Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Режим ограниченного доступа.

Понятие «информация, распространение и (или) предоставление которой ограничено» применяется в ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации».

Законодательство ссылается на множество видов информации с ограниченным доступом. Наиболее часто встречаемые понятия: «конфиденциальная информация», «нераскрытая информация», «деловой (производственный) секрет», «тайна исповеди», «тайна нотариальных действий», «врачебная тайна», «коммерческая тайна», «государственная тайна», «служебная тайна», «тайна личной жизни», «тайна голосования», «тайна телефонных переговоров», «тайна почтовых отправлений», «налоговая тайна». В то же время нормативные акты не дают четкой классификации указанных видов, зачастую идентичные понятия в них наполняются разным содержанием.

Для построения системы информации с ограниченным доступом необходимо исходить из сути ее охраны, т.е. интереса, который преследуется путем охраны информации. Логичной видится следующая градация интересов:

1) публичный интерес - охрана информационных ресурсов, имеющих государственное значение (в т.ч. государственных секретов);

2) коммерческий интерес — интерес хозяйствующих субъектов по ограничению доступа к информации для получения преимуществ в конкуренции;

3) защита личных прав — неприкосновенность личной жизни и связанные с этим профессиональные тайны, а также неимущественные права, не связанные с имуществом.

Кроме этого, классифицирующим признаком является способ охраны указанных интересов. Охрана может осуществляться путем ограничения доступа к необходимой информации — «засекречивания» (когда охраняется суть) либо обременения доступа определенными условиями — «контроль оборота информации» (когда охраняется форма).

Режим ограниченного доступа также можно разделить на несколько видов:

I) режимы конфиденциальной информации:

а) коммерческая тайна.

Правовой режим коммерческой тайны установлен Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь от 5 января 2013 г. «О коммерческой тайне», который вступил в силу в июле 2013 г.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. «О коммерческой тайне» коммерческая тайна – сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны может устанавливаться в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

1) не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;

2) имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам. Сведения имеют коммерческую ценность в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ или услуг либо получить иную коммерческую выгоду;

3) не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

4) не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. «О коммерческой тайне» коммерческую тайну не могут составлять сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;

4) о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

5) о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;

6) об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;

7) о состоянии окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

8) о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;

9) о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

10) о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;

11) о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

12) об условиях аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, а также о проданных объектах приватизации, об условиях их продажи и о покупателях;

13) о финансовом состоянии лица, предоставляемые в соответствии с требованиями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);

14) иные сведения, определенные законодательными актами.

Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности.

Режим коммерческой тайны включает в себя следующие меры:

- ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с носителями коммерческой тайны, а также контроля за соблюдением такого порядка;

- учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;

- регулирование отношений, связанных с доступом работников к коммерческой тайне, на основании трудового договора (контракта), а также на основании обязательства о неразглашении коммерческой тайны, дополнительно заключаемого по требованию нанимателя с работником, получающим доступ к коммерческой тайне;

- регулирование отношений, связанных с доступом контрагентов к коммерческой тайне, на основании гражданско-правового договора;

- определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Наряду с данными мерами владелец коммерческой тайны (юридическое или физическое лицо, том числе индивидуальный предприниматель, государственный орган) вправе применять не запрещенные законодательством технические средства и методы защиты информации, а также другие меры, не противоречащие законодательству.

Владелец коммерческой тайны может на носителях коммерческой тайны применять гриф «Коммерческая тайна» с указанием владельца коммерческой тайны (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для физических лиц – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина и место его жительства).

Владелец коммерческой тайны имеет право, не нарушая обязательств, принятых по заключенным им договорам, изменять или отменять режим коммерческой тайны, в том числе в отношении отдельных сведений, составляющих коммерческую тайну.

Доступ к коммерческой тайне предоставляется с согласия ее владельца, за исключением следующих случаев. Доступ к коммерческой тайне предоставляется по требованию:

- суда – по находящимся в его производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по находящимся у него на исполнении исполнительным документам;

- прокурора или его заместителя;

- органов дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;

- органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- налоговых и таможенных органов;

- антимонопольных органов;

- других государственных органов и иных лиц, определенных законодательными актами.

В данных случаях предоставление доступа к коммерческой тайне осуществляется на безвозмездной основе. Требование о предоставлении доступа к коммерческой тайне должно быть оформлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом и должно содержать цель, правовое основание для ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, и срок их предоставления, если иное не установлено законодательными актами.

Наниматель, являющийся владельцем коммерческой тайны и (или) получивший доступ к коммерческой тайне третьих лиц, обязан:

- ознакомить работников, которым доступ к коммерческой тайне необходим для выполнения трудовых (служебных) обязанностей, с категориями сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ (без раскрытия содержания этих сведений);

- ознакомить работников, получающих доступ к коммерческой тайне, с установленным им режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ;

- создать работникам необходимые условия для соблюдения установленного им режима коммерческой тайны;

- осуществлять иные действия, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

В целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, работники обязаны:

- соблюдать установленный нанимателем режим коммерческой тайны, не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведения, составляющие коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, и не использовать сведения, составляющие коммерческую тайну, в целях, не связанных с выполнением трудовых (служебных) обязанностей;

- незамедлительно сообщать нанимателю о допущенных ими либо ставших известными им фактах незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведениями, составляющими коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, фактах незаконного использования этих сведений, фактах разглашения или угрозы разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, а также о требованиях доступа к коммерческой тайне со стороны государственных органов и иных лиц;

- подписать по требованию нанимателя обязательство о неразглашении коммерческой тайны;

- передать нанимателю при прекращении трудового договора (контракта) находящиеся у них носители коммерческой тайны.

Наниматель, являющийся владельцем коммерческой тайны и (или)получивший доступ к коммерческой тайне третьих лиц, в связи с установлением режима коммерческой тайны вправе определить работников, с которыми необходимо заключить обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Обязательство о неразглашении коммерческой тайны определяет права и обязанности сторон, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок доступа работника к сведениям, составляющим коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведениям, составляющим коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, а также срок действия обязательства.

Обязательство о неразглашении коммерческой тайны может содержать условие о выплате работнику вознаграждения за выполнение обязательств, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны, а также условие об ответственности работника за его нарушение.

Работники, получившие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и подписавшие обязательство о неразглашении коммерческой тайны, после прекращения трудового договора (контракта) с нанимателем обязаны соблюдать конфиденциальность таких сведений в течение срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо до момента отмены режима коммерческой тайны в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну, к которым работник имел доступ, если этот момент наступит ранее.

б) профессиональная, банковская и иная охраняемая законом тайна (банковская тайна, налоговая тайна, аудиторская тайна, врачебная тайна и др.). Правовой режим сведений служебного характера определяется специальным законодательством (Банковским кодексом Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Законом «Об аудиторской деятельности» и др.). Это сведения, ставшие известными в силу своих служебных обязанностей и не подлежащие разглашению.

в) информация о частной жизни физического лица и персональные данные.

Никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья, либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения и предоставления информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользования ими устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.

 Персональные данные - основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо (ст.1 Закона «Об информации, информатизации и защите информации»).

В 2008 г. в Беларуси был принят Закон «О регистре населения» (вступил в силу в июле 2013г.). В соответствии с данным Законом регистр населения - государственная централизованная автоматизированная информационная система, основу которой составляет база персональных данных граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

Закон определяет органы государственного управления, осуществляющие формирование, актуализацию и исключение персональных данных: МВД Республики Беларусь, ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь, военные комиссариаты, МНС Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, МЧС Республики Беларусь, КГБ Республики Беларусь, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», местные исполкомы, суды общей юрисдикции, органы ЗАГС.

В соответствии с Законом «О регистре населения» к персональным данным относятся:

1) основные персональные данные (идентификационный номер, ФИО, число месяц, год рождения, место рождения, цифровой фотопортрет, данные о гражданстве, данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным);

2) дополнительные персональные данные (данные о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, ребенке, о группе крови, о высшем образовании, ученой степени, ученом звании, о роде занятий, о пенсии, ежемесячной страховой выплате по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о налоговых обязательствах, об исполнении воинской обязанности);

3) данные о реквизитах документов, подтверждающих основные и дополнительные персональные данные (название документа, серия, номер, дата выдачи, срок действия, наименование организации, выдавшей документ).

Внесение персональных данных в регистр осуществляется непрерывно в режиме реального времени через систему каналов связи государственными организациями, вносящими персональные данные в регистр. Вносимые в регистр персональные данные удостоверяются электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственной организации, которая их вносит. При актуализации персональных данных новые персональные данные вносятся без уничтожения предыдущих.

Персональные данные в регистре хранятся на белорусском и (или) русском языках, а фамилии и собственные имена также и в латинской транскрипции.

Персональные данные, содержащиеся в регистре, хранятся постоянно. В случае смерти или объявления физического лица умершим, выхода из гражданства или утраты гражданства Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за границей, выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на постоянное жительство за пределы в Республики Беларусь, аннулирования разрешения на постоянное проживание в Республики Беларусь персональные данные передаются на хранение в электронный архив.

Персональные данные из регистра могут предоставляться организациям, нотариусам и физическим лицам. Предоставление персональных данных организациям, нотариусам осуществляется бесплатно, если использование таких персональных данных необходимо для выполнения задач, входящих в компетенцию этих организаций, нотариусов. В иных случаях им предоставляются обезличенные персональные данные на платной основе.

 Физическое лицо имеет право запрашивать и получать справки из регистра в отношении своих персональных данных и персональных данных физических лиц, законным представителем которых оно является. В отношении других физических лиц персональные данные предоставляются с их письменного согласия. Справки (выписки) из регистра, запрашиваемые физическим лицом 1 раз в пределах календарного года, предоставляются бесплатно. Предоставление таких справок более 1 раза в год осуществляется на платной основе.

Персональные данные и связанные с ними отметки, содержащиеся в регистре, являются конфиденциальными. Требование конфиденциальности не распространяется на обезличенные персональные данные. Уполномоченные сотрудники несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь за незаконное предоставление или распространение персональных данных, которые стали им известны в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей, в том числе после прекращения исполнения таких обязанностей.

г) служебная информация ограниченного распространения.

Согласно ст. 18-1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (введена в 2014 г.) к служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых могут причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц и которые не отнесены к государственным секретам.

Сведения относятся к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и решениями Президента Республики Беларусь. Решение об отнесении сведений к служебной информации ограниченного распространения принимается руководителем государственного органа, юридического лица или уполномоченным им лицом.

На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется ограничительный гриф "Для служебного пользования".

Порядок проставления ограничительного грифа "Для служебного пользования" и ведения делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Доступ к перечню сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также к порядку проставления ограничительного грифа "Для служебного пользования" и ведения делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, не может быть ограничен.

В случае ликвидации государственного органа, юридического лица решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимается ликвидационной комиссией.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 утверждено Положение о порядке проставления ограничительного грифа «Для служебного пользования» и ведения делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, а также определен перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения.

Регистрация документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется с использованием одной из следующих регистрационно-контрольных форм:

• автоматизированной (электронной);

• карточной (в регистрационно-контрольных карточках);

• журнальной.

Положением установлено, что документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, в государственных органах, юридических лицах, как правило, регистрируются отдельно от других документов.

Регистрационный индекс входящих, исходящих и внутренних документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, дополняется литерами «дсп». Например: 5-8/15-дсп.

Круг лиц, имеющих право доступа к тексту документа, содержащего служебную информацию ограниченного распространения, определяется руководителем государственного органа, юридического лица либо уполномоченным им лицом.

Черновые документы (материалы), содержащие служебную информацию ограниченного распространения (за исключением визовых), на бумажных носителях уничтожаются исполнителями документов способом, исключающим возможность прочтения текста. Ответственность за их уничтожение несет исполнитель документа.

Согласно Положению документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения:

• пересылаются в установленном порядке по защищенным в соответствии с требованиями законодательства каналам электросвязи, фельдъегерской или специальной связью, нарочным или заказным почтовым отправлением;

• тиражируются только с письменного разрешения (резолюции) руководителя государственного органа, юридического лица либо уполномоченного им лица, руководителя самостоятельного структурного подразделения, руководителя службы документационного обеспечения управления, уполномоченного лица, выполняющего функции службы документационного обеспечения управления, и учитываются в учетно-регистрационных формах (журналах, книгах);

• хранятся в сейфах, запираемых шкафах, хранилищах либо ящиках рабочего стола, исключающих доступ к документам сторонних лиц.

Проверка наличия документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проводится не реже одного раза в два года комиссией, создаваемой руководителем государственного органа, юридического лица либо уполномоченным им лицом. Результаты проверки оформляются актом.

Решение о снятии ограничительного грифа «Для служебного пользования» с документов, принятых (изданных) в государственном органе, юридическом лице, принимается руководителем соответствующего государственного органа, юридического лица либо уполномоченным им лицом на основании предложений руководителей самостоятельных структурных подразделений государственного органа, юридического лица. Принятое решение оформляется распорядительным документом (резолюцией) руководителя государственного органа, юридического лица либо уполномоченного им лица.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...