Эффекты замещения и дохода по Слуцкому
При изменении цены товара имеет место два рода эффектов: изменяются пропорция, в которой может меняться один товар на другой, и общая покупательная способность дохода. Покупательная способность денежного дохода возросла; хотя количество денег остается тем же самым, количество товара, которое можно на них купить, увеличилось. Первый эффект – изменение спроса вследствие изменения пропорции обмена между двумя товарами – называют эффектом замещения. Второй эффект – изменение спроса вследствие повышения покупательной способности – называют эффектом дохода. Разложим эффект цены на два этапа: сначала допустим, что изменяются относительные цены, и скорректируем денежный доход таким образом, чтобы покупательная способность оставалась постоянной, а затем позволим меняться покупательной способности, сохраняя при этом относительные цены постоянными (рис. 1.5). На нем изображена ситуация снижения цены товара Х.
Рисунок 1.5 – Подход Слуцкого к изменению благосостояния потребителя
Следует определить, насколько надо изменить денежный доход, чтобы исходный набор оставался доступным. Пусть I' – сумма денежного дохода, при которой исходный потребительский набор останется доступным; это сумма денежного дохода, ассоциируемая с бюджетной линией, полученной в результате «поворота». Поскольку набор 1(x, у) доступен и при (Px, Py, I), и при (P'x, Py, I'),получаем I' = P'x∙X + Py∙Y I = Px∙X + Py∙Y Вычитание второго уравнения из первого дает I' – I = X∙(P'x – Px). Или, что тоже самое, DI = X∙DPx. Из данного уравнения следует, что изменение денежного дохода, необходимое для того чтобы сделать старый набор доступным по новым ценам, равно первоначальной величине потребления товара 1, умноженной на изменение цены.
DI представляет изменение дохода, необходимое для того, чтобы сделать исходный набор доступным. Это изменение называется эквивалентным изменением дохода (EV – equivalent variation). Изменение дохода и изменение цены всегда однонаправлены: если цена растет, приходится увеличивать доход, чтобы прежний набор оставался доступным. Когда цена снижается, покупательная способность потребителя растет, поэтому приходится уменьшать доход потребителя, чтобы сохранить его покупательную способность на прежнем уровне. Хотя набор 1 все еще доступен, при переходе к бюджетной линии, полученной поворотом, он уже не является оптимальным. На рис. 1.6 обозначен оптимальный набор 3, лежащий на бюджетной линии, полученной ее «поворотом» из исходной. Этот товарный набор становится оптимальным, когда изменяется цена, а затем корректируется денежный доход таким образом, чтобы сохранить доступность старого товарного набора. Движение от 1 к 3 – это эффект замещения. Этот эффект показывает, каким образом потребитель «замещает» один товар другим при изменении цены, но при сохранении постоянной покупательной способности. Эффект замещения есть изменение спроса на товар X при изменении цены до P'x и одновременном изменении денежного дохода.
Рисунок 1.6 – Эффекты замены и дохода по методу Слуцкого
Эффект замещения называют изменением компенсированного спроса. Идея состоит в том, что потребителю компенсируют повышение цены таким увеличением его дохода, которое позволяет ему купить исходный потребительский набор. Если же цена снижается, то «компенсация» заключается в том, что у него отбирают часть денежного дохода. Параллельный сдвиг бюджетной линии происходит тогда, когда доход меняется, а относительные цены остаются постоянными. Поэтому второй этап приспособления спроса к изменению цены называютэффектом дохода. Изменяем доход потребителя с I' на I,сохраняя цены постоянными на уровне (P'x, Py). Вследствие этого изменения попадаем на рис. 1.6 из точки 3 в точку 2. Это называют эффектом дохода, так как изменяется только доход.
Эффект дохода – это изменение спроса на товар X при изменении дохода с I' до I и сохранении цены товара X постоянной на уровне P'x. Эффект дохода может действовать двояким образом: он ведет либо к повышению, либо к понижению спроса на товар X в зависимости от того, о каком товаре идет речь – нормальном или товаром низшей категории; эффект замещения всегда действует в направлении, обратном изменению цены. При снижении цены необходимо уменьшать доход, чтобы сохранить покупательную способность постоянной. Если товар – нормальный, то такое уменьшение дохода приведет к сокращению спроса. Если товар является товаром низшей категории, уменьшение дохода приведет к увеличению спроса. Знак эффекта замещения определяется в зависимости от направления изменения цены блага. Если цена понижается, то эффект замещения больше нуля, если повышается – меньше нуля. Таким образом, это та составляющая в общем изменении величины спроса, которая в точности соответствует привычным представлениям о зависимости между ценой и величиной спроса. Знак эффекта дохода однозначно определить нельзя, пока не будет известна шкала предпочтений (в виде карты кривых безразличия). В этом вопросе нельзя абстрагироваться от характеристики блага в отношении к различным уровням благосостояния, поскольку существует большая группа благ низшей категории, спрос на которые по мере роста реального дохода (при прочих равных условиях) падает. В случае с благами низшей категории эффект дохода будет действовать в обратном направлении по отношению к эффекту замены. В этом случае результат взаимодействия эффекта замещения и эффекта дохода не определен. Тем не менее, в данной группе благ можно выделить подгруппу «товары Гиффена», для которых эффект замены меньше эффекта дохода, что приводит к результату: понижение (повышение) цены товара приводит к уменьшению (увеличению) величины спроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|