Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка факторов, определяющих уровень и динамику товарных запасов и товарооборачиваемости

Главную роль на этом этапе анализа играет отбор факторов, оп­ределяющих процесс  товародвижения (например, соотношение между спросом и предложением товаров, потребительские свойства товаров, условия их транспортировки и т. д.) и их количественная оценка. Для установления зависимости между этими факторами и результативным показателем (уровнем товарных запасов или скоростью их движения) используются различные статистические методы изучения взаимосвязи:

1) метод группировок (простые и аналитические группировки), который  позволяет выявить наличие и направленность связи между результа­тивным и факторными признаками;

2) индексный метод, основанный на мультипликативной модели зави­симости факторных и результативного признаков и позволяющий оценить степень их влияния:

 

                                      ,                               (3.26)

 

где у – результативный признак; x1, x2,…, xn – величины факторных признаков.

3) корреляционно-регрессионный анализ, который оценивает направлен­ность, тесноту и надежность связи факторных и результативного признаков на основе построения системы показателей и регрессионной модели:

                                     y = f (x1, x2, …,xn)                  (3.27)

 

8. Показатели динамики товарооборачиваемости  

Показатели динамики товарооборачиваемости  позволяют оценить интенсивность и результативность ускорения (замедления) движения товарных запасов, а также выявить влияние факторов, определяющих скорость товарных запасов. С этой целью рассчитывается система взаимосвязанных относительных и абсолютных показателей изменения:

1) индекс скорости движения товарных запасов и определяющих ее факторов показывает наличие прямой зависимости динамики скорости движения товарных запасов (Ic) от динамики товарооборота (Iто) и обратной зависимости от динамики средних товарных запасов ():

 

;       (3.28)

 

2) индекс средней скорости движения товарных запасов по совокупности товарных запасов с различной оборачиваемостью зависит от одновременного влияния двух факторов:

 

                                                   (3.29)

 

а) ускорения оборачиваемости отдельных товаров, которое оценивается ин­дексом влияния собственно скорости различных видов товарных запасов на изменение средней скорос­ти товарных запасов в целом (Iс.с.):

 

                                                               (3.30)

 

где  – доля запасов данного вида товаров в отчетном периоде;

а) изменений в структуре товарных запасов в сторону запасов с большей или меньшей скоростью движения, которые оцениваются индексом влияния структур­ных сдвигов в  товарных запасах на изменение их средней скорости  (I стр. сдв):

 

                        ,                (3.31)

 

где – доля запасов данного вида товаров в базисном периоде.

Взаимосвязь индексов представлена мультипликативной индексной моделью:

                                            = IC.C. * IСТР. СДВ.;                (3.32)

 

3) оценка влияния динамики скорости движения товарных запасов и других факторов на динамику то­варооборота осуществляется в абсолютном и относительном выражении:

а) в абсолютном выражении (в стоимостных или натуральных едини­цах измерения товаров) изменение товарооборота за счет скорости движения товарных запасов производится по формуле 2.33, за счет структурных сдвигов в товарных запасах по формуле 2.34, а вследствие изменения общего объема товарных запасов по формуле 2.35:

 

                           ;                  (3.33)

 

 

         (3.34)

 

                    .            3.35)

 

б) в относительном выражении воздействие каждого из вышеуказанных факторов на изменение товарооборота определяется значениями ин­декса влияния собственно скорости различных видов товарных запасов (Iс.с.), индекса влияния структур­ных сдвигов в товарных запасах (I стр. сдв) и индекса средних товарных запасов:

 

                                                                (3.36)

 

Взаимосвязь факторных показателей абсолютного изменения товарооборота представлена в виде следующей схемы:

 

                                      (3.37)

 

Результаты такого анализа позволяют выявить положительные и негативные тенденции в коммерческой деятельности фирмы, определить причины их возникновения и на этой основе обосновать меры по оптимизации товарных запасов и ускорению их движения.

Статистика цен

 

Осуществление предпринимательской деятельности невозможно без постоянного контроля и анализа состояния и поведения цен. В рыноч­ных условиях перед статистикой цен стоят три основные задачи:

1) характеристика конъюнктуры рынка, поскольку цены являются главным индикатором социально-экономической ситуации и учитывают соотношение спроса и предложения, размер денежной эмиссии, уро­вень и дифференциацию доходов населения, степень конкурентности на рынке;

2) изучение цены как инструмента управления экономическими и социальными процессами, т. е. воздействия цен на структуру и ем­кость товарного рынка и зависящий от этого уровень производства, покупательную способность рубля, оборачиваемость товаров;

3) анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием предполагает исследование закономернос­тей ценообразования, поведения цен и поведения покупателя статис­тическими методами с целью моделирования уровня и динамики цен в перспективе.

 Принимая во внимание важность изучения цен в рыночной экономи­ке, в настоящее время в отечественной статистике разработаны принципиально новые подходы статистического наблюдения за ценами. В их основе лежит выборочный метод регистрации цен во времени, прос­транстве и товарной массе. Его применение позволило государствен­ной статистике обеспечить полный охват всех форм и видов произ­водственной, коммерческой, финансовой деятельности при учете и анализе цен и тарифов. Публикуемая в настоящее время обширная ста­тистическая информация об уровне, динамике, соотношении цен предс­тавляет большой практический интерес при разработке и реализации, различных предпринимательских проектов. Но в данном случае решает­ся задача изучения цен во внешней по отношению к фирме среде как инструменту маркетинга. Для этого проводится анализ региональных уровней цен и их территориальной диф­ференциации, цен альтернативных товаров, цен в различных субрынках и т. д. С другой стороны, необходимо всестороннее исследование и внутренних цен, по которым предприниматель производит (продает) собственную продукцию. С этой позиции необходимо применение ста­тистических показателей и методов, позволяющих:

1) изучить внутреннюю структуру цен, их уровень и динамику, ха­рактер их колеблемости, цикличности и сезонности;

2) выявить влияние факторов на уровень, вариацию и изменение цен;

3) провести сравнительный анализ цен собственной продукции с ценами на альтернативные или аналогичные товары на различных рын­ках (отечественных и зарубежных);

4) оценить влияние инфляции на процессы собственного ценообра­зования и конъюнктуру рынка;

5) осуществить обоснованное прогнозирование цен.

Практическая реализация всех перечисленных направлений анализа предполагает изучение научной и учебной литературы, как по теории статистики, так и прикладной статистике цен [14, 18, 20, 22].

Анализ структуры цен

Анализ структуры основан на определении соотношения между раз­личными элементами цены: себестоимостью (в том числе в разрезе конкретных видов затрат, см. 4.1), наценками, скидками (опто­выми и розничными), налогами, прибылью. Цель этого анализа – определить, насколько оптимальна структура цен, и каковы возможности     сокращения конкретных элементов для увеличения прибыли или сниже­ния цен (например, для увеличения их конкурентности на рынке).

Оценка структуры цен обычно производится с помощью следующих показателей: удельный вес каждого элемента в цене; соотношение элемен­тов цены по отношению друг к другу (например, соотношение прибыли и издержек, налогов и прибыли, издержек и налогов, наценок и себестоимости и т. д.); соотношение оптовых и розничных цен по данному виду товара.

Оценка изменений в структуре цен основана на использовании традиционных методов изучения динамики: построение ряда ценных и базисных индексов, выявление основной тенденции развития на основе скользящей средней, аналитического выравнивания и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...