Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция выявленных предпочтений, их аксиомы




Информация о предпочтениях индивида и о его бюджетном ограничении обычно используется для определения его спроса (объема и ассортимента приобретаемых благ). Рассмотрим, как можно использовать информацию о спросе потребителя для получения информации о его предпочтениях. Примем предпосылку о неизменности предпоч­тений в течение всего периода наблюдений. Предположим, что предпочтения, являются строго выпуклыми, то есть описываются стандартной кривой безразличия. Таким образом, при каждом бюджетном ограничении будет существовать единственный набор благ, характеризующий структуру спроса.

Выявленное предпочтение – предпочтение, информация о котором получена в результате наблюдения за поведением экономического агента. Концепция выявленных предпочтений – это один из методов моделирования потребительского поведения в условиях определённости, который был предложен в 1938 г. американским экономистом Полом Энтони Самуэльсоном (1915-2009). Метод основан на том, что у агентов имеются определённые устойчивые предпочтения, в соответствии с которыми они осуществляют выбор.

При построении теории подход, основанный на выборе (выявленные предпочтения) является в определенном смысле альтернативой другому подходу, основанному на заранее заданных предпочтениях.

Рассмотрим рис. 1.1, на котором изображены набор спроса потребителя (x, y) и другой, произвольно взятый набор (x’, y’), лежащий под бюджетной ли­нией потребителя. О предпочтениях потребителя в отноше­нии двух указанных товарных наборов можно сказать, что набор (x, y), который потребитель выбирает, выявленно предпочитается набору (x’, y’) – тому, который он мог бы выбрать. Набор (x, y) – это набор спроса потребителя, т. е. его оптимальный набор. Любой другой набор, лежащий на бюджетной линии или под ней, тоже может быть приобретён.

 

 


Рисунок 1.1 – Прямо выявленные предпочтения

 

Пусть (x, y) – набор, приобретаемый по ценам (px, py) при доходе потре­бителя, равном I, т. е. набор (x’, y’) удовлетворяет бюджетному ограничению

pxx’ + pyy’ £ I.

Поскольку набор (x, y) приобретён при заданном бюджетном ог­раничении, он должен удовлетворять бюджетному ограничению со знаком равенства

pxx + pyy = I

«Соединим» оба этих уравнения. Тот факт, что (x’, y’) доступен потребителю при бюджетном ограничении, заданном ценами и доходом (px, py, I), означает, что

pxx + pyy ³ pxx’ + pyy’.

Если неравенство выполняется, то набор (x, y) прямо выявленно предпочитается набору (x’, y’), т. е. (x, y) f (x’, y’).

Теперь рассмотрим рис. 1.2. Пусть (x’, y’) – набор спроса при ценах (p’x, p’y) и что (x’, y’) выявленно предпочитается какому-то другому набору (x1, y1), т. е.

p’xx’ + p’yy’ ³ p’xx1 + p’yy1

При этом набор (x, y) предпочтительнее (x’, y’), следовательно, при транзитивности предпочтений можно сказать, что (x, y) предпочтительнее (x1, y1), т. е. набор (x, y) косвенно выявленно предпочитается набору (x1, y1).

Если один набор прямо или косвенно выявленно предпочитается другому, говорят, что первый набор выявленно предпочитается второму. Выявленное предпочтение и транзитивность говорят о том, что для потребителя, сделавшего оптимальный выбор, набор (x, y) лучше набора (x1, y1). Кривая без­различия, проходящая через набор (x, y), какова бы ни была ее форма, должна лежать выше заштрихованной области.

 


Рисунок 1.2 – Косвенно выявленные предпочтения

(набор (x, y) косвенно выявленно пред­почитается набору (x1, y1))

 

Сделав еще ряд допущений в отношении предпочтений потребителя, можно получить более точные оценки формы кривых безразличия. Предпо­ложим, что известны два набора 2 и 3, выяв­ленно предпочитаемые набору 1, как показано на рис. 1.3, и что сделано допущение о выпуклости предпочтений Тогда известно, что все наборы, представляющие собой средневзвешенные из наборов 2 и 3, также предпо­читаются набору 1. Если принять предпосылку о монотонности предпочтений, то все те наборы, в которых содержится больше обоих това­ров, чем в наборах 1, 2 или 3, или любые их средневзвешенные, также предпочитаются набору 1.

 


Рисунок 1.3 – «Отслеживание» кривой безразличия

( Верхняя заштрихованная область состоит из наборов, предпочитаемых 1, а нижняя заштрихованная область – из набо­ров, выявленно худших по сравнению с 1. Кривая безразличия, проходящая че­рез набор 1, должна лежать между двумя заштрихованными областями)

 

Следовательно, если исходить из предпочтений потребителя, сделавшего данный выбор, то все наборы, ле­жащие в верхней заштрихованной области, лучше набора 1, а все наборы, лежащие в нижней заштрихованной области, хуже этого набора. Кривая безразличия, проходящая через набор 1, должна пролегать между двумя заштрихованными множествами.

Формальное определение выявленного предпочтения состоит в следующем.

Пусть имеется множество альтернатив X, из которых агент может делать выбор. Рассмотрим некоторое подмножество , которое описывает конкретную ситуацию выбора, то есть набор альтернатив, из которых можно делать выбор в сложившихся условиях. Примером такой ситуации служит бюджетное множество. Бюджетное множество – понятие в микроэкономической теории потребительского поведения, обозначающее подмножество допустимых альтернатив (потребительских наборов) с учётом экономических (бюджетных) ограничений, под которыми понимаются ограничения расходов потребителя его доходами и (или) первоначальными запасами экономических благ.

Рассмотрим семейство всевозможных для потребителя ситуаций выбора:

Тогда его выбор в конкретной ситуации можно описать как некоторое отображение (точечно-множественное или многозначное, т. е. совокупность наборов благ):

Содержательно это означает, что из списка доступных альтернатив агент выбирает одну или несколько, которые он считает предпочтительными. В этом случае говорят, что выбранная альтернатива выявлена не хуже, чем любая другая из списка.

Если при этом альтернатива , то говорят, что прямо выявленно предпочитается .

Изучая выбор в различных ситуациях можно построить так называемое выявленное предпочтение между элементами множества .

Пара при этом называется структурой выбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...