Россия на перекрестке культур 30 глава
по рукам, пока мне предложили прочесть его — сперва в Литературном музее на Петровке, в Москве (но организатор был тут же снят), а потом в Питере, где мои выступления продолжались несколько лет. Из них сложилась половина книги о Достоевском, изданной в 1990 г. До этого меня только слушали. Казалось бы, почему не напечатать эссе о Достоевском? Но мешали три вещи: мое политическое поведение, привкус ереси в мысли и стиль эссе, обнаженно личный. Я мог бы повторить слова Синявского — у меня оказались стилистические расхождения с советской властью. Какая политика в «Двух моделях познания»? Все равно не печатали. Не тот слог. Приведу теперь несколько отрывков из интервью с Маргаритой Рюриковой, напечатанного в «Книжном обозрении»(1991, N 15). «То, что я пишу, имеет смысл для человека, ищущего опору в самом себе. И вот, наверное, этому человеку может помочь общение со мной и чтение того, что я пишу. У меня нет вкуса ни к созданию систем, ни к поддержке каких-то устоявшихся догм, за которые люди хватаются, не находя опоры в самих себе, а таких, я думаю, большинство. Им я не нужен, и ничего страшного в этом нет. Я думаю, что люди, которым нужны только деньги, вообще не читают и не слушают ни того, что я пишу, ни того, что пишет Солженицын. При всех наших различиях мы пишем не для них. Мне кажется, остается все, в чем остается личность, а она отпечатывается не в идее, а в том, как это сказано. Сегодня я — и не только я — стою за сближение разных вер на основе глубокой их духовной общности. Но я никогда не скажу об этом так, как сказал Евтушенко: «Религии всех стран, соединяйтесь!», ==567
потому что это недопустимо стилистически. Я найду форму, чтобы высказать это
другими словами. Теперь читателю необходимо почувствовать человека, личность, которая научилась бы жить в потоке нашей хаотической жизни, не теряя ни глубины, ни здравого смысла. Донести эти чувства приходится всетаки словами, и мне важно передать свою интонацию, свой подход к решению вопроса, свою меру поиска глубины... Читатель, может быть, не осознает того, что он становится личностью, только общаясь с личностью. Когда мне было 16 лет, для меня стало огромным опытом столкновение с персонажем, чем-то напоминающим меня, но гораздо более сформированным как личность. Это был стендалевский Люсьен Левен. Он стал для меня первым толчком к самопознанию. Я в нем почувствовал самого себя. И думаю, кто-нибудь и во мне почувствует самого себя. Это не значит, что он станет мною, но это может позволить ему сделать шаг в поисках самого себя. Я думаю, что все вопросы у нас упираются в недостаточную зрелость личности. Чтобы было то демократическое общество, о котором мы так много говорим, нужно, чтобы по возможности большее число людей — хотя никогда не все, — ну хотя бы в некоторой мере были личностями, способными выбирать на основании собственного внутреннего чувства и собственного ума. У нас большинство людей хватаются за идеологию или за какую-нибудь догму только из-за того, что они недостаточно развиты как личности. И, потеряв перила, потеряв спасательный круг, они тонут, терзаемые муками сомнений, теряя тождество с самими собой. Есть какая-то часть людей, ищущая в сегодняшнем нарастающем хаосе дорогу в глубину, которая одна и есть опора для человека, что бы ни делалось внешне. И я думаю, что от того, насколько таких людей сегодня будет больше, зависит решительно все. Такая личность не нуждается в вожде, пророке, диктаторе. Она никому не делегирует своих суверенных прав решать, что ей хорошо, а что плохо.
Такая личность может сегодня голосовать, допустим, за либералов, завтра — за консерваторов, а послезавтра — опять за либералов, потому что обстановка все время меняется. Система правления в западных странах основана на том, что средний избиратель способен решать, когда должен быть акцент на экономической эффективности, а когда надо его перенести на социальную защищенность или справедливость. Это удается только в тех странах, где средний избиратель в доста-
==568
точной степени личность, готовая хотя бы к такого рода элементарному выбору. Поэтому развитие личности — это первая необходимость для того, чтобы мы приблизились, грубо говоря, к той хорошей жизни, которая существует на Западе. Дай нам сейчас даже самое хорошее правительство, дай нам с Запада хорошую еду, чтобы мы несколько лет не голодали, и если даже мы с помощью извне или с помощью Господа Бога избежим хаоса и развала и сделаем шаг по реконструкции экономики, все равно останется огромная проблема — у нас нет еще личности, способной отвечать за свое дело. Ведь западная хорошая жизнь создается тем, что там веками шло развитие свободы и ответственности. Если нет ответственности, если на личность нельзя положиться, то свобода превращается в анархию. В Европе (хотя бы в Центральной и Восточной) свобода — это не только «долой империю». Это еще память о нормальном порядке, основанном на личном выборе, — живая память. По крайней мере память дедов. А у нас деды помнят только сталинский порядок. Поэтому свобода от империи сразу приобретает разрушительный, агрессивный характер. Освободились — и ну давить других, которые поменьше. Чем глубже слаборазвитость, тем больше хочется утешаться иллюзиями, вспоминать былое величие, мечтать о его духовном торжестве. Личность, не нашедшая опоры в себе, пытается найти тождество с собой, одевшись в старое платье. Я читал у Фаваза Турки в «Дневнике палестинского изгнанника», что он испытал наслаждение, близкое к сексуальному, сбросив с себя европейские брюки и одевшись в бурнус. Выпутаться из слаборазвитости невозможно, если не сделать каких-то шагов личного развития. Это очень медленный процесс, может быть, понадобится жизнь двух или
даже трех поколений, пока выкристаллизуется новое поведение. Мы в течение десятков лет развращались — сегодня это видно по плохо сделанным вещам, по царящей повсюду халтуре, а это знак деградации человеческой способности и воли к труду, интереса к делу. Освободиться от разгильдяйства невозможно без какого-то нового духа. И базис базисов — поиски этого духа. Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах». Интервью посвящено было выходу в свет моей книги «Открытость бездне. Встречи с Достоевским» («Советский писатель», 1990). Заодно вспоминались прежние, зарубежные из-
==569
дания: «Неопубликованное» (Мюнхен, «Посев», 1972) и «Сны земли» (Париж, «Поиски», 1984, фактически 1985). Культурологические и востоковедческие статьи я в разговоре с Маргаритой Рюриковой не рассматривал. Остается сказать о них несколько слов. Этой областью моих интересов я целиком обязан советской власти. Окончив в 1940 г. Институт истории, философии и литературы по отделению русской литературы, я в любой нормальной стране занимался бы тем, что выбрал. Но родная советская власть, недовольная моим подходом к Достоевскому, закрыла мне официальный доступ к такому идеологическому предмету, как русская литература. Потом меня посадили в лагерь, и здесь я столкнулся с другими «фашистами» (осужденными за антисоветскую агитацию и пропаганду), критиковавшими мой европоцентризм, мое незнакомство с культурами Индии и Дальнего Востока. Выйдя из лагеря, я отказался от карьеры, чтобы не отказываться от своей независимости, сложившейся в лагерные годы, и должен был как-то зарабатывать на жизнь. Подходящим делом оказалась работа библиографа в большой библиотеке, выписывавшей книги из-за рубежа. Сперва это был ВГБИЛ (библиотека иностранной литературы), потом ФБОН (библиотека общественных наук). Через мои руки шел поток литературы по экзотическим, для русской литературы, странам. И из этого потока само собой вырисовалось то, что Шпенглер назвал
культурным кругом, Тойнби — цивилизацией, а я впоследствии назвал субэкуменой. Например, индийские авторы воспринимали мировые войны как «европейские гражданские войны», писали в одном ряду о «западных романистах Бальзаке, Диккенсе и Достоевском». Европейская, христианская культура была для них единым историческим телом, сравнимым с Индией или Китаем. В журнале «Philosophy East and West», систематически сравнивавшем европейскую традицию с индийской и китайской, бросалось в глаза то же самое: что Индия или Китай сравнимы с Западом в целом, а не с Францией или Германией. Оставалось назвать словами то, что я просто увидел, так же как вижу свой письменный стол. Новый материал лег и в основу моей второй диссертации — «Некоторые течения восточного религиозного нигилизма» (о буддизме дзэн и Джидду Кришнамурти). Первая диссертация, незаконченная, о Достоевском, была сожжена в 1950 г. в КГБ как «документ, не относящийся в делу» (по обвинению меня в некоторых неосторожных высказываниях). Вторую диссертацию
К оглавлению ==570
тоже не удалось защитить: незадолго до защиты Би Би Си передало несколько подписей под протестом по делу Гинзбурга, Галанскова, Добровольского и Дашковой, в том числе мою. Защита не состоялась. Поэтому я не кандидат и не доктор наук, а просто философ и культуролог, филолог и писатель, инвалид войны и член Мемориала. Последние три звания подтверждаются удостоверениями с фотокарточкой и печатью. Первые три — только моими книгами. Остается прибавить, что родился яв1918г.в оккупированном немцами, по-тогдашнему российском городе Вильне (ныне столица Литвы г.Вильнюс), в семье, говорившей на трех языках (еврейском, польском и русском). С 1925 г. живу в Москве. Примерно через год русский язык из третьего стал первым. Польский я забыл, зато выучился читать по-немецки, по-английски и с грехом пополам по-французски. Восточные культуры знаю по переводам (и по живописи, не требующей перевода). Поэтому я писал о таких явлениях Востока, которые сами себя выразили по-английски (как Кришнамурти и отчасти дзэн — после Судзуки, Блайса и Уоттса). Или на темы, положительно требовавшие взгляда с птичьего полета и созерцания великих культур в целом (как это делал Макс Вебер). Последние годы я отдал много сил публицистике и издал три книги: «Лекции по философии истории», «Собирание себя» (1993, издательство «Док») и авторский номер журнала «Русское богатство» (1994, № 2). Мои работы иногда выходят под одной обложкой со стихами и эссе Зинаиды Миркиной; иногда и пишутся вместе, как, например, книга «Образы вечного» (издательство «Лада», ожидается в 1995 г.). Мне
целиком там принадлежит только одна глава (о дзэн). В остальных я сам с трудом различаю, где кончается один автор и начинается другой. Со встречи (в 1961 г.) мои взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое. Остальное сказано в тексте. Прошу извинения у читателя за повторы. Они связаны с включением мысли в новый контекст.
==571
Содержание Довлеет дневи Статья, стр. 5-10 Пережитые абстракции Статья, стр. 11-40 Две модели познания Статья, стр. 41-53 Три уровня бытия Статья, стр. 54-63 Незавершенность Статья, стр. 64-69 Маленькие эссе стр. 70-85 Квадрильон Статья, стр. 86-102 Человек ниоткуда Статья, стр. 103-145 Проблема Воланда Статья, стр. 146-204
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|