Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика учёта инфляции при анализе прибыли и рентабельности

   Исходные индексы цен (инфляции):

1) индекс изменения цен реализации – I1;

2) индекс изменения цен (тарифов) на потребляемые товароматериальные ценности и услу­ги – I2;

3) индекс переоценки основных средств и капиталовложений – I3;

4) индекс общей инфляцией – I4.

Таблица 2

Показатели финан­сового состояния с учётом инфляции

Наименование показателя Метод пересчёта
1. Выручка от реализации Отчётная величина: I1
2. Материальные издержки Отчётная величина: I2
3. Амортизационные отчисления Отчётная величина: I3
4. Зарплата с начислениями Отчётная величина: I4
5. Прочие издержки Отчётная величина: I4
6. Общие издержки 2 + 3 + 4 + 5
7. Прибыль от реализации 1 – 6
8. Прибыль от прочей реализации и               внереализационных операций Отчётная величина: I4
9. Балансовая (валовая) прибыль 7 + 8
10. Немобильные активы Отчётная величина: I3
11. Материальные активы (запасы и затраты) Отчётная величина: I2
12. Денежные средства и дебиторская   задолженность Отчётная величина: I4
13. Общая стоимость активов 10 + 11 + 12
14. Рентабельность   активов 9:13

 

Сравнение отчетных величин в фактически действующих (с учетом инфляции) и сопоставимых (без учета инфляции) ценах позволяет оценить степень влияния инфляции на анали­зируемые показатели. С другой стороны, сопоставление пересчитанных величин с данными предыдущих периодов выявляет реальное, не искажаемое инфляцией, изменение финансо­вых результатов и финан­сового состояния фирм. Более детальное применение системы ин­дексов цен позволяет точнее и полнее учесть влияние инфляци­онных процессов. Следует также отметить, что эта методика может применяться и при ана­лизе других, нефинансовых показателей стоимостного характера: фондоотдачи, производительности труда, оплаты труда и т. д.

Контрольные вопросы

1. Какое аналитическое значение имеют показатели затрат на единицу продукции конкретного вида? Какими методами можно рассчитать средний уровень затрат на единицу продукции?

2. Как оценить эффект от изменения уровня затрат единицу продукции

3. Как определяются показатели уровня затрат на рубль продукции?

4. Какие факторы влияют на изменение уровня затрат на рубль продукции? Как оценить влияние этих факторов?

5. Какие основные показатели характеризуют финансовые результаты деятельности фирмы?

6. Назовите факторы, которые влияют на изменение валовой прибыли фирмы. Как оценить влияние этих факторов?

7. Какие показатели используются при оценке финансовой устойчивости предприятия?

8. Какими методами можно определить взаимосвязь между показателями финансового состояния фирмы?

9. Как устранить влияние инфляции при динамическом анализе финансовых показателей деятельности фирмы?


ГЛАВА 5

 Статистика социально-экономической эффективности

предпринимательской деятельно­сти.

    

 Методология статистической оценки эффективности предпринимательской деятельно­сти основана на общем определении эффективности как отношения результатов к ресурсам или затратам. Но выбор конкретных показателей, наиболее полно отражающих целесообраз­ность и успешность этой деятельности, является одним из сложных и дискуссионных момен­тов, поскольку разнообразием отличается и система показателей, оценивающих результаты и потенциал фирмы (см. главы 1 и 2), и совокупность факторов и условий (внутренних орга­низационно-экономических и внешних или рыночных). Поэтому предполагаемая система по­казателей эффективности может дополняться и совершенствоваться в соответствии с задача­ми анализа.

   Система сводных показателей эффективности функционирования предпринимательской деятельно­сти должна включать следующие разделы:

1) обобщающие показателей эффективности;

2) частные показатели эффективности, отражающие использование живого труда, основного капита­ла, оборотных средств и инвестиций;

3) показатели, оценивающие взаимосвязь обобщающих и частных показателей эффективности.

   Обобщающие показатели должны учитывать как эффективность текущих затрат, так и эффективность всех ресурсов технико-экономического и социального потенциала фирмы. Текущие затраты обычно оцениваются общей суммой издержек по созданию и реализации продукции (см. главу 4), а показатель ресурсов включает стоимостные показатели объема основного и оборотного капитала и занятых в фирме трудовых ресурсов по их рыночной стоимости (см. главу 2) в среднегодовом исчислении.

Оценка результатов может осуще­ствляться на основе объёмных показателей продукции (см. 2.1) и финан­совых результатов деятельно­сти (см. 4.2) фирмы.

 Показатели рентабельности, основанные на сравнении показателей прибыли с текущими затратами или ресурсами фирмы, смыкают статистику финансов и эффективности. Они игра­ют первостепенную роль в оценке предпринимательской деятельно­сти, поскольку отражают уровень ее прибыльности как главной цели любого предпринимательского бизнеса. В прак­тике экономико-статистического ана­лиза используются два основных типа показателей рен­табельности: рентабельность продукции (продаж) и рентабельность активов. Существуют раз­личные модели показателя рентабельности продукции:

 

                            (5.1)

 

 

     (5.2)

      

Показатели рентабельности активов основаны на сравнении общей или чистой прибыли с величиной всех активов (совокупных активов), основного капитала, текущих активов, капи­тала производственного назначения (основных и оборотных производственных фондов), соб­ственного и привлеченного капитала. Наиболее обобщенную характеристику рентабельности дает показатель, отражающий все виды активов (материальные, нематериальные, финансо­вые), включая трудовой потенциал фирмы.

Оценка эффективности на базе показателей объема деятельно­сти предполагает исполь­зование наиболее важных результативных характеристик: выручки от реализации продукции и услуг (в производительном предпринимательстве), товарооборота и валового дохода (в тор­говле), валовой (чистой) добавленной стоимости.

К частным показателям эффективности обычно относят: показатели производительно­сти труда (прямой и обратной), отражающие использование живого труда; показатели фондо­отдачи ( фондоёмкости ), оценивающие использование основных фондов; показатели оборачи­ваемости оборотных средств. Эти показатели относятся к числу традиционных индикаторов эффективности и поэтому до­статочно подробно рассмотрены в учебной литературе по социально-экономической стати­стике. Они могут быть построены в различных модификациях: как стоимостные и натураль­ные (производительность труда может быть выражена также с помощью трудовых измерителей); применительно ко всем ресурсам данного вида или наиболее важной (активной) их части. Эффективность использования живого и овеществленного труда может оцениваться не толь­ко относительными, но и абсолютными показателями эффекта (потерь). Причем эти показате­ли могут оценивать эффект как в виде дополнительных (или недополученных) объемов обо­рота фирмы, так и в виде экономии (перерасхода) и ресурсов данного вида в результате более рационального (нерационального) их использования. Например, эффект (ущерб) от роста (па­дения) производительности труда можно оценить двояко:

1) как объем дополнительно полученной (недополученной) выручки от реализации:

                                             ΔQ(W) = (W1 – W2) * T1;                          (5.3)

 

2) как экономию (перерасход) затрат труда:

 

                                         ΔT(t) = (t1 – t0)*Q1,                                   (5.4)

 

где W1, W2  – выработка продукции (товарооборот) на единицу затрат труда в отчетном и базисном периодах; t1, t0  – трудоёмкость единицы произведенной продукции (товарооборота) в отчётном и базисном перио­дах; T1 – общие затраты труда в отчетном периоде; Q1 – общий объем произведенной продукции (товарооборот) в отчётном периоде.

   Анализ оборачиваемости оборонных средств предполагает также разложение их общего оборота на отдельные составные фазы оборота.

   Особое место в статистике эффективности предпринимательской деятельности занима­ют показатели эффективности инвестиций. Среди них центральное место занимают расчеты нормы прибыли (как отношения чистой прибыли к общему объему инвестиционных затрат) и срока окупаемости (как обратной величины, отражающей время, необходимое для возмеще­ния инвестиций). Для корректности расчетов применительно к долгосрочным инвестициям необходимо использовать методы дисконтирования. Их применение позволяет определить чистый приведенный доход как разность дисконтированных на один момент времени до­ходов и инвестиций. В качестве дополнительных характеристик экономической целесообраз­ности инвестиций могут использоваться показатели, основанные на сравнении объёма инве­стиций с чистой (балансовой) прибылью, величиной амортизационных отчислений, выбытием основного капитала, фондом оплаты труда.

   Комплексная оценка социально-экономической эффективности предполагает не только построение соответствующей системы показателей, но и оценку их взаимной связи и взаим­ного влияния. Для этой цели могут использоваться самые различные методы статистической оценки взаимосвязи явлений и процессов при условии экономически осмысленного и обос­нованного их применения. В настоящее время широкое распространение получили аддитив­ные и мультипликативные модели, основанные на жесткой (детерминированной) зависи­мости между переменными. Аддитивная (балансовая) модель основана на сложении (вычита­нии) отдельных составляющих (факторов) результирующего показателя. Например, показа­тель общей рентабельности всех ресурсов, находящихся в распоряжении предпринимателя, может быть представлен в виде суммы коэффициентов рентабельности по видам ресурсов. Мультипликативная модель взаимосвязи основана на перемножении факторных показателей. Пример такой модели, оценивающий влияние на рентабельность всех активов отдельных ха­рактеристик её финансового состояния, приведён в 4.3. При отсутствии строгой коли­чественной зависимости между различными составляющими эффективности целесообразно применять метод аналитических группировок, дисперсионный и корреляционно-регрессион­ный анализ. Необходимым предварительным условием применения этих методов является обоснованный отбор результативных и факторных показателей на основе предварительного теоретического изучения механизма причинно-следственных связей изучаемого процесса.

 

Контрольные вопросы

1. Что отражают обобщающие показатели эффективности фирмы? Назовите основные типы обобщающих показателей эффективности.

2. Какую роль в экономическом анализе играют частные показатели эффективности фирмы? Назовите частные показатели эффективности.

3. Какие показатели рентабельности можно рассчитать на предприятии? Дайте обоснование их значимости в условиях рыночной экономики.

4. Какова взаимосвязь показателей рентабельности продаж и рентабельности активов?

 

Заключение

 Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в экономике Российской Федерации поставили, перед социально-экономической статистикой задачи по ее дальнейшему развитию и реформированию. Одной из основных задач стало создание и совершенствование рыночной статистики и, в частности важнейшего ее раздела – бизнес-статистики предприятий и фирм.

Бизнес-статистика призвана выявить:

· объем, структуру, степень использования и темпы изменения экономических активов предприятий и используемых ресурсов труда;

·  направленность и эффективность использования ресурсов предприятий;

·  уровень деловой активности фирмы во внешней рыночной среде – на рынке товаров и услуг;

·  финансовую устойчивость фирмы как основную предпосылку успешного функционирования и развития фирмы в рыночных условиях.

Сегодня крайне остро стоит вопрос о повышении статистической грамотности специалистов во всех сферах бизнеса. Успешный переход к рыночной экономике во многом зависит от умения принимать и осуществлять всесторонне обоснованные управленческие решения. Качество и возможность реализации этих решений, в свою очередь, зависят от знания методологических и методических основ бизнес-статистики и умения творчески применять их в текущем и стратегическом анализе предприятий и организаций. 

Вышеизложенное побудило подготовить учебное пособие по бизнес-статистике предприятий и фирм, которое отражало бы новую систему статистических показателей и методологию их исчисления в условиях рыночной экономики, что придает учебному пособию прикладной характер.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...