Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика экономического потенциала фирмы

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс реформирования российской экономики в направлении ста­новления и развития рыночных отношений требует разработки качест­венно новых подходов к организации статистического наблюдения и обоснованию системы показателей и методов статистического анализа. Ориентация хозяйственных субъектов на рыночные взаимоотношения потребовала создания новых разделов статистики, отражающих рыноч­ный механизм их функционирования и уровень экономической активнос­ти. Первоначально перестройка российской статистики осуществлялась на макроуровне в рамках ее перехода на международные принципы национального счетоводства. Одной из центральных задач рефор­мирования российской статистики является переход на статистику предприятий, работающих в рыночных условиях. Органичное соединение микро- и макропоказателей рыночной статистики лежит в основе принципиально нового ее раздела – бизнес-статистики предприятий и фирм (статистики предпринимательства).

Предмет бизнес - статистики – количествен­ная сторона явлений и процессов, связанных с организацией и осу­ществлением предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли. Наряду с количественными показателями в статистике предпринимательства в последнее время все шире применяются качественные показатели, характеризующие текущее состояние и тенденции развития предпринимательской деятельности. В частности, такая информация собирается в ходе обследований деловой активности коммерческих предприятий и фирм путем изучения мнений предпринимателей по определенным аспектам их деятельности.

В основе методологии бизнес-статис­тики лежат не только основные принципы и мето­ды наблюдения, разработанные теорией статистики, но и основные по­ложения экономической теории, бухгалтерского учета, микро- и мак­роэкономики; теории маркетинга и менеджмента, финансового анализа. Поэтому в статистике предпринимательства используются как статис­тические методы учета и анализа (абсолютные, относительные и сред­ние величины, индексы, методы изучения взаимосвязи и тенденций в развитии явлений и  т. д.) так и специфические приемы маркетинговых исследований, оценки качества управления (методы экспертных оце­нок, данные опросов и конъюнктурных совещаний и  т. д.).

Целью бизнес-статистики является объективное от­ражение закономерностей и процессов предпринимательской деятель­ности, включая комплексную оценку ее условий, факторов, результатов и коммерческой эффективности. Достижение этой цели дает возможность пред­принимателям, менеджерам, маркетологам выявить оптимальные напра­вления производственной и торговой деятельности, позволяет обосновать наиболее эффективные формы управления бизнесом, обеспечи­вает информацией, необходимой для конкурентной борьбы.  

Задачи  статистики предпринимательства состоят в сборе, обработке и анализе информации как основы для выводов по следующим вопросам:

- в каких формах и масштабах осуществляется соединение живого труду и экономических активов в процессе предпринимательской деятельности;

- каковы характеристики инвестиционной деятельности предприятий и фирм;

- каково инновационное содержание и эффективность предпринимательской деятельности.

Объектом  бизнес-статистики в за­висимости от уровня, целей и задач анализа могут быть и конкретные хозяйственные единицы, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и внешняя по от­ношению к ним рыночная среда; конкуренты, покупатели, поставщики, экономика в целом. В связи с этим возникает проблема информационного обеспечения статистического анализа, которая может решаться различными методами: сплошным (для конкретной фирмы) и выборочным (применительно к внешней среде); на основе данных внутреннего уче­та фирмы и обобщенных данных государственной статистики; как на основе докумен­тальных источников информации, так и специальных маркетинговых исследований и экспертных опросов.

Многообразие решаемых статистикой предпринимательства задач требует умелого и обоснованного применения методов получения исходной ин­формации и последующей ее статистической обработки в зависимости от специфики предмета и объекта исследования. В общем виде система показателей должна включать следующие разделы:

1) статистика экономического потенциала фирмы;

2) статистика результатов экономической деятельности фирмы;

3) статистика рынка товаров и услуг;

4) статистика издержек и финансов фирмы;

5) статистика социально-экономической эффективности фирмы.  

Но следует помнить, что все показатели бизнес-статистики тесно переплетаются и взаимно дополняют друг друга, прес­ледуя единую цель – дать точную и всестороннюю оценку предпринима­тельской деятельности. Поэтому в некоторых случаях одни и те же показатели для полноты и комплексности анализа включаются в различные разделы. Например, показатели деловой активности (оборот фирмы, портфель заказов, тенденции роста влияния на рынке) отражают и  результаты деятельности (глава 2), и место фирмы на рынке (глава 3).

Лежащий в основе статистики метод массовых наблюдений требует предварительной группировки исходных данных. С другой стороны, проблемы сравнимости результатов и условий деятельности данной хо­зяйственной единицы с другими единицами предполагают единообразный подход к построению основных группировок в статистике предпринима­тельства. Его основой должна стать Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), в которой главная роль отводится классификаторам. Такие классифи­каторы объединяют статистические показатели в единый комплекс, взаимосвязанный с системой сводных социально-экономических показателей национального счетоводства (СНС). Среди наиболее важных классификаторов, используемых в рыночной экономике, следует выде­лить Общероссийский классификатор видов экономической деятельнос­ти, продуктов и услуг (ОКВЭД), Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Осуществляется разработка и внедрение в практику статистического учета и анализа системы общероссийских классификаторов для характеристики экономических активов (нефинансовых и финансовых): основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей, природных ресурсов, финансовых активов, нематериальных активов (объекты патентования, договоры об аренде и т. д.) [14].

Статистика предпринимательства, являясь новым разделом статис­тики, находится на этапе становления. Поэтому фундаментальные ра­боты, охватывающие все ее разделы, к настоящему времени еще не опубликованы. Существенный вклад в формирование системы ее показа­телей и методов вносят публикации в журнале "Вопросы статистики". Среди наиболее интересных учебных изданий, рассматривающих отдель­ные вопросы бизнес-статистики, следует выделить учеб­ник "Статистика рынка товаров и услуг" под редакцией И. К. Беляевского   [22 ], и учебное пособие "Экономика и статистика фирм" [26] под редакцией С.Д.Ильенковой.


ГЛАВА 1.

СТАТИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...