Предметные методики обучения младших школьников
ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3. 1. ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тема 1. Теоретические основы обучения русскому языку. Принципы классификации лексики русского языка. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Имя существительное как часть речи, его семантические, морфологические и синтаксические свойства. Морфологическая категория рода существительных. Двуродовые существительные. Морфологическая категория числа существительных. Морфологическая категория падежа и склонение существительных. Имя прилагательное как часть речи, его семантические, морфологические и синтаксические свойства. Словоизменительные и структурные морфологические категории рода, числа и падежа прилагательных, отражающие зависимость прилагательных от соответствующих форм существительных. Морфологическая категория степени сравнения прилагательного как система форм, выражающих меру проявления признака при сравнении. Глагол как часть речи, его семантические, синтаксические и морфологические свойства. Морфологическая категория вида и залога как категории присущие всем формам глагола. Морфологические категории глагола наклонения, времени и лица. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое предложение как одна из основных грамматических категорий синтаксиса, Классификация предложений в современном русском языке. Система структурно-семантических типов простого предложения. Вопрос об односоставных предложениях в русском синтаксисе. Структурно-семантическая характеристика сложных предложений и их классификации. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение.
Категории и понятия: имя существительное, имя прилагательное, глагол, словосочетание, предложение. Тема 2. Теоретические основы методики обучения русскому языку в начальной школе. Методика обучения русскому языку как наука. Задачи обучения русскому языку и литературе на современном этапе развития начальной школы. Предмет и задачи методики обучения русскому языку и литературе. Структура научного курса методики. Соотношение теории и практики. Специфика методики начального обучения русскому языку как родному и неродному. Значение русского (родного) языка в жизни и в системе школьного образования. Методологические основы методики русского языка. Единство языка и мышления. Принципы обучения русскому языку как родному и неродному. Интерпретация общедидактических принципов в методике русского языка. Место методики преподавания русского языка среди других наук. Её связи с науками о языке, с педагогикой и психологией, с теорией речевой деятельности, с логикой и литературоведением. Методы исследования в методике обучения русскому языку и литературе. Сущность метода. Теоретический, эмпирический методы, методы обработки данных. Эксперимент. Условия обеспечения высокого научного уровня решения задач методики. Изучение, обобщение передового опыта школ и учителей. Основные вехи развития методики как науки. Краткий историко-критический обзор становления и развития методики начального обучения русскому языку в 19-20 вв. (К. Д. Ушинский, Ф. И. Буслаев, Л. Н. Толстой, Н. Ф. Бунакова и др. ). Развитие методики начального обучения русскому языку в 21 веке. Стратегия и тактика современного обучения русскому языку младших школьников в соответствии с ФГОС НОО 2009 года. Проблематика современной методики. Содержание языкового образования в современной школе на основе требований ФГОС начального общего образования. Образовательное и воспитательное значение предмета «Русский язык».
Категории и понятия: предмет науки, задачи методики обучения русскому языку, методологические основы, методы исследования, методы обучения, принципы обучения. Студент должен: знать задачи, методологическую основу методики обучения русскому языку и литературе, принципы обучения русскому языку в начальной школе; владеть структурой научного курса методики; знать требования ФГОС НОО к содержанию языкового и литературного образования младших школьников. Тема 3. Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Содержание языковой подготовки в современной начальной школе. Требования к языковой и литературной подготовке учащихся в соответствии с ФГОС НОО. Особенности организации обучения русскому языку младших школьников в соответствии с реализацией системно-деятельностного подхода. Особенности предмета " русский язык" в начальной школе. Специфика начального курса русского языка. Содержание языкового образования в современной школе на основе требований ФГОС начального общего образования. Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе развития начальной школы. Значение изучения предмета " русский язык" в начальной школе. Образовательное, воспитательное значение предмета «русский язык». Коммуникативная направленность курса " Русский язык" в современной системе обучения младших школьников. Место русского языка как учебного предмета в начальных классах. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку в начальных классах. Требования ФГОС НОО к уровню учебных достижений обучающихся в части их лингвистического и речевого развития. Принципы построения программ по русскому языку: функционально-системный подход, линейный принцип, концентрический принцип. Основные разделы программ, их структура и взаимосвязь. Объем знаний, умений и навыков (базовый материал, вариант для учащихся с родным (нерусским) языком обучения) по годам обучения. Требования к организации обучения младших школьников русскому языку в соответствии с системно-деятельностным подходом.
Категории и понятия: русский язык как учебный предмет, функциональная грамотность, коммуникативная направленность, результаты обучения: предметные и метапрепредметные, учебные достижения, основная образовательная программа, системно-деятельностный подход Студент должен: знать содержание языкового образования в современной школе на основе требований ФГОС начального общего образования, принципы построения программ по русскому языку; владеть умениями анализа программ по русскому языку для начальной школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|