Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговые  дни  по лексическим темам для детей 5-6 лет

От автора

Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.

В книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планиро­вание и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфера» (Мос­ква), автор уже предлагал педагогам планирование по видам дея­тельности детей,

В первой книге «Итоговые дни по лексическим темам. Плани­рование и конспекты» того же издательства были представлены планы-конспекты по темам: «Домашние электроприборы», «Гри­бы», «Осень», «Зима», «Весна», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные». Данное пособие является второй книгой «Итоговых дней». В нем предлагаются лексические темы: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Деревья и кус­тарники», «Птицы». Следующая книга будет содержать темы: «Одежда, обувь», «Тело человека», «Продукты питания», «Дом, мебель, посуда», «Растения». Все они изучаются как в логопеди­ческих группах, так и в группах для детей с нормой психофизи­ческого развития.

Обычно в конце каждой лексической темы педагоги и логопе­ды планируют итоговое занятие для контроля и оценки знаний и умений детей. Но на одном занятии это сделать практически не­возможно. Необходим целый комплекс разнообразных средств, который применялся бы в течение всего дня. Так родилась идея разработки тематических итоговых дней.

Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьиро­вать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развития детей, объема пройденного, используемой программы воспитания и обучения, глубины освоения темы в рамках про­граммы или кружка. Его можно использовать и для обучения, если изменить цели.

Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический мате­риал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании контрольного дня.

Практика, показала, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов:

—  наиболее результативно сценарное планирование с еди­ной линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемствен­ность в работе всех специалистов (педагогам предоставле­на  возможность самим продумывать мотив детской дея­тельности, основных героев автор подсказал) тема определяет содержание дня, его цели, но не выража­ется в односторонности планирования, поскольку парал­лельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка;

— тематический день должен быть спроектирован таким об­разом, чтобы дети переключались с одною вида деятельности на другой, а не. находились долго в статическом положении или не бы?ш сверхактивны;

— для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить позна­вательные, нравственные;

— игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помо­гает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок). Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) «задержкой психического развития (ЗПР). Их игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие этих детей слабо выра­жено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрприз­ным моментам, игровым приемам. Поэтому необходимо часто привлекать их внимание к персонажу в разных видах дея­тельности, менять персонажей в течение дня, уходить от излишней эмоциональности и экспрессивности, как при­чины перевозбуждения и расторможенности;

— важно, чтобы у детей было достаточно времени для сво­бодной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме;

— необходимо чередовать групповую, подгрупповую и ин­дивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут­ренний отрезок времени в старших группах).

В пособии также предлагается вариативность содержания дня, что позволяет педагогам проявить творчество, подобрать матери­ал, соответствующий уровню развития детей группы.

Планы-конспекты можно использовать и как учебный матери­ал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав зада­ния: подобрать мотив к каждому виду деятельности детей, под­робно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами детей и этапом коррекционной работы, дополнить Цели: и содержание с учетом индивидуальных особен­ностей каждого ребенка.

Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рам­ках одной темы, проследить взаимосвязь работы логопеда и педа­гога.                                                              •

Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом ка­бинете, а группах, и у логопеда. Кроме того, в последние годы появились прекрасные тематические словари с наглядным мате­риалом и методическим обеспечением.

Пособие может использоваться и в начальной школе на уроках как их часть и во внеклассной, кружковой работе, особенно оно будет полезно в классах КРО.

Особое внимание в книге обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает нали­чие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно только, обозначив четкие критерии оцен­ки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей (обозначены как ожидаемый результат) используются глаголы совершенного вида (иметь представление, знать, уметь).

Процесс воспитания, развития и обучения непрерывен и ох­ватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и воспи­тательные цели: (обозначены обобщающим словом цели) форму­лируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспи­тывать, формировать). Более конкретно их должны определить сами педагоги  исходя из условий воспитательно-образователь­ного пространства. При планировании Цели: уточняются критериально в определенных режимных процессах.

Для автора важно было подсказать саму идею и пути ее осуще­ствления, помочь понять, как можно комплексно проконтролиро­вать представления, знания и умения детей, без которого невоз­можно оценить результат воспитательно-образовательной деятель­ности и спроектировать дальнейшую работу.

Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет при­слать свои отзывы и предложения.

Желаю всем творческих успехов в воспитании и развитии де­тей!

При составлении перечня словарного запаса по темам частично ис­пользовался; материал методического пособия  Л. Н. Арефьевой «Лекси­ческие темы по развитию речи детей 4—8 лет» [12],


ИТОГОВЫЕ  ДНИ  ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ИГРУШКИ

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ДНЯ[1]

1. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.

2. Активизировать словарь по теме (названия, признаки и дей­ствия).

3. Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.

4. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

— названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части;,

— как можно играть той или иной игрушкой;

— из какого материала сделана игрушка.

Дети должны уметь:

— классифицировать игрушки по ведущим признакам, опи­сывать их;

— выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;

— использовать в речи активный словарь по теме.

 

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: игрушки разных видов — сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортив­ные, театрализованные, народные, самоделки, их части.

Признаки: форма, цвет, величина, качество материала (мяч — круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная иг­рушка; Петрушка — озорной, смешливый, милый, разговорчи­вый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализован­ная игрушка).

Действия: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конст­руировать, собирать, складывать, кормить, укладывать' спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)

Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.

 

Первая половина дня

Утро

 

Вводная беседа

Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию ос­новных этапов дня[2].

 

 

* * *

Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас- Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пы­таются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, за­давая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?

Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, лов­кими, умными, внимательными, активными.

Утренняя гимнастика

«Мы - игрушки»

Цели: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство рит­ма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.

Пальчиковая гимнастика

«Сколько у меня игрушек?»

Там, в углу, лежат игрушки,   Отдыхают в тишине... Пять игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз — ушастый серый зайка. Два — есть дудка у меня. Три — сейчас я покажу вам Черногривого коня.     Бурый мишка мой — четыре. Белка рыженькая — пять. Только всех моих игрушек Мне никак не сосчитать. А. Бродский Дети попарно соединяют ша­лашиком пальцы рук. Сжимают пальцы в кулачки. ' Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе. Большой палец, мизинец и безы­мянный собирают в щепотку, а указательный и средний подни­мают вверх, как ушки. Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и поше­веливая ими. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, ос­тальные подбирают, изобража­ют скачку. Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...