Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффекты замещения и дохода по Слуцкому




При изменении цены товара имеет место два рода эффектов: изменяются про­порция, в которой может меняться один товар на другой, и общая покупа­тельная способность дохода. Покупательная способность денеж­ного дохода возросла; хотя количество денег остается тем же самым, количество товара, которое можно на них купить, увеличилось.

Первый эффект – изменение спроса вследствие изменения пропорции обме­на между двумя товарами – называют эффектом замещения. Второй эффект – изменение спроса вследствие повышения покупательной способности – назы­вают эффектом дохода. Разложим эффект цены на два этапа: сначала допустим, что изменяются относительные цены, и скор­ректируем денежный доход таким образом, чтобы покупательная способность оставалась постоянной, а затем позволим меняться покупательной способно­сти, сохраняя при этом относительные цены постоянными (рис. 1.5). На нем изображена ситуация снижения цены товара Х.

 

y1
Y
x1
X

 

Рисунок 1.5 – Подход Слуцкого к изменению благосостояния потребителя

 

Следует определить, насколько надо изменить денежный доход, чтобы исходный набор оставался доступным. Пусть I' – сумма денежного дохода, при ко­торой исходный потребительский набор останется доступным; это сумма денеж­ного дохода, ассоциируемая с бюджетной линией, полученной в результате «по­ворота». Поскольку набор 1(x, у) доступен и при (Px, Py, I), и при (P'x, Py, I'),получаем

I' = P'x∙X + Py∙Y

I = Px∙X + Py∙Y

Вычитание второго уравнения из первого дает I' – I = X∙(P'x – Px).

Или, что тоже самое, DI = X∙DPx.

Из данного уравнения следует, что изменение денежного дохода, необходи­мое для того чтобы сделать старый набор доступным по новым ценам, равно первоначальной величине потребления товара 1, умноженной на изменение цены.

DI представляет изменение дохода, необходимое для того, чтобы сде­лать исходный набор доступным. Это изменение называется эквивалентным изменением дохода (EV – equivalent variation).

Изменение дохода и изменение цены всегда однонаправлены: если цена растет, приходится увеличивать доход, чтобы прежний набор оставался доступным.

Когда цена снижается, покупа­тельная способность потребителя растет, поэтому приходится уменьшать доход потребителя, чтобы сохранить его покупательную способность на прежнем уровне.

Хотя набор 1 все еще доступен, при переходе к бюджетной линии, полученной поворотом, он уже не является оптимальным. На рис. 1.6 обозначен оптимальный набор 3, лежащий на бюджетной линии, получен­ной ее «поворотом» из исходной. Этот товарный набор становится опти­мальным, когда изменяется цена, а затем корректируется денежный доход та­ким образом, чтобы сохранить доступность старого товарного набора. Движение от 1 к 3 – это эффект замещения. Этот эффект показывает, каким образом потребитель «замещает» один товар другим при изменении це­ны, но при сохранении постоянной покупательной способности.

Эффект замещения есть изменение спроса на то­вар X при изменении цены до P'x и одновременном изменении денеж­ного дохода.

Y


Эффект дохода
Эффект замены
 
 
 
X

 

Рисунок 1.6 – Эффекты замены и дохода по методу Слуцкого

 

Эффект замещения называют изменением компенсированного спроса. Идея состоит в том, что потребителю компенсируют повышение цены таким увеличением его дохода, которое позволяет ему купить исходный потребительский набор. Если же цена снижается, то «компенсация» заключается в том, что у него отбирают часть денежного дохода.

Параллельный сдвиг бюджетной линии происходит тогда, когда доход меняется, а относительные цены остаются по­стоянными. Поэтому второй этап приспособления спроса к изменению цены называютэффектом дохода. Изменяем доход потребителя с I' на I,сохраняя цены постоянными на уровне (P'x, Py). Вследствие этого изменения попадаем на рис. 1.6 из точки 3 в точку 2. Это называют эффектом дохода, так как изменяется только доход.

Эффект дохода – это изменение спроса на товар X при изменении дохода с I' до I и сохранении цены товара X постоянной на уровне P'x.

Эффект дохода может действовать двояким образом: он ведет либо к повы­шению, либо к понижению спроса на товар X в зависимости от того, о каком товаре идет речь – нормальном или товаром низшей категории; эффект замещения всегда действует в направлении, обратном изменению цены.

При снижении цены необходимо уменьшать доход, чтобы сохранить поку­пательную способность постоянной. Если товар – нормальный, то такое уменьшение дохода приведет к сокращению спроса. Если товар является това­ром низшей категории, уменьшение дохода приведет к увеличению спроса.

Знак эффекта замещения определяется в зависимости от направления изменения цены блага. Если цена понижается, то эф­фект замещения больше нуля, если повышается – меньше нуля. Та­ким образом, это та составляющая в общем изменении величины спроса, которая в точности соответствует привычным представлениям о зависимости между ценой и величиной спроса.

Знак эффекта дохода однозначно определить нельзя, пока не будет известна шкала предпочтений (в виде карты кривых безраз­личия). В этом вопросе нельзя абстрагироваться от характеристики блага в отношении к различным уровням благосостояния, поскольку существует большая группа благ низшей категории, спрос на которые по мере роста реального дохода (при прочих равных условиях) падает. В случае с благами низшей категории эффект дохода будет действовать в обратном направлении по отношению к эффекту замены.

В этом случае результат взаимодействия эффекта замещения и эффекта дохода не определен. Тем не менее, в данной группе благ можно выделить подгруппу «товары Гиффена», для которых эф­фект замены меньше эффекта дохода, что приводит к результату: понижение (повышение) цены товара приводит к уменьшению (увеличению) величины спроса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...