Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия на перекрестке культур 30 глава

по рукам, пока мне предложили прочесть его — сперва в Литературном музее на

Петровке, в Москве (но организатор был тут же снят), а потом в Питере, где мои

выступления продолжались несколько лет. Из них сложилась половина книги о

Достоевском, изданной в 1990 г. До этого меня только слушали. Казалось бы,

почему не напечатать эссе о Достоевском? Но мешали три вещи: мое политическое

поведение, привкус ереси в мысли и стиль эссе, обнаженно личный. Я мог бы

повторить слова Синявского

— у меня оказались стилистические расхождения с советской властью. Какая

политика в «Двух моделях познания»? Все равно не печатали. Не тот слог. Приведу

теперь несколько отрывков из интервью с Маргаритой Рюриковой, напечатанного в

«Книжном обозрении»(1991, N 15).

«То, что я пишу, имеет смысл для человека, ищущего опору в самом себе. И вот,

наверное, этому человеку может помочь общение со мной и чтение того, что я пишу.

У меня нет вкуса ни к созданию систем, ни к поддержке каких-то устоявшихся догм,

за которые люди хватаются, не находя опоры в самих себе, а таких, я думаю,

большинство. Им я не нужен, и ничего страшного в этом нет. Я думаю, что люди,

которым нужны только деньги, вообще не читают и не слушают ни того, что я пишу,

ни того, что пишет Солженицын. При всех наших различиях мы пишем не для них.

Мне кажется, остается все, в чем остается личность, а она отпечатывается не в

идее, а в том, как это сказано. Сегодня я

— и не только я — стою за сближение разных вер на основе глубокой их духовной

общности. Но я никогда не скажу об этом так, как сказал Евтушенко: «Религии всех

стран, соединяйтесь!»,

==567

 

 

потому что это недопустимо стилистически. Я найду форму, чтобы высказать это

другими словами. Теперь читателю необходимо почувствовать человека, личность,

которая научилась бы жить в потоке нашей хаотической жизни, не теряя ни глубины,

ни здравого смысла. Донести эти чувства приходится всетаки словами, и мне важно

передать свою интонацию, свой подход к решению вопроса, свою меру поиска

глубины...

Читатель, может быть, не осознает того, что он становится личностью, только

общаясь с личностью. Когда мне было 16 лет, для меня стало огромным опытом

столкновение с персонажем, чем-то напоминающим меня, но гораздо более

сформированным как личность. Это был стендалевский Люсьен Левен. Он стал для

меня первым толчком к самопознанию. Я в нем почувствовал самого себя. И думаю,

кто-нибудь и во мне почувствует самого себя. Это не значит, что он станет мною,

но это может позволить ему сделать шаг в поисках самого себя.

Я думаю, что все вопросы у нас упираются в недостаточную зрелость личности.

Чтобы было то демократическое общество, о котором мы так много говорим, нужно,

чтобы по возможности большее число людей — хотя никогда не все, — ну хотя бы в

некоторой мере были личностями, способными выбирать на основании собственного

внутреннего чувства и собственного ума.

У нас большинство людей хватаются за идеологию или за какую-нибудь догму только

из-за того, что они недостаточно развиты как личности. И, потеряв перила,

потеряв спасательный круг, они тонут, терзаемые муками сомнений, теряя тождество

с самими собой.

Есть какая-то часть людей, ищущая в сегодняшнем нарастающем хаосе дорогу в

глубину, которая одна и есть опора для человека, что бы ни делалось внешне. И я

думаю, что от того, насколько таких людей сегодня будет больше, зависит

решительно все. Такая личность не нуждается в вожде, пророке, диктаторе. Она

никому не делегирует своих суверенных прав решать, что ей хорошо, а что плохо.

Такая личность может сегодня голосовать, допустим, за либералов, завтра — за

консерваторов, а послезавтра — опять за либералов, потому что обстановка все

время меняется.

Система правления в западных странах основана на том, что средний избиратель

способен решать, когда должен быть акцент на экономической эффективности, а

когда надо его перенести на социальную защищенность или справедливость. Это

удается только в тех странах, где средний избиратель в доста-

 

==568

 

 

точной степени личность, готовая хотя бы к такого рода элементарному выбору.

Поэтому развитие личности — это первая необходимость для того, чтобы мы

приблизились, грубо говоря, к той хорошей жизни, которая существует на Западе.

Дай нам сейчас даже самое хорошее правительство, дай нам с Запада хорошую еду,

чтобы мы несколько лет не голодали, и если даже мы с помощью извне или с помощью

Господа Бога избежим хаоса и развала и сделаем шаг по реконструкции экономики,

все равно останется огромная проблема — у нас нет еще личности, способной

отвечать за свое дело. Ведь западная хорошая жизнь создается тем, что там веками

шло развитие свободы и ответственности. Если нет ответственности, если на

личность нельзя положиться, то свобода превращается в анархию.

В Европе (хотя бы в Центральной и Восточной) свобода — это не только «долой

империю». Это еще память о нормальном порядке, основанном на личном выборе, —

живая память. По крайней мере память дедов. А у нас деды помнят только

сталинский порядок. Поэтому свобода от империи сразу приобретает разрушительный,

агрессивный характер. Освободились — и ну давить других, которые поменьше.

Чем глубже слаборазвитость, тем больше хочется утешаться иллюзиями, вспоминать

былое величие, мечтать о его духовном торжестве. Личность, не нашедшая опоры в

себе, пытается найти тождество с собой, одевшись в старое платье. Я читал у

Фаваза Турки в «Дневнике палестинского изгнанника», что он испытал наслаждение,

близкое к сексуальному, сбросив с себя европейские брюки и одевшись в бурнус.

Выпутаться из слаборазвитости невозможно, если не сделать каких-то шагов личного

развития. Это очень медленный процесс, может быть, понадобится жизнь двух или

даже трех поколений, пока выкристаллизуется новое поведение. Мы в течение

десятков лет развращались — сегодня это видно по плохо сделанным вещам, по

царящей повсюду халтуре, а это знак деградации человеческой способности и воли к

труду, интереса к делу. Освободиться от разгильдяйства невозможно без какого-то

нового духа. И базис базисов — поиски этого духа. Только новый дух, найденный в

собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря,

идет речь во всех моих книгах».

Интервью посвящено было выходу в свет моей книги «Открытость бездне. Встречи с

Достоевским» («Советский писатель», 1990). Заодно вспоминались прежние,

зарубежные из-

 

==569

 

 

дания: «Неопубликованное» (Мюнхен, «Посев», 1972) и «Сны земли» (Париж,

«Поиски», 1984, фактически 1985). Культурологические и востоковедческие статьи я

в разговоре с Маргаритой Рюриковой не рассматривал. Остается сказать о них

несколько слов.

Этой областью моих интересов я целиком обязан советской власти. Окончив в 1940

г. Институт истории, философии и литературы по отделению русской литературы, я в

любой нормальной стране занимался бы тем, что выбрал. Но родная советская

власть, недовольная моим подходом к Достоевскому, закрыла мне официальный доступ

к такому идеологическому предмету, как русская литература. Потом меня посадили в

лагерь, и здесь я столкнулся с другими «фашистами» (осужденными за антисоветскую

агитацию и пропаганду), критиковавшими мой европоцентризм, мое незнакомство с

культурами Индии и Дальнего Востока. Выйдя из лагеря, я отказался от карьеры,

чтобы не отказываться от своей независимости, сложившейся в лагерные годы, и

должен был как-то зарабатывать на жизнь. Подходящим делом оказалась работа

библиографа в большой библиотеке, выписывавшей книги из-за рубежа. Сперва это

был ВГБИЛ (библиотека иностранной литературы), потом ФБОН (библиотека

общественных наук).

Через мои руки шел поток литературы по экзотическим, для русской литературы,

странам. И из этого потока само собой вырисовалось то, что Шпенглер назвал

культурным кругом, Тойнби — цивилизацией, а я впоследствии назвал субэкуменой.

Например, индийские авторы воспринимали мировые войны как «европейские

гражданские войны», писали в одном ряду о «западных романистах Бальзаке,

Диккенсе и Достоевском». Европейская, христианская культура была для них единым

историческим телом, сравнимым с Индией или Китаем. В журнале «Philosophy East

and West», систематически сравнивавшем европейскую традицию с индийской и

китайской, бросалось в глаза то же самое: что Индия или Китай сравнимы с Западом

в целом, а не с Францией или Германией. Оставалось назвать словами то, что я

просто увидел, так же как вижу свой письменный стол.

Новый материал лег и в основу моей второй диссертации — «Некоторые течения

восточного религиозного нигилизма» (о буддизме дзэн и Джидду Кришнамурти).

Первая диссертация, незаконченная, о Достоевском, была сожжена в 1950 г. в КГБ

как «документ, не относящийся в делу» (по обвинению меня в некоторых

неосторожных высказываниях). Вторую диссертацию

 

К оглавлению

==570

 

 

тоже не удалось защитить: незадолго до защиты Би Би Си передало несколько

подписей под протестом по делу Гинзбурга, Галанскова, Добровольского и Дашковой,

в том числе мою. Защита не состоялась. Поэтому я не кандидат и не доктор наук, а

просто философ и культуролог, филолог и писатель, инвалид войны и член

Мемориала. Последние три звания подтверждаются удостоверениями с фотокарточкой и

печатью. Первые три — только моими книгами.

Остается прибавить, что родился яв1918г.в оккупированном немцами, по-тогдашнему

российском городе Вильне (ныне столица Литвы г.Вильнюс), в семье, говорившей на

трех языках (еврейском, польском и русском). С 1925 г. живу в Москве. Примерно

через год русский язык из третьего стал первым. Польский я забыл, зато выучился

читать по-немецки, по-английски и с грехом пополам по-французски. Восточные

культуры знаю по переводам (и по живописи, не требующей перевода). Поэтому я

писал о таких явлениях Востока, которые сами себя выразили по-английски (как

Кришнамурти и отчасти дзэн — после Судзуки, Блайса и Уоттса). Или на темы,

положительно требовавшие взгляда с птичьего полета и созерцания великих культур

в целом (как это делал Макс Вебер).

Последние годы я отдал много сил публицистике и издал три книги: «Лекции по

философии истории», «Собирание себя» (1993, издательство «Док») и авторский

номер журнала «Русское богатство» (1994, № 2). Мои работы иногда выходят под

одной обложкой со стихами и эссе Зинаиды Миркиной; иногда и пишутся вместе, как,

например, книга «Образы вечного» (издательство «Лада», ожидается в 1995 г.). Мне

целиком там принадлежит только одна глава (о дзэн). В остальных я сам с трудом

различаю, где кончается один автор и начинается другой. Со встречи (в 1961 г.)

мои взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке

и могут рассматриваться как одно целое.

Остальное сказано в тексте. Прошу извинения у читателя за повторы. Они связаны с

включением мысли в новый контекст.

 

==571

 

Содержание Довлеет дневи Статья, стр. 5-10

Пережитые абстракции Статья, стр. 11-40

Две модели познания Статья, стр. 41-53

Три уровня бытия Статья, стр. 54-63

Незавершенность Статья, стр. 64-69

Маленькие эссе стр. 70-85

Квадрильон Статья, стр. 86-102

Человек ниоткуда Статья, стр. 103-145

Проблема Воланда Статья, стр. 146-204

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...