Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система показателей уровня и динамики объема, качества и конкурентоспособности продукции

 

Комплексная оценка количественных результатов экономической деятельности требует использования по меньшей мере трех типов показате­лей объема продукции (услуг).

1. Показатели общего объема продукции, произведенного всеми структурными подразделениями фирмы независимо от ее дальнейшего использования, которые характеризуют общие масштабы деятельности фирмы. Применительно к производс­твенным видам предпринимательской деятельности такую оценку дает показатель валового обо­рота, а применительно к торговому бизнесу – валовой товарооборот (см. 3.1.). Эти показатели интересны в качестве характеристики производственного потенциала предприятия. Показатели общего объема продукции учитываются также при определении ресурсов, необходимых для деятельности фирмы. Но они включают и ту продукцию, которая производится и потребляется на производственные нужды внутри фир­мы (внутрифирменный оборот), и потому содержат повторный счет.

2. Показатели конечного объема продукции, исключающие внутри­фирменный оборот. В производственном предпринимательстве к таким показателям следует отнести валовую продукцию (валовой выпуск) и товарную продукцию, а в коммерческом предпринимательстве – чистый товарооборот. Товарная продукция в отличие от валовой продукции не включает те элементы валовой продукции, которые не могут быть проданы (остатки незавершенного производства, запасы полуфабрикатов для собственного производства) и охватывает только продукцию, предназначенную для реализации. Поэтому показатель товарной продукции применяется для оценки потенциальной величины прибыли.

3. Показатели реализованной продукции. В зависимости от выб­ранной учетной политики этот показатель может учитывать продукцию, отгруженную и оплаченную потребителем, либо отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию. Показатель реализованной продукции в отечественной статистике всегда означал фактическую оплату отгруженной продукции потребителем или заказчиком. Поэтому моментом реализации считалось поступление денежных средств на счет предприятия или непосредственно в кассу предприятия. Международные рекомендации и зарубежная практика учитывают и считают главным момент передачи потребителю или заказчику права собственности на отгруженную продукцию и возникновения в этот момент обязательств заказчика перед поставщиком. В этом варианте реализованная продукция определяется как сумма начисленных средств за отгруженную продукцию и поэтому совпадает с показателем отгруженной продукции.

Важное значение имеет оценка взаимосвязи показателей объема продукции на основе мультипликативной или аддитивной модели [26, 21 ], позволяющая установить влияние различных служб фирм на конечные результаты работы.

Все вышеперечисленные показатели количественных результатов экономической деятельности характеризуют совокупный результат, т. е. полную стоимость продукции (работ, услуг). Переход на международные принципы национального счетоводства предполагает определение, как показателей валового выпуска (ВП), так и показателей добавленной стоимости, необходимых для оценки вклада конкретных видов предпринимательской деятельности в создание валового внутреннего и валового национального продукта. Валовой выпуск охватывает стоимость товаров и услуг, являющихся результатом дея­тельности данной хозяйственной единицы. Валовая добавленная стоимость (ВДС) характеризует конечный результат экономической деятельности, отражает стоимость, созданную в данном периоде хозяйс­твенной единицей, и определяется разностью размеров валового вы­пуска (ВВ) и промежуточного потребления (ПП). Промежуточное пот­ребление хозяйственной единицы представляет собой стоимость всех потребленных в течение данного периода продуктов (за исключением основных фондов) и рыночных услуг с целью производства продуктов и услуг этой единицей.

 

                        ВДС = ВВ – ПП                                                                (2.1)

 

Добавленная стоимость может быть определена и на чистой осно­ве, т. е. без учета потребления основного капитала (ПОК). В этом случае она называется чистой добавленной стоимостью (ЧДС) и характеризует чистый результат экономической деятельности.

 

               ЧДС = ВДС – ПОК.                                                      (2.2)

Статистическая оценка качества продукции относится к числу на­иболее сложных проблем в прикладной статистике. Это обусловлено многообразием параметров качества; наличием параметров, не поддаю­щихся количественному выражению, временным разрывом между создани­ем продукции и проявлением ее качества при потреблении. Следовательно, статистика качества товаров опирается на разнообразные методы ана­лиза, такие как: оценка качества на основе ограниченного числа наиболее важ­ных потребительских параметров, обобщенная характеристика качества по совокупности всех параметров качества и всего ассортимента то­варов, оценка взаимосвязи производственного и потребительского ка­чества и т. д. 

Измерение уровня качества по конкретным ее парамет­рам предполагает построение параметрических индексов (коэффициентов) качества. Жесткие параметрические индексы рассчитываются применительно к объективным технико-экономическим показателям (производительность, точность, прочность и т. д.) и основаны на отношении фактического значения данного параметра качества к его нормативной (стандартной) величине. Мягкие параметрические индексы отражают уровень качества по эстетическим (дизайн, эргономика) и психологическим (привлекательность, престижность, и т. д.) свойствам товара и предполагают сравнение с эталонными величинами, определяемыми экспертным путем и опросами. В случае невозможности прямой количественной оценки параметров качества обычно используются балльные оценки (см. 2.2).

Одновременный учет многих параметров качества возможен на ос­нове применения различных методических подходов, из которых наибо­лее понятным представляется метод относительных (в долях единицы) отклонений фактических значений параметров качества от эталонных (нормативных) с учетом значимости конкретных параметров качества:

 

                                     ,                            (2.3)

 

где ,   – фактическое и эталонное значения i-го параметра качества; wi – значимость (удельный вес) i-го параметра качества; n – число параметров качества.

Преимущества этого подхода состоят в том, что он позволяет выделить в общей интегральной оценке качества роль положительных и отрица­тельных отклонений и при необходимости оценить лишь отрицательные отклонения, связанные с тем, что какие-либо параметры не достигли своих эталонных значений. Важно и то, что относительная форма вы­ражения позволяет суммировать отклонения по различным параметрам качества независимо от единиц измерения.

Особенностями двух других методических приемов обобщенной ха­рактеристики уровня качества, приводимых ниже, являются учет сов­местного влияния положительных и отрицательных изменений, нивели­рующих друг друга, и определение конечного результата уровня качества товара по множеству его параметров. Для подобной оценки применяют­ся средние величины, отражающие типичный уровень изучаемого явле­ния: средняя геометрическая и средняя арифметическая взвешенная.

Расчет средней геометрической осуществляется по формуле    

       , где  .                       (2.4)

Расчет средней арифметической взвешенной производится по формуле

                           .                                            (2.5)

Экономико-статистическое изучение взаимосвязи производственно­го и потребительского качества продукции осуществляется на основе построения соответствующей модели методами корреляционного регрессионного анализа и определения количественных параметров этой модели:

                                                                                         (2.6)

 

где у – параметр качества, проявляющийся в процессе потребления товара; х1., х2, …хn – параметры качества в процессе создания товара.

В результате полученная модель (уравнение) позволяет, с одной стороны, прогнозировать ожидаемый уровень потребительского качест­ва уже в процессе производства продукции, а с другой стороны, – рассчитать требуемое производственное качество на основе необходимых рынку потребительских характеристик товара.

Конкурентоспособность товара - это комплексная характеристика, учитывающая не только его качество, но и экономические факторы конкурентоспособности: соответствие спросу, себестоимость, транс­портные расходы, цена, расходы на продвижение товара, включая рек­ламные мероприятия и обслуживание потребителей. Обобщающая ха­рактеристика конкурентоспособности товара осуществляется с помощью интегрального индекса (Iкс), основанного на сравнении сводных по­казателей, оценивающих технико-эксплуатационные, эстетические и психологические параметры качества (Кинтп), и показателей, харак­теризующих экономические факторы конкурентоспособности (Кинтэ). Расчет этих показателей может вестись по одной из предложенных вы­ше формул. Более подробно эти факторы будут рассмотрены в главе 3, т.к. являются неотъемлемыми характеристиками конкурентоспособности фирмы в целом и ее места на рынке товаров и услуг.

 

                                          Iкс = Кинтп / Кинтэ.                                         (2.7)

 

Товар конкурентоспособен, если Iкс > 1.

Характеристика конкурентоспособности товара должна включать также оценку его перспективности: возможное расширение рынка данного то­вара, резервы его модификации, возможности совершенствования его продвижения и т. д. С помощью экспертной оценки рейтинга и удельного веса каждого критерия рассчитывается коэффициент перс­пективности товара как средняя арифметическая взвешенная величина. В дальнейшем оценивается его близость к максимально возможной величине, уро­вень которой зависит от выбранной шкалы рейтинговых оценок.

Статистика результатов экономической деятельности должна отра­жать динамический аспект анализа на основе применения разнооб­разных методов исследования динамических процессов: построение ди­намических рядов производства (сбыта) продукции  (в натуральных и стоимостных единицах измерения), расчет базисных, цепных и средних темпов роста (снижения) и прироста, построение трендовых моделей, характеризующих основную тенденцию развития и ее колеблемость в результате цикличности, сезонности или каких-либо других факторов влияния. Важное место в анализе динамики стоимостных показателей объема предпринимательской дея­тельности занимает индексный метод, позволяющий не только оценить направленность и темпы изменения изучаемых показателей, но и отра­зить количественный и ценовой компоненты их динамики, роль отдель­ных структурных составляющих.

Анализ влияния факторов, определяющих изменение результатов экономической деятельности во времени, предполагает применение ме­тодов анализа корреляционной зависимости между рядами динамики ре­зультативного и факторных показателей. При этом очень важное зна­чение имеют учет и устранение автокорреляции, обусловленной не ре­альной связью динамических рядов, а зависимостью каждого последую­щего уровня динамического ряда от предыдущего.

Индексный метод применительно к анализу выполнения договорных обязательств как важнейшего условия стабильной и эффективной деятельности фирм более подробно рассмотрен в разделе 2.2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...