Россия на перекрестке культур 29 глава
плюрализма. Тут имеет значение многое: и жесткая связь истины со словом, с арабским словом, услышанным Мохаммедом; и напряженное переживание соблазнов пола. Дальний Восток, с его образом туманного, невыразимого Пути и относительным равнодушием к сексу легче входит в современность. Фундаментализм ислама — болезненная реакция на вызов современного Запада; но это реакция на действительное зло. Благополучие Запада держится на хороших привычках, сложившихся до XX в., на привычках дисциплины труда, ответственности, уважения к закону. Однако опыт нашей страны показывает, что все привычки могут быть расшатаны за исторически короткий срок, за несколько десятков лет. Говорят, что духовный кризис захватил только меньшинство; масса сравнительно слабо им затронута. Но маленькая трещина в кристалле может быть началом его гибели — если развитие трещины не будет остановлено. Наконец, — последнее по счету, но не по важности — экологический кризис поставил под угрозу биосферу. Такого кризиса еще не было. Средний человек на осознал серьезности угрозы, но события будут подталкивать его и заставят понять, что необходимо совершенное изменение цивилизации; не только на неблагополучном Востоке и Юге, но и на благополучном, благоденствующем Западе. Если Запад не поймет этого, кри-
==555
зис будет нарастать и может принять необратимый характер. Это трудно почувствовать, глядя на будущее из удобного кресла. И все же это правда. Нельзя преодолеть экологическую напряженность чисто техническими средствами. Запад всегда был силен в технических изобретениях, и здесь можно только учиться у него. Но любой рост промышленности, как ни очищай ее, загрязняет природу.
Нужно решительное изменение установок. Мы должны отказаться от мысли, что достоинство нации — в количественном росте ее промышленности и транспорта. Цивилизованные и передовые нации XXI в. будут запрещать расширение по крайней мере некоторых видов производства, ограничивать рост населения и оставят человеку только одну неограниченную возможность: духовного роста. По библейскому преданию, Бог велел человеку плодиться, множиться и населять Землю. Не было сказано, что человек несет ответственность за природу. Тогда такое предостережение не было бы понято. Природа казалась неисчерпаемой. Сейчас раны, нанесенные Земле, показывают нам, что биосфера — наше большое тело. Человеческий разум — мозг его, и этот мозг не должен приказывать рукам разрушать свое тело. Независимость человечества от природы — такая же иллюзия, как обособленность Робинзона на необитаемом острове. Можно вообразить, что цивилизация будет расширяться в космосе, захватывать новые планеты, но в реальности нам дана Земля и на Земле есть законы, через которые даже лучшая техника не может переступить. Поняв это, мы, может быть, поймем и другое: что наш дух — только частица или, может быть, отблеск мирового духа, залив духовного океана (я не настаиваю ни на одной метафоре: здесь нельзя выразиться точно). Экологический кризис и духовный кризис — две стороны одного кризиса, потери «целостного разумения» (Киреевский), потери чувства Целого. Царство духа рассыпалось на части, и каждая сила растет, как опухоль, и вместе со зримым ростом идет незримое разрушение. Мировая цивилизация, начавшаяся на Западе XVII в., — это цивилизация Марфы. Она позаботилась о многом и достигла многого, но забыла, как созерцать Слово (я имею в виду евангельскую притчу о Марии и Марфе). Фауст неправ: в начале все-таки было Слово, в самом широком смысле, читая как
Слово и красоту Божьего мира, созерцая ее как лик Отца, как след Его творчества, как заданный нам пример. Доброе дело начинается после созерцания Слова, исходит из Слова.
==556
Цивилизация чистого созерцания невозможна. Но современность резко перекошена в сторону Марфы, и этот перекос можно исправить. Его необходимо исправить. Об этом писали Мартин Бубер и Мартин Хайдеп-ер, Габриэль Марсель и Эрих Фромм. Они описывали кризис разными словами, но подталкивало их одно. Поворот к созерцанию вытекает из самой логики развития. В XVIII в. физиократы еще могли считать, что реальные ценности создает только труд крестьянина и горняка. В XIX в. Маркс считал основным промышленный труд (и предполагал, что при коммунизме скрипач будет четыре часа стоять у станка, а потом браться за смычок). Сейчас мы говорим о научно-технической революции, о производстве научно-технической информации. Что дальше? В пьесе Дюрренматта физики нашли формулу всех будущих открытий. Это фантастика, но за ней стоит реальность творческого состояния. Одна из возможностей XXI в. — цивилизация, в которой созерцание, удесятеряя моральные и интеллектуальные силы, будет признана вершиной культуры не только для ученых. Всякий труд, тесно связанный с созерцанием, приобретает новый смысл. Как это удивительно, как чудесно! Я таскаю воду, я подношу дрова! — писал средневековый китайский поэт Пан Юнь. Созерцание бесконечно расширяет возможности мысли и действия. В созерцании тонет ненависть. В созерцании исчезает привязанность к букве религии, к букве убеждений, открывается чувство истины, которая глубже слов. В созерцании рождается дух диалога, общее стремление к истине, вокруг которой мы кружимся, никогда не достигая ее в словах. Созерцание поможет нам перейти к цивилизации экономического равновесия, гармонии и духовного роста. Вероятно ли это? Нет, конечно. Гораздо вероятнее экологическая катастрофа. Пока люди в самых цивилизованных странах видят свое счастье в накоплении новых красивых вещей, промышленность будет расти, дух сжиматься и неоткуда будет взять энергию для выхода из тупика. Наша надежда — на мало вероятное. Если внимательно
вглядеться в историю, все ключевые моменты ее, все решающие сдвиги были мало вероятны. Физики говорят, что так же шла эволюция Вселенной. Они называют это эффектом бутылочного горлышка. Жидкость втекает сквозь узкое горлышко и потом уже разливается внутри.
==557
Когда стоял вопрос об освобождении крестьян, большинство Государственного Совета было против проекта. Но царь присоединился к меньшинству, и крестьяне были освобождены. Так действует и Провидение. Оно не творит заметных чудес, но поддерживает флюктуации, отклонения от инерции, которые Ему нужны. Незримая сила присоединяется к меньшинству, к слабому противоречию, и оно приобретает силу. Но Богу надо помочь. Надо создать хотя бы ничтожное меньшинство, хотя бы слабое противотечение. Эта мысль была высказана Папини, ее повторил Белль, и я повторяю ее снова. Некоторые мысли надо повторять. Тогда они теряют причудливость, странность и становятся нормой. Мысль о Боге, распятом на кресте, была когда-то «для иудеев соблазном, для эллинов безумием». Потом она стала краеугольным камнем цивилизации. Кто мог предвидеть, что бегство Мохаммеда из Мекки в другой, еще менее известный городок Ясриб, станет началом нового летосчисления? Все великое было когда-то невероятным. Так родились не только мировые религии. Невозможно строго объяснить многое другое: возникновение философии, возникновение цивилизации, нашедшей устойчивость без имперского центра, —западной цивилизации... Несколько раз новое должно было погибнуть, но не погибало. Я не думаю, что Иисус Навин физически остановил солнце, но Бог его поддержал. Он поддержит и наши слабые попытки солидарности, попытки выхода из ненависти, попытки диалога заклятых врагов, попытки понимания причин массового безумия. Очень важно понять, что вызывает страх, вызывает потребность вместить страх в образ врага и потребность в вожде, который зарежет козла отпущения. Первая причина — общая неуверенность в будущем, тревога, чувство неведомой опасности, грозящей со всех сторон. У этой неуверенности много оснований; достаточно
вспомнить атомную бомбу. Но верующий человек остается самим собой, что бы ни ждало его. Опора духа в вечности. Верующему все равно, сколько лет осталось нашей цивилизации: 30, 30 000 000 или еще больше. Все равно, если жизнь не имеет вечного смысла, то любая длительность —только затянувшийся кошмар. Поэтому можно сказать, что вторая причина неуверенности, на более глубоком уровне, — это бездуховность цивилизации. Торжество современной мировой цивилизации выступает как торжество бездуховности. И сопротивление натиску цивилизации можно отчасти объяснить как сопротивление бездуховности.
==558
Что-то подобное происходит всюду, в том числе в нашей стране. Деловые люди говорят о необходимости объединения, потому что объединение экономически выгодно, а чувство восстает против бездуховности разумно устроенного мира. Я думаю, это сказывается и в сопротивлении некоторых стран Запада интеграции Европы. Чувство ведет себя как подпольный человек Достоевского, который хочет дать пинка хрустальному зданию, хочет оставаться со своими глупыми желаниями, не хочет превращаться в штифтик разумно устроенной машины. И наряду с ростом доводов за объединение всех стран, за мировое правительство, за централизованное регулирование отношений человека с природой, растет яростное этническое сопротивление, яростное сопротивление ислама, сопротивление русского православия духу современности. Когда растет порок и раздор, когда рушится чувство долга, тогда Я возрождаюсь, говорит Кришна. Сейчас как раз наступил такой миг нового рождения Бога, нового шага религиозного процесса. Он создал когда-то племенные религии, создал мировые религии, ставшие опорой империй; он готов к следующему шагу. Этот шаг не может быть новым откровением, созданием новой Главной Книги. Мировые религии достигли глубин, которые нельзя превзойти, их нельзя отбросить, как верования эллинов и римлян. Мартин Бубер в своем «Затмении Бога» написал, что ждет нового богоявления в диалоге. Философия диалога стала одним из основных направлений современной мысли. И я думаю, что это верное направление. В средние века у шиитов возникла легенда о скрытом имаме. Наследники Али (племянник Мохаммеда) были перебиты. Но легенда поместила имама в неприступные горы, откуда он когда-нибудь выйдет. И вот, в одном из вариантов легенды, скрытый имам, явившись, не даст нового откровения; но он так истолкует все прежние пророчества, что исчезнет вражда между народами Книги. Я прочел об этом у Корбена и сразу увидел, в средневековой шиитской одежде, глубоко современную
мысль. Надо понять, что ни одна мировая религия не имеет абсолютного превосходства перед другими. Каждый шаг развития что-то дает и что-то отнимает. История может быть описана как история приобретений и история потерь. Павел не мог передать эллинам послание Христа без перевода с языка одной культуры на язык другой, и в этом переводе, как во всяком переводе, что-то было потеряно: зримый Сын заслонил незримого Отца (это сразу видно в символе веры, где Сыну посвящено столько текста, сколько Отцу и Святому Духу вместе взятым). Поэтому
==559
даже такое распространенное убеждение, что Новый Завет выше Ветхого, не совсем верно. Считается, что по совокупности черт христианство значительнее иудаизма; но в становлении церкви что-то было потеряно, и понимание Евангелия невозможно без диалога с религией, из которой оно выросло. Принципиально так же обстоит дело в диалоге с религиями, развивавшимися рядом друг с другом, ничего друг о друге не зная. Все они росли из общей духовной глубины, и все высказались на языке времени. Предпосылка понимания — перевод символов духа с одного языка на другой и путь каждой религии вглубь, от буквы к духу. На глубине они сестры. Великие коалиции культур, возникшие вокруг Главной Книги, принципиально равноправны. Мир ислама, индуистскобуддийский мир Южной Азии и конфуцианско-буддийский мир Дальнего Востока не могут быть полностью вестернизированы. Процесс вестернизации, сперва односторонний, давно перешел в диалог. Диалог начался в XIX в., когда Толстой и Достоевский, овладев западной формой романа, сумели преобразить ее и сказать Европе то, чего она раньше не знала. Он продолжался в XX в., когда европейски образованные индийцы, японцы, мусульмане начали миссионерскую работу на Западе. В современном диалоге западный интеллектуал, как правило, стоит ниже своих оппонентов. Образованный индиец знает Европу; образованный европеец имеет довольно туманное представление о Востоке и смешивает в понятии Востока совершенно разные миры. С европоцентристской точки зрения непонятно, почему страны Дальнего Востока обгоняют динамичный Запад в своем динамизме, а в мире ислама поднялась волна контр-модернизации. Вся система образования на Западе нуждается в реформе. На II Ватиканском соборе уже было сказано о переходе к диалогу, но Запад все еще не готов к нему. Еще важнее сердечная готовность к диалогу, готовность прислушаться к духу, который глубже слов, и почувствовать своим большим телом не только свой народ, но чужие народы, не только людей, но все живое. В моральном перевооружении нуждается и сербский снайпер, и мирный, законопослушный обыватель, давно забывший, что такое душа. Иначе при первом крутом повороте он озвереет так же, как христолюбивые русские крестьяне после трех лет окопов и аккуратные немецкие труженики после трех лет безработицы и безнадежности. В бывшей Югославии мы видим не только свой вчерашний день, но, может быть, и завтрашний.
К оглавлению ==560
Я верю в возможность мировой цивилизации, где европейский принцип диалога наций («концерта наций») будет дополнен диалогом великих культурных коалиций, диалогом подступов к единому Богу. Но для того чтобы дух победил, нужно великое обновление. И иногда убийца (подобно Раскольникову у Достоевского) ближе к покаянию и спасению, чем ограниченный и мелкий коммерсант (в том же романе Достоевского — Петр Петрович Лужин). Все мы друг перед другом виноваты — сказал один из персонажей у того же Достоевского (в романе «Братья Карамазовы»). И в каждом из нас идет борьба духа любви с духом раздора и гибели. Вопрос о будущем всегда открыт. Послесловие, прочитанное в Риге 17 сентября 1994 г. Что из всего этого следует для России? Во-первых, понимание причин, подталкивавших Ленина и других революционеров. И три четверти российских избирателей, голосовавших в 1917-1918 гг. за террористические партии, (большевиков и эсеров), а не за умеренных социалистов или умеренных либералов. Это важно, чтобы освободиться от комплекса неполноценности за прошлое, хотя не снимает вопроса о трагической вине (трагической, а не глупой). Во-вторых, следует перенести акцент с проклятий прошлому и поисков виноватого на перспективы будущего, на задачи России в мировом историческом процессе. Национальное можно вообразить себе как дерево, растущее из собственных корней, независимо от других; а можно — как роль в общей драме, как неповторимый стиль решения общих задач. Первое больше подходит к изолированным племенам, живущим вне истории, или к малым народам на периферии истории; их задача — сохранить себя, не потеряться, сберечь свой лепесток в мировом соцветии. Русская традиция—другая. Чтото в ней устойчиво, что-то всплывает из века в век, но самая характерная черта, затмевающая все другие, — это захваченность мировым, вселенским, мировой размах. Его не оберегают, как суздальские церкви. Он сам себя несет над бездной. Гилель как-то сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя — зачем я?» «Зачем» называется иногда идеей. Я не думаю, что русскую идею можно положительно сформулировать; но в русской культуре заложен порыв решать мировые загадки. Достаточно раскрыть любой роман Достоевского или Толстого, и вы убедитесь, что я прав. Хотя у Достоев-
==561
ского была в уме заранее предписанная русская роль в истории, а у Толстого этого не было, и вообще в истории он не находил никакого смысла. Неважно. Мировые загадки решали они оба и волю к таким решениям оставили нам в наследство. Без веры в свою способность решать последние вопросы не состоялся б наш прыжок в утопию и не состоится выход из развалин утопии. Без поисков своей всемирной роли Россия — не Россия. Экономически, политически Россия может опускаться до полного ничтожества, но духовно она довлеет себе. Ее роль в мировой трагедии (или мистерии) напоминает роль ищущих героев Достоевского, запутавшихся между адом и раем. Такую роль можно сыграть по-разному, но артист перестает быть самим собой, если у него нет чувства роли, если ему нечего зубрить наизусть, шататься по городу и репетировать. Россия непременно войдет в финал (гибель биосферы) или в полуфинал, в очередной поворот мировой цивилизации к новому кругу задач. Стоит потрудиться, что.бы страна нашла правильный выход. Это всемирно-историческая задача. И рынок, представительная демократия и т.п. — только условия для развития «сильно развитой личности» (Достоевский), способной участвовать в решении мировой задачи. Многие трудности России, на первый взгляд частные, имеют всеобщий характер. Мы непосредственно, у себя дома, сталкиваемся с соперничеством мировых религий, с ростом отчуждения и ненависти между исповеданиями, ставшими чем-то вроде враждебных племен, и с племенными распрями. Мы непосредственно граничим с двумя незападными цивилизациями, да и Запад не совсем наш. Еще Чаадаев поставил перед Россией задачу диалога со своими великими соседями. Каждая удача на пути к мировой солидарности и к общему равновесию с природой имеет глобальное значение. Каждый провал открывает ворота хаоса. Пока что удач мало, провалы — каждый день. От нынешних имперских экспериментов и страшно, и стыдно. Страшно, потому что Бендеры и Москва не разделены океаном. И стыдно за грязные войны. Кругу «Дня» и «Завтра» не стыдно. Эти люди воспевали подвиги воинов-интернационалистов, а сейчас — стыдно, что такие подвиги прекратились, что Европа освободилась от страха русского вторжения. Им хочется восстановить старый образ величия. Мне хочется нового. И прежде всего — это величие культуры. Традиция — не только мощи, к которым прикладываются, боясь тронуть. Тра-
==562
диция несет в себе возможности, которые надо использовать, не боясь ошибок, не боясь ересей. Ересь — это первый неловкий шаг на новом пути. первое, слишком прямолинейное решение; оно ценно как постановка вопроса. Ни одна догма не родилась без предшествующей ереси. Догма — ответ на ересь, ответ с большей, не сразу откликнувшейся глубины. Когда страх ереси сковал церковь, догматическое творчество прекратилось. И остались замороженными в текст открытия ранневизантийской мысли — категории тринитарного мышления: единосущность, равночестность, неслиянность-нераздельность... А между тем в этих категориях можно мыслить не только единство Бога и человека, но и единство разных вер и культур, не стирая их логически несовместимых различий, и размороженное тринитарное мышление может стать русским вкладом в мировой диалог, стать грамматикой вселенского диалога... Я думаю, русская культура полна подобных возможностей. Мне возразят: не до жиру, быть бы живу. Это жалкая логика. Есть люди, у которых ситуация стресса вызывает второе дыхание. (Стресс — источник великой динамики.) Я убежден, что в России характеры с упругой волей найдутся. Они нашлись в 1941-1942 гг. Они и сегодня действуют, вопреки хаосу; я встречал таких людей. И сознание всемирно-исторической цели удесятерит их силы.
==563
00.htm - glava25 Послесловие Эта книга писалась сорок лет. Первый камень был заложен в 1953 г., когда я вышел на волю и попытался записать лагерные философские диалоги. После этого несколько лет не было новых вдохновений. Непрерывный поток философских опытов начался позже — с 1962 г., в подмосковном бору, сверкавшем под зимним солнцем. Я не знал подходящей философской традиции, к которой мог бы примкнуть, и выворачивал на свой лад отдельные фразы из того, что было под руками: из сочинений Маркса и научно-популярных книг. В этом деле не было ничего парадоксального. Можно извлечь из Евангелия идеологию погрома (примеры этого случались не только в средние века). И можно извлечь из Маркса начатки идеализма. Я несколько раз повторял тогда: дайте мне любой текст и свободу толковать его; от любой печки я придут к тому, что нужно. Но вот вопрос, который задним числом приходит в голову: почему я не избрал отправным пунктом Гегеля? Еще до лагеря все, что можно найти в русском переводе, было прочитано, и в лагере я еще раз перечитал «Большую логику». Фрагменты Гегеля захватывали своей поэтичностью. «Историю философии» читал, как роман. Но что делать с системой? В ней было какоето самодовольство, какая-то удовлетворенность достигнутым. Маркс, при всех своих грехах, более открыт, незавершен. Я говорю о Марксе, не о марксизме!.. И я радовался, когда находил у Маркса, что царство свободы начинается по ту сторону производства, диктуемого нуждой и материальной необходимостью. Захватывало презрение материалиста к материи. Доставляло удовольствие продолжать в этом же роде и выводить из структуры производительных сил превосходство духа над плотью. Впоследствии я оставил это; вместе с раздутым авторитетом Маркса падала радость игры с ним. Но мне не хочется сти-
==564
рать следы старой манеры. Она принадлежит истории. Какоето время Маркс был моим союзником против позитивизма, против предшественников Фукуямы (их всегда хватало). Сын метафизики, он с матерью сражался — и всю ее носил в самом себе... Кроме того, он кое-чему научил меня в социологии. Нельзя быть неблагодарным. Задним числом я предпочел бы учиться у Макса Вебера, но это не было дано. Дан был Маркс. И наконец, то была единственная философия, знакомая публике (Бердяев тогда еще только-только пошел по рукам). С Маркса, вывернутого наизнанку, легче было начинать разговор. Я никогда не был ортодоксом, и поэтому не могут сказать, когда порвал с Марксом. Я просто никогда не был у него на привязи. С 1934 г. меня восхищал Стендаль, его эготизм, презрение к политике и желание творить «для счастливого меньшинства». «Позиция автора, — выучил я в 16 лет наизусть, — обладает только одним недостатком: каждая партия может считать его членом партии своих врагов». Эготизм был крайностью другой крайности: коллективизма, и несколько лет сохранялось неустойчивое равновесие. Потом равновесие рухнуло. Все рациональное — и Гегеля-Маркса, и Стендаля — упало в бездну бесконечности. В 16 лет я отступил от нее, опасаясь безумия, но в 20 лет меня заново втолкнули в нее Тютчев, Толстой, Достоевский. Они все были ушиблены бесконечностью и ушибли меня на всю жизнь. Я почувствовал что-то, не влезающее в обособленный человеческий разум, что-то тянущее в глубину и ужасавшее. Бубер сближает это чувство со страхом Божиим. Удар довершили «Записки из подполья», разрушив доверие к разуму не только извне, погружением всех разумных оснований в темную бездну пространства и времени, но изнутри попыток выстроить царство идеала. Я прочел «Записки» и почувствовал, что не могу спокойно жить, пока не разберусь в парадоксах подпольного человека. Единственное интеллектуальное орудие, которое оказалось под руками, был комментарий Гегеля к «Племяннику Рамо»; я прочел его где-то в переписке Маркса и Энгельса (они обсуждали пару абзацев из «Феноменологии духа»), с одобрительным отзывом, и пошел по следам классиков. Работа была оценена как антимарксистская. Это очень меня возмутило, но задним числом признаю, что тенденцию моего развития профессура оценила правильно. Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а кончил толкованием Маркса по Достоевскому. Влияние Достоевского делалось все глубже, и шаг за шагом я проделал путь «от марксизма к идеализму», давно протоптанный русской философией.
==565
Как правило, я доходил до идеи своим умом, а потом находил ее у Бердяева или Федотова. Особенно поразил меня Федотов. Целые абзацы в его статьях казались мне списанными из «Снов земли». Но Федотов писал все это на 30 лет раньше. Впрочем, и С.Булгаков переписал больше половины моей статьи о Ставрогине (за четыре года до того, как я родился на свет). Нет ничего нового под луной. И все переживается заново. У меня никогда не было желания наплевать на бороду Маркса. Маркс-Энгельс были знаком рационального, Достоевский — иррационального. Впоследствии рациональное стал обозначать Людвиг Витгенштейн. Я не перестаю восхищаться его формулой: «Все, что вообще может быть высказано, должно быть сказано ясно; об остальном следует молчать». Это легло в памяти рядом с фразой Стендаля: «Стиль, как прозрачный лак, не должен скрывать окраски, то есть мыслей и чувств, им выражаемых». В редакции Витгенштейна призыв к ясности близок к «благородному молчанию» Будды и завершается другой замечательной мыслью: «Мистики правы, но их правота не может быть высказана: она противоречит грамматике». Меня не удивило, что поздний Витгенштейн уделял много внимания дзэнскому языку абсурдных высказываний. Эти коаны и мондо (абсурдные диалоги) меня тоже захватили. Дзэнский иррационализм поддерживал иррационализм «Подполья». Но я никогда не отдавался ему целиком. Меня всегда влекло равновесие поэтически-целостного и научно-аналитического. В 1962 г. я выразил это в эссе «Две модели познания». С этих пор одно эссе пошло за другим. Они ходили по рукам, эти эссе, но их никто не печатал. Печатать удавалось только научные статьи по востоковедению и культурологии. Да и это — в малотиражных изданиях и только до середины 70-х годов. Потом даже ссылки на мои работы были запрещены. Впрочем, и тогда, когда статья «О причинах упадка буддизма в средневековой Индии» была напечатана (в «Ученых записках Тартуского университета»), она вряд ли могла вызвать широкий отклик. Слишком специальная тема. Один из читателей, покупая сборник «История и культура Китая» с моей статьей, заметил: «Этот Померанц хорошо пишет. Но есть еще Померанец, он пишет лучше». Померанец был тот же Померанц, но в Самиздате, который исказил фамилию. Самиздатные опыты касались запрещенных предметов, волновавших ум, и уже поэтому были популярнее, особенно «Нравственный облик исторической личности» (про Сталина). Культурологичес-
==566
кие работы, даже напечатанные, оставались неизвестными, а «Нравственный облик» читался от Пскова до Барнаула. Опираясь на свой самиздатный авторитет, я смело обращался к специалистам, которые могли заметить ошибки в культурологических схемах, и они бескорыстно помогали мне своей критикой. Пользуюсь случаем выразить благодарность «незримому колледжу»: В.Рубину (посмертно) и Ю.Кролю, А.Герасимову и А.Сыркину, М.Занду. С Кролем у меня вышел даже случай активного сотрудничества: Юрий Львович нашел в древних текстах объяснение одной особенности ритма китайской культуры, на которую я указал по внезапному вдохновению, критикуя марксистскую схему Л.Эйдлина. Из Самиздата выросло и мое участие в конференциях, посвященных Достоевскому. «Эвклидовский и неэвклидовский разум в творчестве Достоевского» три года ходил
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|