые игры представляют собой «живые» модели, воспроизводящие взаимодействие участников системы управления определенными хозяйственными объектами. Процесс управления, выраженный совокупностью принимаемых решений, имитируется в игровой модели, позволяющей анализировать этот процесс, изучать возникающие связи и закономерности происходящих явлений. Это дает возможность использовать игровые модели для различных целей, в том числе и в качестве одного из методов выработки планов.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение структуры системы.

2. Какова взаимосвязь между эффективностью деятельности хозяйственной системы и ее структурой?

3. С помощью каких показателей можно оценить структуру хозяйственной системы?

4. Объясните природу возникновения такого экономического отношения, как подчинение.

5. Охарактеризуйте такой тип экономического отношения, как обмен деятельностью.

6. Дайте определение регулярной структуры.

7. Дайте определение полной структуры.

8. Дайте определение юридической структуры.

9. Дайте определение производственной структуры.

10. Дайте определение структуры управления (организационной структуры).

11. Перечислите виды структур управления.

12. Охарактеризуйте деловые игры, направленные на совершенствование структур управления.

ГЛАВА 12. СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

12.1. Основные понятия сетевого планирования

В данной главе речь пойдет о планировании бизнес-процессов. Бизнес-процесс – это совокупность работ, упорядоченная во времени и в пространстве с указанием начала и конца процесса, а также с точным определением входов и выходов [23].

Бизнес-процессы можно разделить на текущие операции и проекты. Их основное отличие состоит в том, что через реализацию проектов осуществляется инновационная деятельность, направленная на развитие предприятия, в то время как текущие операции обеспечивают непрерывное функционирование организации в рамках выбранного стратегического направления.

У текущих операций нет конечного срока завершения, а в ходе их выполнения производятся аналогичные, зачастую идентичные продукты [4]. Например, крупная страховая компания ежедневно обрабатывает тысячи заявлений своих клиентов. День за днем, на протяжении десятков лет электроэнергетические компании управляют работой гидроэлектростанций, контролируя выработку электроэнергии и объемы воды, пропускаемой через дамбу гидроэлектростанции.

Что касается проекта, то ему присущи следующие атрибуты [44]:

• направлен на достижение конкретных целей;

• включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

• имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

• он в значительной степени неповторим и уникален.

Затраты, график выполнения работ и качество – три важнейшие переменные лю­бого проекта, причем взаимосвязанные. Если, например, сократить время и бюджет, отведенные для определенного проекта, это почти наверняка приведет к снижению качества конечного продукта. Аналогично, чтобы обеспечить такое же качество за более короткий промежуток времени, потре­буются большие затраты. Задача руководителя проекта заключается в том, чтобы сбалансировать эти переменные и добиться оптимального равновесия между затратами, графиком выполнения работ и качеством проекта [4].

Успех проекта, во многом, определяется его участниками. Идеально, когда это команда единомышленников. Команда – это группа людей, действующих в тесном взаимодействии друг с другом, во имя достижения результата, за который они сами несут взаимную ответственность [4].

 Определенные фирмы работают исключительно по принципу выполнения проектных работ. К их числу относятся, например, крупные строительные компании. Напротив, коммунальные предприятия ориентирован­ы исключительно на выполнение текущих операций. Однако большинство компаний занимаются одновременно и текущими операциями, и проектами.

В качестве инструментов исследования процессов в организации используют метод декомпозиции работ (в результате получают иерархическую структуру работ, или «дерево работ»), матрицу ответственности, сетевой график, диаграмму Ганта. При формировании команды полезно воспользоваться тестом «Командные роли» Р.М. Белбина [1].

Секрет успешного управления проектами состоит в том, что нужно разбить проект на относительно небольшие, логически законченные и поддающиеся управлению блоки работ. В результате декомпозиции работ получается структура работ, которую удобно изобразить графически в виде «дерева».

Выделенные работы представляют в виде сетевого графика (рис. 45). В сетевом графике с необходимой степенью детализации изображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время предстоит выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданного срока [23].

 

Рис. 45. Сетевой график

 

Основными элементами сетевой модели являются работы и события. Работа представляет собой выполнение некоторого мероприятия, например, выполнение определенной технологической, управленческой или другой операции. Работа связана с затратами времени и ресурсов, она должна иметь начало и конец. На сетевом графике работа изображается стрелкой (рис. 45).

Событиями называют начальные и конечные точки работы, например, начало или окончание производственной операции. Предполагается, что событие не имеет продолжительности и не требует затрат ресурсов. Событие может начаться только тогда, когда закончатся все работы, ему предшествующие. Последующие работы могут начаться только тогда, когда событие свершится. События на графике изображаются кружками (рис. 45).

Особое положение занимают исходное и завершающее события. Исходное событие не имеет предшествующих работ и событий. Завершающее событие не имеет последующих работ и событий.

Последовательность работ и событий в сети образует пути. Интерес представляет полный путь – любой путь, начало которого совпадает с исходным событием сети, а конец – с завершающим. Среди полных путей под пристальным вниманием руководства должен находиться критический путь – наиболее продолжительный полный путь в сетевой модели. Это самый длинный по продолжительности путь от исходного до завершающего события. Он определяет время выполнения проекта в целом, поэтому задержки на нем недопустимы.

Основная задача сетевого планирования – нахождение критического пути и определение возможностей его сокращения (оптимизации).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...