Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика рыночной конъюнктуры

 

Система показателей и методов анализа конъюнктуры рынка занима­ет центральное место в статистике рынка товаров и услуг в силу важности и многообразия решаемых ей задач. Успешность предпринима­тельской деятельности в рыночной экономике зависит в значительной мере от правильной оценки положения на рынке. Выводы, полученные на базе конъюнктурной статистики, лежат в основе текущего и перс­пективного маркетингового управления, позволяют адекватно реагиро­вать на изменение рыночной ситуации, найти скрытые резервы и т. д.

Конъюнктура рынка – комплексное понятие, позволяющее дать обобщенную характеристику рынка. Поэтому конъюнктурная статистика от­личается многообразием показателей и методов анализа: она включает не только показатели, непосредственно входящие в данный блок, но и показатели других блоков (статистику цен, товарных запасов и товарооборачиваемости). Конъюнктура рынка товаров и услуг является составным элементом экономической конъюнктуры. Поэтому статистика товарной рыночной конъюнктуры должна рассматриваться в единстве с показателями рынка инвестиций, ценных бумаг, труда.

Статистика показателей оценки конъюнктуры заключается в том, что параллельно с количественными статистическими расчетами и мо­делями широко используются качественные, атрибутивные и альтерна­тивные оценки, экспертные оценки, сценарии развития, обзоры описа­тельного характера. Это обусловливает и специфику конъюнктурной информации, использующей наряду с данными статистической отчетнос­ти и бухгалтерского учета хозяйственных единиц данные опросов пот­ребителей, информацию от торговых корреспондентов, результаты оп­росов и конъюнктурных совещаний руководителей и специалистов, мар­кетинговых и других служб.

Система показателей, непосредственно входящих в блок рыночной конъюнктуры, может быть дифференцирована по следующим направлениям:

1) масштаб (объем) рынка;

2) пропорциональность рынка;

3) тенденции развития рынка;

4) колеблемость, устойчивость и цикличность рынка;

5) деловая активность;

6) уровень монополизации и конкуренции;

7) рыночный риск.

Наиболее полно система показателей рыночной конъюнктуры изложена в учебнике «Статистика рынка товаров и услуг» под редакцией И. К. Беляевского [22 ]. Показатели производственного потенциала фирм, уровня монополизации и концентрации подробно рассматриваются в учебных изданиях по статистике и экономике производственных предприятий [8, 14, 21, 26], методы оценки экономического риска – в работе «Риски в современном бизнесе» [15] и учебном пособии «Бизнес-планирование и оценка рисков в предпринимательской деятельности» [2]. Поэтому ограничимся опре­делением и систематизацией наиболее важных показателей в рамках выделенных направлений.

Система показателей масштаба рынка складывается из количест­венных характеристик размеров товарного предложения и покупательского спроса, а также оценки размеров рынка на основе учета объема продаж, числа сделок, числа и размеров фирм, выступающих в качестве продавцов и торговых посредников, численности покупателей. Спрос и предложение на товарном рынке изучаются на основе опреде­ления их объема и структуры в статике и динамике, потенциальных возможностей и эластичности в зависимости от факторов спроса и предложения. При этом, если размер предложения представляет собой реальную величи­ну, измеряемую объемом товаров, предназначенных для продажи, то покупательский спрос – это потенция, учитываемая косвенными оцен­ками (опросы населения, экспертные оценки специалистов и т. д.). Анализ структуры спроса и предложения в разрезе отдельных товаров, конкретных участников рыночного процесса, регионов дает ценную ин­формацию как для производителей, так и для торгово-посреднического бизнеса. В качестве специфических показателей спроса выделяются субпоказатели удовлетворенного и неудовлетворенного спроса. Первый показатель приравнивается к объему продажи, а второй соответствует спросу, обеспеченному деньгами и предъявленному на рынке, на това­ры, которые отсутствуют в товарном предложении. В статистике также применяется показатель уровня дефицитности в виде удельного веса товаров, отсутствующих в продаже.

Показатели объема потребительского спроса должны дополняться оценкой емкости рынка на основе построения многофакторной прогнозной модели спроса. Эти расчеты обычно носят вероятностный многовариантный характер и основаны на различных методах прогнозирования, экстраполяции, аналоговых и имитационных моделях, экспертных оцен­ках, построении многофакторных уравнений регрессий с помощью мето­дов корреляционно-регрессионного анализа. При определении емкости рынка учитываются масштабы потребления и уровень насыщенности рын­ка. Этот показатель имеет и самостоятельное аналитическое значение, т. к. отражает наличие товаров у потребителей и в торговой се­ти. При оценке насыщенности рынка следует принимать в расчет физи­ческий и моральный износ товаров, находящихся в потреблении.

Оценка потребительского потенциала рынка дополняется определе­нием его производственного потенциала, как на макроуровне, так и на микроуровне отдельных фирм. Необходимость обоснования ориентации фирмы на определенный сег­мент рынка требует одновременного изучения производственных или тор­говых возможностей фирмы (см. 1.1) и ее потребительского микропотенциала, ограниченного лишь тем сегментом рынка, на кото­рый ориентируется данная фирма. В связи с этим встает задача ста­тистической оценки выбранного фирмой сегмента рынка. Выбор сегмен­та может осуществляться по различным критериям: географическому (региональному), социально-демографическому (доход населения, его национальный и половозрастной состав и т. д.) и другим признакам [22, с. 139-144]. Статистическая характеристика конкретного сегмента рынка охватывает определение размера сегмента (N), т.е. численнос­ти потребителей, и его емкости (Е), т. е. объема потребляемых (по­купаемых) товаров. Их соотношение отражает среднюю интенсивность потребления (спроса) (W) и является важной характеристикой сегмен­та:

                                 .                                            ( 3.59 )

В целом схема расчета производственного и потребительского по­тенциала фирмы (П) одинакова и основана на учете числа производствен­ных (потребительских) единиц (N), удельной мощности производства (потребления) (W), эластичности предложения (спроса)  в зависимости от цен, дохо­дов и других факторов (Эх):

 

                П = N * W * ЭХ + F,                              (3.60)

 

где Эх – эластичность предложения (спроса) от фактора х; F – про­чие факторы и элементы потенциала (например степень загрузки производственных мощностей или площадей.

Как следует из этой формулы, важную роль в анализе спроса и пред­ложения играют показатели их эластичности, т.е. изменчивости и гибкости спроса и предложении товаров в зависимости от влияния различных факторов. В частности, товарное предложение зависит от динамики цен на потребляемые ресур­сы и конечную продукцию, а эластичность спроса связана с динамикой дохода потребителей и цен на товары. Статистическая оценка элас­тичности производится с помощью коэффициента эластичности, показы­вающего процентное изменение результативного признака (у) при уве­личении на один процент факторного признаки (х). Различают эмпири­ческий и теоретический коэффициенты эластичности. Эмпирический ко­эффициент основан на фактических данных об  изменении предложения (спроса) и определяющих их факторов:

                    (3.61)

Этот показатель может быть рассчитан как в динамике, так и в статике, т.е. при сравнении предложения (спроса) различных групп производителей (потребителей), различных регионов и т. д. В данном случае в качестве базовых величин (х и у) берутся средние величины или показатели предшествующих групп.

Но эластичность спроса и предложения проявляется не только в изменении их объема, но и структуры в результате вытеснения одного товара другим. Этот процесс называется перекрестной эластичностью и измеряется соответствующим коэффициентом.

 

               ,                       (3.62)

 

где ∆YI, ∆YII – абсолютные приросты предложения (спроса) товаров I и II; ХI, ХII  – уровень факторного признака (например, цена) товаров I и II.

Ограниченность эмпирических коэффициентов эластичности состоит в том, что условно предполагается зависимость изменения спроса или предложения только под влиянием одного признака. Учет одновремен­ного влияния множества факторов связан с выбором модели (функции), наиболее точно отражающей взаимосвязи результативного и факторных признаков, и определением ее параметров.

Количественные значения показателей эластичности интерпретиру­ются следующим образом:

1) положительное значение коэффициента означает наличие прямой связи между результативным и факторным признаками, отрицательное –  сокращение предложения (спроса) при увеличении факторного признака;

2) при │Э│< 1 товар считается мало эластичным или неэластичным, при │Э│ = 1  – слабо эластичным, при │Э│ > 1  – эластичным или силь­но эластичным.

Оценка пропорциональности рынка основана на соотношении спроса и предложения и изучении структуры рынка по видам товаров, типам про­давцов, покупателей, регионов и т. д. Здесь в дополнение к традиционным показателям структуры и координации широкое применение находит балансовый метод анализа. Этот метод позволяет сопоставить покупатель­ский спрос с товарными ресурсами (реальными и потенциальными) и определить сальдо, которое и является характеристикой диспропорций на рынке. Для оценки динамической пропорциональности рынка исполь­зуется компаративный индекс, представляющий собой отношение индек­сов двух явлений (спроса и предложения) или частей совокупности (например, различных товаров).

Статистический анализ тенденций развития, колеблемости и устой­чивости рынка проводится с помощью показателей и методов изучения динамики, разработанных теорией статистики. Для оценки направлен­ности и скорости развития рынка обычно рассчитывают цепные, базисные, компаративные, средние темпы наиболее важных индикаторов рын­ка: оборота, цен, инвестиций, прибыли и т. д.

В случае неравномерности развития рыночных процессов необходи­мо, с одной стороны, учесть эту неравномерность, выделив и оценив с помощью индексов отдельные этапы в развитии этих процессов, а с другой стороны, выявить основную тенденцию развития рынка на осно­ве методов сглаживания и выравнивания.

Важную роль в правильной ориентации фирмы на рынке товаров и услуг играет знание сезонных и циклических колебаний сбыта продук­ции. Методы анализа сезонных (т. е. внутригодовых) колебаний основаны на учете их силы, направленности и стабильности в долговременном аспекте. Они, как уже отмечалось (см. 3.3.), широко исполь­зуются в прикладных исследованиях различных социально-экономичес­ких процессов. Методика выявления цикличности гораздо сложнее, поскольку:

1) охватывает множество рыночных показателей и достаточно дли­тельный период анализа, поскольку продолжительность цикла может достигать 20 лет;

2) предусматривает «очищение» построенных динамических рядов от влияния основной тенденции роста (снижения) и сезонных колебаний с целью отражения чисто конъюнктурных колебаний;

3) устанавливает синхронность и взаимосвязь различных показате­лей и на основе кластерного анализа разбивает их на однородные группы; нанесенные на график кластерные оценки отражают последова­тельность рыночных процессов и их движение по фазам конъюнктурных циклов.

С показателями динамики и колеблемости рынка неразрывно связаны показатели деловой активности и риска. В широком смысле понятие деловой активности на макроуровне охватывает и показатели предло­жения, спроса, их соотношения. Деловая активность отдельного хозяйствующего субъекта свидетельствует о степени соответствия намеченной им коммерческой политики потребностям рынка.

Анализ деловой активности основан на рассмотрении показателей деятельности фирмы, характеризующих качественные изменения в ее имущественном и финансовом положении.

На уровне конкретной фирмы уровень ее деловой активности отражают такие показатели, как портфель зака­зов и его заполненность (число и объем заключенных сделок на по­купку и продажу товаров, их состав и динамика); показатели совершенных сде­лок (число, размер, частота, динамика, уровень прибыльности); сте­пень и динамика загруженности мощностей фирмы и занятости персонала. Важную роль в оценке деловой активности фирмы играют индикаторы степени проникновения на рынок (как внутренний, так и внешний): широта рынков сбыта продукции, включая поставки товаров на экспорт; репутация фирмы, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся ее услугами, доля фирмы на рынке и обеспечение заданных темпов ее роста. Оценка уровня деловой активности фирмы основана на сопоставлении фактически достигнутых результатов с «нормальным уровнем», который определяется исходя из текущей конъюнктуры рынка и стратегических ориентиров фирмы.

Основу информационной базы для оценки деловой активности составляют данные статистической, финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Однако переход к рыночному механизму функционирования экономики выявил ограниченные возможности традиционных статистических измерений условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка. В связи с этим возникла необходимость использования альтернативных источников информации о деловой активности фирм. Поэтому многие показатели деловой активности представляют собой экспертные оценки, определяемые на основе профессионального мнения руководителей и специалистов фирмы, на основе выбранной шкалы оценок.

Важным элементом статистики рынка товаров и услуг являются  по­казатели уровня монополизации и конкуренции. К ним относятся пока­затели числа и размеров предприятий и фирм, доли, которую они за­нимают на рынке. Для более объективной оценки доли рынка конкрет­ной фирмы целесообразно ее сравнение с долей конкурирующих фирм. Место фирмы на рынке должно оцениваться с учетом степени концент­рации рынка. Для оценки уровня концентрации в прикладной статисти­ке предлагаются разнообразные методы: группировка экономических единиц по величинам их вклада в рынок товаров, построение кривой Лоренца, индекса концентрации Герфинделя, коэффициент Джини и другие. В мировой практике при оценке уровня монополиза­ции используются коэффициенты концентрации CR (Concentration Ratios), представляющие собой доли фиксированного числа (CR-3, CR-6, CR-10 и т. д.) ранжированных по размерам фирм в общем обороте продукции по данному виду деятельности.

Оценка сложившейся на рынке ситуации и тенденций ее развития должна быть соотнесена с собственными возможностями фирмы. Такое сравнение позволяет определить позицию фирмы на рынке и выбрать соответствующую маркетинговую стратегию. Первоначально производит­ся обобщенная характеристика рыночной ситуации и собственного по­тенциала фирмы на основе построения стратегических индексов, представляющих средние по совокупности показателей величины:

 

                            ,                                   (3.63)

 

где Вi – балл, присвоенный i-му оценочному показателю; Wi – ранг (вес) i-го оценочного показателя.

Рассчитанныестратегические индексы рыночной ситуации и собственных возможностей с параметрами стратегической матрицы, которая отражаетту или иную позицию фирмы на рынке в зависимости от различных колебаний этих двух факторов. При этом оценка собственного потенциала фирмы должна охватывать различные параметры: финансо­вый, трудовой и технический потенциал фирмы, уровень конкурентоспо­собности товара, долю фирмы на рынке, имидж фирмы и т. д.

Особое место в оценке сложившейся рыночной конъюнктуры играют показатели экономического риска, т. к., с одной стороны, уровень риска является следствием воздействия разнообразных факторов конъ­юнктурного, социального, политического, финансового характера, а с другой стороны, он определяет возможности инвестиций в конкретные виды бизнеса. Точная количественная оценка риска является практи­чески недостижимой задачей, поскольку риск – это категория вероятност­ная, вытекающая из неопределенности будущих экономических резуль­татов. Измерение экономического риска независимо от характера предпринимательской деятельности предусматривает проведение следующих процедур:

1) выделение и классификацию основных факторов риска;

2) количественную оценку степени влияния (значимости) каждого риска на конечные результаты предпринимательства; для этого могут использоваться и экспертные балльные оценки, и методики экономичес­кого анализа влияния факторов на финансово-экономические результаты;

3) оценку вероятности реализации факторов риска экспертным путем и на основе обработки массивов статистической информации;

4) определение обобщающего показателя риска на основе учета всех факторов с позиции их значимости и вероятности проявления; чаще всего этот показатель определяется как средневзвешенная вели­чина, но мерой риска могут быть и показатели отклонения конкретных результатов деятельности от среднего ожидаемого результата под воздействием одного или группы факторов риска (среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации);

5) сопоставление полученных показателей риска с нормативными или предельно допустимыми величинами, с зонами (областями) риска.

 

Контрольные вопросы

1. Какие цели и задачи статистики товародвижения и товарооборота фирмы вы можете назвать?

2. Назовите основные группы показателей статистики рынка товаров и услуг.

3. В чем заключается сущность торгового посредничества и звенности товародвижения? Как рассчитывается коэффициент звенности товародвижения и какова его роль в оценке эффективности коммерческой деятельности фирмы?

4. Назовите основные показатели, характеризующие наличие и движение товарных запасов.

5. Охарактеризуйте основные факторы, оказывающие влияние на скорость движения товарных запасов.

6. Определите роль и функции цены на рынке.

7. Почему выборочный метод наблюдения за ценами является основным в статистике цен?

8. С помощью каких методов можно рассчитать средний уровень цен? С какими проблемами сталкивается статистика цен при расчете средней цены?

9. Назовите преимущества и недостатки сводных индексов цен, рассчитываемых по схемам Ласпейреса и Пааше.

10. Назовите основные направления и показатели изучения вариации цен.

11. Как определить производственный потенциал и емкость рынка?

12. Какие методы применяются для определения основных тенденций развития рынка?

13. Как оценить степень устойчивости и колеблемости параметров рынка?

14. В чем проявляются сезонность и цикличность рынка? С помощью каких методов их можно оценить?

16. Назовите основные показатели конъюнктуры рынка и методические подходы к их определению.

17. Раскройте содержание понятия эластичности спроса и предложения. Как ее оценить?

18. Какие показатели и источники информации используются для анализа деловой активности фирмы?

19. Какими методами можно определить уровень экономического риска? Какие основные факторы риска предпринимательской деятельности в современных условиях препятствуют успешному развитию российских предприятий?

 

 


  ГЛАВА 4

 СТАТИСТИКА ИЗДЕРЖЕК И ФИНАНСОВ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

 

Статистическое изучение издержек и финансов в предприниматель­стве имеет первостепенное значение, т. к. позволяет:

1) оценить прибыль, являющуюся целью предпринимательской дея­тельности, и факторы, ее определившие;

2) дать количественную характеристику финансового состояния фирмы как важнейшей предпосылки уровня ее рентабельности и устой­чивости;

3) определить конечную эффективность предпринимательской дея­тельности в наиболее обобщенном виде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...