Порядок разработки, внедрения и использования информационных систем и технологий.
Отношения, возникающие при разработке информационных систем, регулируются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»). По договору на выполнение научно-исследовательских работ одна сторона (исполнитель) обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а другая сторона (заказчик) обязуется принять работу и оплатить ее (ст. 723). Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы). Исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика. При выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (статья 660). Если иное не предусмотрено договорами, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны.
Стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ имеют право использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. Исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: 1) выполнить работу в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику результат в предусмотренный договором срок; 2) согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование; 3) своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре; 4) незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы; 5) гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц. Заказчик в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: 1) передавать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию; 2) принять результаты выполненных работ и оплатить их. Договором может быть также предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ.
Если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором на выполнение научно-исследовательских работ результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре. Ввод в действие государственных информационных систем осуществляется владельцем только после проведения их государственной регистрации. Государственная регистрация информационных систем осуществляется в целях создания единой системы учета информационных систем, обеспечения их сохранности, а также информирования государственных органов, физических и юридических лиц об информационных системах в Республике Беларусь. Предоставление информационных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации. Порядок государственной регистрации информационных систем, за исключением информационных систем, содержащих государственные секреты, и порядок ведения Государственного регистра информационных систем определяются Советом Министров Республики Беларусь (постановлением от 26 мая 2009 г. №673). Порядок государственной регистрации информационных систем, содержащих государственные секреты, определяется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь. Государственная регистрация информационных систем, за исключением информационных систем, содержащих государственные секреты, осуществляется Министерством связи и информатизации или уполномоченной им организацией (регистрирующей организацией) на основании заявки на регистрацию информационных систем, подаваемой их собственником (владельцем) (заявителем). В настоящее время Министерство связи и информатизации уполномочило научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» на осуществление государственной регистрации информационных систем, формирование и ведение Государственного регистра информационных систем.
Форма заявки на регистрацию информационных систем устанавливается Министерством связи и информатизации (постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 5 августа 2009 г. № 32). Заявки на регистрацию государственных информационных систем представляются в регистрирующую организацию заявителем в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию. Представление заявок на регистрацию негосударственных информационных систем может осуществляться на любом этапе эксплуатации таких систем. Регистрирующая организация в 3-дневный срок со дня поступления заявки на регистрацию информационной системы осуществляет проверку правильности ее оформления. Неправильно оформленные заявки на регистрацию информационной системы возвращаются регистрирующей организацией заявителям с указанием выявленных недостатков. Заявители вправе в 10-дневный срок со дня возврата таких заявок устранить недостатки и представить их для дальнейшего рассмотрения. При отказе устранить выявленные недостатки или неустранении таких недостатков в 10-дневный срок, регистрирующая организация отказывает в государственной регистрации информационных систем, о чем письменно извещает заявителей. Условиями государственной регистрации информационной системы являются: - соответствие информационной системы заявленным характеристикам; - регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в ней. В целях оценки соответствия указанным условиям регистрирующая организация создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии и положение о ней утверждаются приказом руководителя регистрирующей организации по согласованию с Министерством связи и информатизации. Экспертная комиссия рассматривает заявки на регистрацию информационной системы в месячный срок со дня их поступления и дает экспертное заключение, которое может содержать вывод о соответствии (положительное экспертное заключение) либо несоответствии (отрицательное экспертное заключение) информационной системы указанным условиям.
Если в ходе рассмотрения заявки на регистрацию информационной системы экспертная комиссия приходит к выводу о необходимости доработки этой системы, данная комиссия извещает об этом заявителя. Заявитель вправе в срок, согласованный с экспертной комиссией, устранить выявленные недостатки и представить заявку на регистрацию информационной системы экспертной комиссии для повторного рассмотрения. Регистрирующая организация в 7-дневный срок со дня получения положительного экспертного заключения включает информационную систему в Государственный регистр информационных систем с присвоением ей регистрационного номера и направляет заявителю регистрационное свидетельство согласно форме, устанавливаемой Министерством связи и информатизации. При получении отрицательного экспертного заключения регистрирующая организация отказывает в регистрации информационной системы, о чем в 7-дневный срок письменно извещает заявителя с указанием причин отказа и направлением ему отрицательного экспертного заключения. Дата выдачи заявителю регистрационного свидетельства является датой готовности государственной информационной системы к постоянной эксплуатации. В случае прекращения действия зарегистрированной информационной системы собственник (владелец) такой системы не менее чем за 30 дней до даты прекращения ее действия письменно извещает регистрирующую организацию с указанием регистрационного номера информационной системы, причин и даты прекращения ее действия. На основании полученного извещения регистрирующая организация вносит сведения в Государственный регистр информационных систем как о прекратившей действие информационной системе с даты, указанной в извещении. При необходимости внесения изменений в действующую и зарегистрированную информационную систему ее собственник (владелец) не позднее одного месяца до даты внесения таких изменений письменно (по форме заявки на регистрацию информационной системы) извещает об этом регистрирующую организацию, что является основанием для внесения сведений о таких изменениях в Государственный регистр информационных систем и свидетельство о регистрации (в случае необходимости). Негосударственные информационные системы регистрируются в том же порядке, что и негосударственные, в Государственном регистре информационных систем на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Государственный регистр информационных систем (далее – регистр) является республиканским государственным информационным ресурсом, включающим в себя сведения о составе и назначении зарегистрированных информационных систем с указанием их собственников (владельцев), условий использования и доступа к информации, содержащейся в них. Формирование и ведение регистра осуществляет регистрирующая организация, в частности научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем». Регистрирующая организация ежегодно представляет в Министерство связи и информатизации отчет о регистрации информационных систем. По данным регистрации информационных систем Министерство связи и информатизации периодически, но не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных систем Республики Беларусь. Доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в регистре, осуществляется через портал ОАИС. Принципы использования государственных информационных систем: - доступность для пользователей; - авторизованный, гарантированный и безопасный доступ пользователей к информации, содержащейся в них; - своевременность предоставления информации пользователям; - авторизованный и безопасный обмен информацией между пользователями; - конфиденциальность использования информации в государственных информационных системах на основе разграничения доступа к ресурсам, содержащимся в них, в пределах предоставленных пользователям полномочий; - целостность данных при формировании, передаче, использовании, обработке и хранении информации; - реализация мер по защите информации; - надежность функционирования и устойчивость к программным техническим сбоям, включая случаи некорректной работы пользователей; - возможность дальнейшего расширения государственных информационных систем путем модернизации программных и технических средств, включения в них новых компонентов; - иные критерии (характеристики), связанные с эффективностью использования государственных информационных систем и информации, содержащейся в них. Условия пользования конкретной государственной информационной системой определяются на основании положения о ней, которое разрабатывается и утверждается ее владельцем, и доводятся до сведения всех заинтересованных субъектов информационных отношений. Не допускается использование в государственных информационных системах нелицензионных и (или) несертифицированных программных и технических средств. Организация взаимодействия государственных информационных систем осуществляется посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС) – единая государственная информационная система, обеспечивающая интеграцию государственных информационных ресурсов, а также в установленном порядке обеспечивающая доступ субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в них. ОАИС осуществляет интеграцию государственных информационных ресурсов государственных органов Республики Беларусь – МВД (АС «Паспорт»), Минюст Республики Беларусь (единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), Министерство образования Республики Беларусь (Банк данных документов об образовании), МНС Республики Беларусь (Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) Республики Беларусь), Национальный банк Республики Беларусь (Курсы валют, устанавливаемые НБ Республики Беларусь) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|