3. 2. Методика преподавания математики
Тема 10. Методика правописания и культуры письма. Научные основы методики преподавания орфографии в начальной школе. Формирование навыка правописания у обучающихся младшего школьного возраста. Требования к формированию правописной компетенции у обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Лингвистические основы современного обучения орфографии. Принципы русской орфографии. Учёт лингвистической сущности правописания как условие построения методической системы. Сравнение морфологического и фонематического принципов. Фонематический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Сущность понятия " орфограмма" и его роль в формировании навыка грамотного письма.. Орфографическая зоркость. Зависимость выбора методов обучения от принципа и свойств изучаемого орфографического явления. Психологическая природа орфографического навыка. Специфично орфографические компоненты навыка: операция обнаружения орфограммы, операция подведения орфограммы под правило, операция выбора нормативного варианта, операция самоконтроля. Общеязыковые компоненты орфографического навыка: семантические, фонетические, морфологические, синтаксические. Методика работы над формированием орфографического навыка. Система упражнений по формированию орфографического навыка. Требования к формированию правописной компетенции у обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Понятие «орфографического правила». Типы орфографических правил: одновариантные, двухвариантные, правила-рекомендации. Методика работы над орфографическим правилом. Выбор методов обучения исходя из сущности орфограммы. Урок работы над орфографическим правилом.
Правила оформления письменной работы. Интерференция и транспозиция. Основные типы орфографических ошибок, их диагностика, методика работы над предупреждением и исправлением ошибок. Система работы над орфографическими ошибками. Особенности организации урока над орфографическими ошибками. Категории и понятия: орфография, правописная компетенция, орфографический навык, орфограмма, принципы орфографии, орфографическое правила, орфографические упражнения, орфографические ошибки, система работы над ошибками. Студент должен: знать лингвистические и психологические основы современного обучения орфографии, этапы работы над орфографическим навыком, типы орфографических правил; уметь планировать систему упражнений по формированию орфографического навыка, орфографическими ошибками; владеть методикой работы над орфографическим правилом, методами обучения орфографии, методикой работы над предупреждением и исправлением ошибок. Тема 11. Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников. Научные основы работы по развитию речи учащихся начальной школы. Требования к уровню речевого развития обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО. Понятие о речи и ее развитии у детей. Речь как деятельность. Ее функции и виды. Теория речевой деятельности как основа методики развития речи. Условия успешной речевой деятельности и успешного развития речи школьников. Требования к полноценному навыку речи. Взаимосвязь мышления и речи как методологическая основа работы по развитию речи учащихся. Речь как важное средство развития интеллекта учащихся. Развитие речи как средство воспитания учащихся. Взаимосвязь работы по развитию речи детей с другими видами занятий по русскому языку (чтение, письмо, грамматика и орфография, слушание, говорение). Коммуникативная направленность обучения русскому языку на современном этапе развития начальной школы. Требования к уровню речевого развития обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО.
Методика работы по развитию речи на разных уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне создания устного связного высказывания и письменного текста. Произносительная работа в начальной школе. Работа над дикцией, интонацией и орфоэпией на уроках русского языка и чтения. Лингвистические основы словарной работы. Задачи словарной работы в начальных классах школы, основные направления работы на лексическом уровне развития речи. Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся. Задачи работы над словосочетанием и предложением в начальных классах. Роль речевой среды в развитии синтаксических умений учащихся начальных классов. Связь синтаксических упражнений с грамматическими занятиями и со словарной работой. Работа над связной речью. Задачи развития связной речи, основные умения в области самостоятельной связной речи, которыми должны овладеть школьники в начальных классах. Формирование понятий «текст», типы текста: описание, повествование, рассуждение, смешанный текст. Элементы стилистической дифференциации в развитии связной речи младших школьников. Методика организации детского словесного творчества. Жанры письменных работ учащихся. Понятие о системе упражнений по развитию связной речи учащихся; планирование этих упражнений по годам обучения. Речевые ошибки учащихся, основные типы ошибок, их причины и способы исправления. Работа над культурой речи учащихся. Методика работы над ошибками после проверки изложений или сочинений учащихся. Обучение школьников проверке и самостоятельному совершенствованию написанного текста сочинения, как средство активной работы над культурой речи. Культура речи учителя и учащихся и ее значение. Категории и понятия: речевая деятельность, развитие речи, коммуникативная направленность обучения, произносительный, лексический, синтаксический уровень речевого развития. связная речь, текст, типы текста, речевые упражнения, культура речи. Студент должен: знать условия успешной речевой деятельности и успешного развития речи школьников, направления развития речи, виды упражнений по развитию речи, типы речевых ошибок; уметь планировать работу по развитию речи на разных уровнях; владеть методикой организации работы по развитию речи и уроков по подготовке собственных творческих высказываниях детей.
3. 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|