Статистика экономического потенциала фирмы
ВВЕДЕНИЕ
Процесс реформирования российской экономики в направлении становления и развития рыночных отношений требует разработки качественно новых подходов к организации статистического наблюдения и обоснованию системы показателей и методов статистического анализа. Ориентация хозяйственных субъектов на рыночные взаимоотношения потребовала создания новых разделов статистики, отражающих рыночный механизм их функционирования и уровень экономической активности. Первоначально перестройка российской статистики осуществлялась на макроуровне в рамках ее перехода на международные принципы национального счетоводства. Одной из центральных задач реформирования российской статистики является переход на статистику предприятий, работающих в рыночных условиях. Органичное соединение микро- и макропоказателей рыночной статистики лежит в основе принципиально нового ее раздела – бизнес-статистики предприятий и фирм (статистики предпринимательства). Предмет бизнес - статистики – количественная сторона явлений и процессов, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли. Наряду с количественными показателями в статистике предпринимательства в последнее время все шире применяются качественные показатели, характеризующие текущее состояние и тенденции развития предпринимательской деятельности. В частности, такая информация собирается в ходе обследований деловой активности коммерческих предприятий и фирм путем изучения мнений предпринимателей по определенным аспектам их деятельности. В основе методологии бизнес-статистики лежат не только основные принципы и методы наблюдения, разработанные теорией статистики, но и основные положения экономической теории, бухгалтерского учета, микро- и макроэкономики; теории маркетинга и менеджмента, финансового анализа. Поэтому в статистике предпринимательства используются как статистические методы учета и анализа (абсолютные, относительные и средние величины, индексы, методы изучения взаимосвязи и тенденций в развитии явлений и т. д.) так и специфические приемы маркетинговых исследований, оценки качества управления (методы экспертных оценок, данные опросов и конъюнктурных совещаний и т. д.).
Целью бизнес-статистики является объективное отражение закономерностей и процессов предпринимательской деятельности, включая комплексную оценку ее условий, факторов, результатов и коммерческой эффективности. Достижение этой цели дает возможность предпринимателям, менеджерам, маркетологам выявить оптимальные направления производственной и торговой деятельности, позволяет обосновать наиболее эффективные формы управления бизнесом, обеспечивает информацией, необходимой для конкурентной борьбы. Задачи статистики предпринимательства состоят в сборе, обработке и анализе информации как основы для выводов по следующим вопросам: - в каких формах и масштабах осуществляется соединение живого труду и экономических активов в процессе предпринимательской деятельности; - каковы характеристики инвестиционной деятельности предприятий и фирм; - каково инновационное содержание и эффективность предпринимательской деятельности. Объектом бизнес-статистики в зависимости от уровня, целей и задач анализа могут быть и конкретные хозяйственные единицы, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и внешняя по отношению к ним рыночная среда; конкуренты, покупатели, поставщики, экономика в целом. В связи с этим возникает проблема информационного обеспечения статистического анализа, которая может решаться различными методами: сплошным (для конкретной фирмы) и выборочным (применительно к внешней среде); на основе данных внутреннего учета фирмы и обобщенных данных государственной статистики; как на основе документальных источников информации, так и специальных маркетинговых исследований и экспертных опросов.
Многообразие решаемых статистикой предпринимательства задач требует умелого и обоснованного применения методов получения исходной информации и последующей ее статистической обработки в зависимости от специфики предмета и объекта исследования. В общем виде система показателей должна включать следующие разделы: 1) статистика экономического потенциала фирмы; 2) статистика результатов экономической деятельности фирмы; 3) статистика рынка товаров и услуг; 4) статистика издержек и финансов фирмы; 5) статистика социально-экономической эффективности фирмы. Но следует помнить, что все показатели бизнес-статистики тесно переплетаются и взаимно дополняют друг друга, преследуя единую цель – дать точную и всестороннюю оценку предпринимательской деятельности. Поэтому в некоторых случаях одни и те же показатели для полноты и комплексности анализа включаются в различные разделы. Например, показатели деловой активности (оборот фирмы, портфель заказов, тенденции роста влияния на рынке) отражают и результаты деятельности (глава 2), и место фирмы на рынке (глава 3). Лежащий в основе статистики метод массовых наблюдений требует предварительной группировки исходных данных. С другой стороны, проблемы сравнимости результатов и условий деятельности данной хозяйственной единицы с другими единицами предполагают единообразный подход к построению основных группировок в статистике предпринимательства. Его основой должна стать Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), в которой главная роль отводится классификаторам. Такие классификаторы объединяют статистические показатели в единый комплекс, взаимосвязанный с системой сводных социально-экономических показателей национального счетоводства (СНС). Среди наиболее важных классификаторов, используемых в рыночной экономике, следует выделить Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг (ОКВЭД), Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Осуществляется разработка и внедрение в практику статистического учета и анализа системы общероссийских классификаторов для характеристики экономических активов (нефинансовых и финансовых): основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей, природных ресурсов, финансовых активов, нематериальных активов (объекты патентования, договоры об аренде и т. д.) [14].
Статистика предпринимательства, являясь новым разделом статистики, находится на этапе становления. Поэтому фундаментальные работы, охватывающие все ее разделы, к настоящему времени еще не опубликованы. Существенный вклад в формирование системы ее показателей и методов вносят публикации в журнале "Вопросы статистики". Среди наиболее интересных учебных изданий, рассматривающих отдельные вопросы бизнес-статистики, следует выделить учебник "Статистика рынка товаров и услуг" под редакцией И. К. Беляевского [22 ], и учебное пособие "Экономика и статистика фирм" [26] под редакцией С.Д.Ильенковой. ГЛАВА 1. СТАТИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|