Понятие правового режима информации и его разновидности.
Законодательство не содержит определения правового режима информации. В литературе под правовым режимом информации понимается порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязательств и создающих особую направленность регулирования. Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений, то можно говорить о льготном информационном режиме. Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений, то можно говорить об ограниченном информационном режиме. Согласно статьи 15 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в зависимости от категории доступа информация делится на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Это позволяет классифицировать правовые режимы информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа. Законодательство в ч. 2 ст. 16 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» содержит перечень сведений, доступ к которым не подлежит какому-либо ограничению: 1. о правах, свободах, законных интересах и обязанностях физических лиц, правах, законных интересах и обязанностях юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов, исполнения обязанностей; 2. о деятельности государственных органов, общественных объединений; 3. о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
4. о социально-экономическом развитии Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц; 5. о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности; 6. о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства; 7. о состоянии преступности, а также о фактах нарушения законности; 8. о льготах и компенсациях, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; 9. о размерах золотого запаса; 10. об обобщенных показателях по внешней задолженности; 11. о состоянии здоровья должностных лиц, занимающих должности, включенные в перечень высших государственных должностей Республики Беларусь; 12. накапливаемой в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах государственных органов, физических и юридических лиц, созданных (предназначенных) для информационного обслуживания физических лиц. Предоставление общедоступной информации может осуществляться на основании обращения заинтересованного государственного органа, физического или юридического лица к обладателю такой информации. Общедоступная информация может не предоставляться на основании обращения в случае, если: - для получения запрашиваемой информации требуется проведение аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав и законных интересов обратившегося лица; - запрашиваемая информация опубликована в официальных периодических печатных изданиях, средствах массовой информации либо размещена в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов в глобальной компьютерной сети Интернет или на других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет; - запрашиваемая информация ранее предоставлялась обратившемуся лицу;
- запрашивается информация, содержащаяся в докладных записках, поручениях должностных лиц и другой внутренней переписке государственного органа, иного юридического лица, если такая информация непосредственно не связана с защитой прав и законных интересов лица, обратившегося за получением общедоступной информации; - запрашиваются копии имеющихся в государственном органе, у юридического лица документов других государственных органов, юридических лиц, за исключением случая, когда указанные государственные органы, юридические лица ликвидированы и отсутствуют их правопреемники, а также в иных случаях, когда от указанных государственных органов, юридических лиц получить такие копии документов в установленном порядке невозможно; - в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. В государственном органе в доступном для обозрения месте должна быть размещена следующая информация, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено: - о государственном органе (официальное наименование и структура государственного органа; почтовый адрес, адрес электронной почты; номера телефонов справочных служб; режим работы государственного органа; сведения о руководителе государственного органа и его заместителях (должность, фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии), номер служебного телефона); официальное наименование, почтовый адрес и режим работы вышестоящего государственного органа и график личного приема физических лиц, их представителей, представителей юридических лиц в этом органе); - о работе с обращениями физических и юридических лиц; - об осуществлении административных процедур в отношении физических и юридических лиц. В государственном органе в доступном для обозрения месте может размещаться также иная информация в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь либо по решению руководителя государственного органа. В тоже время ст. 17 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» содержит перечень сведений, распространение и (или) предоставление которых ограничено:
1) информация о частной жизни физического лица и персональные данные; 2) сведения, составляющие государственные секреты; 3) служебная информация ограниченного распространения; 4) информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну; 5) информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; 6) иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. Специальной оговорки требует правовой режим документированной информации. Этот режим не подпадает под классификационное основание, так как это не мера доступности сведений, а она отражает лишь форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Режим документированной информации не отвергает возможность отнесения ее к разряду свободно или ограниченно доступных.
Режим свободного доступа. Режим свободного доступа можно разделить на несколько режимов: 1) режим исключительных прав. В отношении информации, существующей в форме охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, относящихся к связанному типу информации, определен адекватный их правовой природе режим правовой охраны. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов. Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции. Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Содержание прав на охраняемый результат варьируется в зависимости от разновидности последнего. Например, исключительное право на использование произведений образует десять самостоятельных правомочий (право на воспроизведение, распространение, на импорт, на публичный показ, на перевод и т.д.).
Из юридической монополии, которой наделяется обладатель исключительных прав практически для каждого из охраняемых продуктов интеллектуальной деятельности, сделаны изъятия в форме указания на случай их свободного использования или формулирования; 2) режим общественного достояния. Данный правовой режим информации является модифицированным вариантом режима свободного доступа к информации, который квалифицируется Конституцией Республики Беларусь как основная гарантия прав человека и гражданина. Установление режима общественного достояния в отношении информации обусловлено необходимостью придания отдельным разновидностям сведений качеств, общественно необходимых и полезных всем членам общества. В таком режиме может находиться не любая общедоступная информация, а лишь та, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п. Принципы, на которых основывается режим общественного достояния, сводятся к следующему: а) общедоступность; б) равенство возможностей на доступ; в) обеспеченность информации особой охраной государства. Принцип общедоступности реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений. Принцип равенства возможностей на доступ реализуется путем предоставления всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса единообразных условий для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения. Принцип обеспеченности информации особой государственной охраной реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов; 3) режим массовой информации. Правовой режим массовой информации обусловлен ролью института массовой информации, которую последний призван играть в общественной жизни. Эта роль характеризуется, прежде всего, необходимостью поддержания в обществе так называемого естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Республики Беларусь. Состояние свободы массовой информации является доминирующим среди иных состояний открытой информации. Поэтому правовой режим массовой информации выступает в роли главного среди других их разновидностей, составляющих режим свободного доступа.
В отличие от режима исключительных прав и режима общественного достояния режим массовой информации характеризуется меньшей степенью формализации информационных отношений применительно к субъектам, выступающим ее потребителями. Однако и здесь подобная формализация необходима и неизбежна, скажем, при регулировании отношений, связанных с распространением периодических печатных изданий по подписке. В целом же потребитель массовой информации в отличие от потребителя информации, существующей в форме охраняемых результатов интеллектуальной деятельности или информации, отнесенной к общественному достоянию, не ограничен какими-либо запретами помимо социальных ограничений возможности выбора или языковых барьеров, которые не относятся к сфере правовой регламентации. Действующие нормативные запреты в основном касаются лиц, продуцирующих для неограниченного круга потребителей печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Наиболее общим запретом, введенным Конституцией Республики Беларусь в отношении массовой информации, является недопущение пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, установлены также иные запреты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|