Оценка факторов, определяющих уровень и динамику товарных запасов и товарооборачиваемости
Главную роль на этом этапе анализа играет отбор факторов, определяющих процесс товародвижения (например, соотношение между спросом и предложением товаров, потребительские свойства товаров, условия их транспортировки и т. д.) и их количественная оценка. Для установления зависимости между этими факторами и результативным показателем (уровнем товарных запасов или скоростью их движения) используются различные статистические методы изучения взаимосвязи: 1) метод группировок (простые и аналитические группировки), который позволяет выявить наличие и направленность связи между результативным и факторными признаками; 2) индексный метод, основанный на мультипликативной модели зависимости факторных и результативного признаков и позволяющий оценить степень их влияния:
, (3.26)
где у – результативный признак; x1, x2,…, xn – величины факторных признаков. 3) корреляционно-регрессионный анализ, который оценивает направленность, тесноту и надежность связи факторных и результативного признаков на основе построения системы показателей и регрессионной модели: y = f (x1, x2, …,xn) (3.27)
8. Показатели динамики товарооборачиваемости Показатели динамики товарооборачиваемости позволяют оценить интенсивность и результативность ускорения (замедления) движения товарных запасов, а также выявить влияние факторов, определяющих скорость товарных запасов. С этой целью рассчитывается система взаимосвязанных относительных и абсолютных показателей изменения: 1) индекс скорости движения товарных запасов и определяющих ее факторов показывает наличие прямой зависимости динамики скорости движения товарных запасов (Ic) от динамики товарооборота (Iто) и обратной зависимости от динамики средних товарных запасов ():
; (3.28)
2) индекс средней скорости движения товарных запасов по совокупности товарных запасов с различной оборачиваемостью зависит от одновременного влияния двух факторов:
(3.29)
а) ускорения оборачиваемости отдельных товаров, которое оценивается индексом влияния собственно скорости различных видов товарных запасов на изменение средней скорости товарных запасов в целом (Iс.с.):
(3.30)
где – доля запасов данного вида товаров в отчетном периоде; а) изменений в структуре товарных запасов в сторону запасов с большей или меньшей скоростью движения, которые оцениваются индексом влияния структурных сдвигов в товарных запасах на изменение их средней скорости (I стр. сдв):
, (3.31)
где – доля запасов данного вида товаров в базисном периоде. Взаимосвязь индексов представлена мультипликативной индексной моделью: = IC.C. * IСТР. СДВ.; (3.32)
3) оценка влияния динамики скорости движения товарных запасов и других факторов на динамику товарооборота осуществляется в абсолютном и относительном выражении: а) в абсолютном выражении (в стоимостных или натуральных единицах измерения товаров) изменение товарооборота за счет скорости движения товарных запасов производится по формуле 2.33, за счет структурных сдвигов в товарных запасах по формуле 2.34, а вследствие изменения общего объема товарных запасов по формуле 2.35:
; (3.33)
(3.34)
. 3.35)
б) в относительном выражении воздействие каждого из вышеуказанных факторов на изменение товарооборота определяется значениями индекса влияния собственно скорости различных видов товарных запасов (Iс.с.), индекса влияния структурных сдвигов в товарных запасах (I стр. сдв) и индекса средних товарных запасов:
(3.36)
Взаимосвязь факторных показателей абсолютного изменения товарооборота представлена в виде следующей схемы:
(3.37)
Результаты такого анализа позволяют выявить положительные и негативные тенденции в коммерческой деятельности фирмы, определить причины их возникновения и на этой основе обосновать меры по оптимизации товарных запасов и ускорению их движения. Статистика цен
Осуществление предпринимательской деятельности невозможно без постоянного контроля и анализа состояния и поведения цен. В рыночных условиях перед статистикой цен стоят три основные задачи: 1) характеристика конъюнктуры рынка, поскольку цены являются главным индикатором социально-экономической ситуации и учитывают соотношение спроса и предложения, размер денежной эмиссии, уровень и дифференциацию доходов населения, степень конкурентности на рынке; 2) изучение цены как инструмента управления экономическими и социальными процессами, т. е. воздействия цен на структуру и емкость товарного рынка и зависящий от этого уровень производства, покупательную способность рубля, оборачиваемость товаров; 3) анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием предполагает исследование закономерностей ценообразования, поведения цен и поведения покупателя статистическими методами с целью моделирования уровня и динамики цен в перспективе. Принимая во внимание важность изучения цен в рыночной экономике, в настоящее время в отечественной статистике разработаны принципиально новые подходы статистического наблюдения за ценами. В их основе лежит выборочный метод регистрации цен во времени, пространстве и товарной массе. Его применение позволило государственной статистике обеспечить полный охват всех форм и видов производственной, коммерческой, финансовой деятельности при учете и анализе цен и тарифов. Публикуемая в настоящее время обширная статистическая информация об уровне, динамике, соотношении цен представляет большой практический интерес при разработке и реализации, различных предпринимательских проектов. Но в данном случае решается задача изучения цен во внешней по отношению к фирме среде как инструменту маркетинга. Для этого проводится анализ региональных уровней цен и их территориальной дифференциации, цен альтернативных товаров, цен в различных субрынках и т. д. С другой стороны, необходимо всестороннее исследование и внутренних цен, по которым предприниматель производит (продает) собственную продукцию. С этой позиции необходимо применение статистических показателей и методов, позволяющих:
1) изучить внутреннюю структуру цен, их уровень и динамику, характер их колеблемости, цикличности и сезонности; 2) выявить влияние факторов на уровень, вариацию и изменение цен; 3) провести сравнительный анализ цен собственной продукции с ценами на альтернативные или аналогичные товары на различных рынках (отечественных и зарубежных); 4) оценить влияние инфляции на процессы собственного ценообразования и конъюнктуру рынка; 5) осуществить обоснованное прогнозирование цен. Практическая реализация всех перечисленных направлений анализа предполагает изучение научной и учебной литературы, как по теории статистики, так и прикладной статистике цен [14, 18, 20, 22]. Анализ структуры цен Анализ структуры основан на определении соотношения между различными элементами цены: себестоимостью (в том числе в разрезе конкретных видов затрат, см. 4.1), наценками, скидками (оптовыми и розничными), налогами, прибылью. Цель этого анализа – определить, насколько оптимальна структура цен, и каковы возможности сокращения конкретных элементов для увеличения прибыли или снижения цен (например, для увеличения их конкурентности на рынке).
Оценка структуры цен обычно производится с помощью следующих показателей: удельный вес каждого элемента в цене; соотношение элементов цены по отношению друг к другу (например, соотношение прибыли и издержек, налогов и прибыли, издержек и налогов, наценок и себестоимости и т. д.); соотношение оптовых и розничных цен по данному виду товара. Оценка изменений в структуре цен основана на использовании традиционных методов изучения динамики: построение ряда ценных и базисных индексов, выявление основной тенденции развития на основе скользящей средней, аналитического выравнивания и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|