Методика учёта инфляции при анализе прибыли и рентабельности
Исходные индексы цен (инфляции): 1) индекс изменения цен реализации – I1; 2) индекс изменения цен (тарифов) на потребляемые товароматериальные ценности и услуги – I2; 3) индекс переоценки основных средств и капиталовложений – I3; 4) индекс общей инфляцией – I4. Таблица 2 Показатели финансового состояния с учётом инфляции
Сравнение отчетных величин в фактически действующих (с учетом инфляции) и сопоставимых (без учета инфляции) ценах позволяет оценить степень влияния инфляции на анализируемые показатели. С другой стороны, сопоставление пересчитанных величин с данными предыдущих периодов выявляет реальное, не искажаемое инфляцией, изменение финансовых результатов и финансового состояния фирм. Более детальное применение системы индексов цен позволяет точнее и полнее учесть влияние инфляционных процессов. Следует также отметить, что эта методика может применяться и при анализе других, нефинансовых показателей стоимостного характера: фондоотдачи, производительности труда, оплаты труда и т. д.
Контрольные вопросы 1. Какое аналитическое значение имеют показатели затрат на единицу продукции конкретного вида? Какими методами можно рассчитать средний уровень затрат на единицу продукции? 2. Как оценить эффект от изменения уровня затрат единицу продукции 3. Как определяются показатели уровня затрат на рубль продукции? 4. Какие факторы влияют на изменение уровня затрат на рубль продукции? Как оценить влияние этих факторов? 5. Какие основные показатели характеризуют финансовые результаты деятельности фирмы? 6. Назовите факторы, которые влияют на изменение валовой прибыли фирмы. Как оценить влияние этих факторов? 7. Какие показатели используются при оценке финансовой устойчивости предприятия? 8. Какими методами можно определить взаимосвязь между показателями финансового состояния фирмы? 9. Как устранить влияние инфляции при динамическом анализе финансовых показателей деятельности фирмы? ГЛАВА 5 Статистика социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности.
Методология статистической оценки эффективности предпринимательской деятельности основана на общем определении эффективности как отношения результатов к ресурсам или затратам. Но выбор конкретных показателей, наиболее полно отражающих целесообразность и успешность этой деятельности, является одним из сложных и дискуссионных моментов, поскольку разнообразием отличается и система показателей, оценивающих результаты и потенциал фирмы (см. главы 1 и 2), и совокупность факторов и условий (внутренних организационно-экономических и внешних или рыночных). Поэтому предполагаемая система показателей эффективности может дополняться и совершенствоваться в соответствии с задачами анализа.
Система сводных показателей эффективности функционирования предпринимательской деятельности должна включать следующие разделы: 1) обобщающие показателей эффективности; 2) частные показатели эффективности, отражающие использование живого труда, основного капитала, оборотных средств и инвестиций; 3) показатели, оценивающие взаимосвязь обобщающих и частных показателей эффективности. Обобщающие показатели должны учитывать как эффективность текущих затрат, так и эффективность всех ресурсов технико-экономического и социального потенциала фирмы. Текущие затраты обычно оцениваются общей суммой издержек по созданию и реализации продукции (см. главу 4), а показатель ресурсов включает стоимостные показатели объема основного и оборотного капитала и занятых в фирме трудовых ресурсов по их рыночной стоимости (см. главу 2) в среднегодовом исчислении. Оценка результатов может осуществляться на основе объёмных показателей продукции (см. 2.1) и финансовых результатов деятельности (см. 4.2) фирмы. Показатели рентабельности, основанные на сравнении показателей прибыли с текущими затратами или ресурсами фирмы, смыкают статистику финансов и эффективности. Они играют первостепенную роль в оценке предпринимательской деятельности, поскольку отражают уровень ее прибыльности как главной цели любого предпринимательского бизнеса. В практике экономико-статистического анализа используются два основных типа показателей рентабельности: рентабельность продукции (продаж) и рентабельность активов. Существуют различные модели показателя рентабельности продукции:
(5.1)
(5.2)
Показатели рентабельности активов основаны на сравнении общей или чистой прибыли с величиной всех активов (совокупных активов), основного капитала, текущих активов, капитала производственного назначения (основных и оборотных производственных фондов), собственного и привлеченного капитала. Наиболее обобщенную характеристику рентабельности дает показатель, отражающий все виды активов (материальные, нематериальные, финансовые), включая трудовой потенциал фирмы.
Оценка эффективности на базе показателей объема деятельности предполагает использование наиболее важных результативных характеристик: выручки от реализации продукции и услуг (в производительном предпринимательстве), товарооборота и валового дохода (в торговле), валовой (чистой) добавленной стоимости. К частным показателям эффективности обычно относят: показатели производительности труда (прямой и обратной), отражающие использование живого труда; показатели фондоотдачи ( фондоёмкости ), оценивающие использование основных фондов; показатели оборачиваемости оборотных средств. Эти показатели относятся к числу традиционных индикаторов эффективности и поэтому достаточно подробно рассмотрены в учебной литературе по социально-экономической статистике. Они могут быть построены в различных модификациях: как стоимостные и натуральные (производительность труда может быть выражена также с помощью трудовых измерителей); применительно ко всем ресурсам данного вида или наиболее важной (активной) их части. Эффективность использования живого и овеществленного труда может оцениваться не только относительными, но и абсолютными показателями эффекта (потерь). Причем эти показатели могут оценивать эффект как в виде дополнительных (или недополученных) объемов оборота фирмы, так и в виде экономии (перерасхода) и ресурсов данного вида в результате более рационального (нерационального) их использования. Например, эффект (ущерб) от роста (падения) производительности труда можно оценить двояко: 1) как объем дополнительно полученной (недополученной) выручки от реализации: ΔQ(W) = (W1 – W2) * T1; (5.3)
2) как экономию (перерасход) затрат труда:
ΔT(t) = (t1 – t0)*Q1, (5.4)
где W1, W2 – выработка продукции (товарооборот) на единицу затрат труда в отчетном и базисном периодах; t1, t0 – трудоёмкость единицы произведенной продукции (товарооборота) в отчётном и базисном периодах; T1 – общие затраты труда в отчетном периоде; Q1 – общий объем произведенной продукции (товарооборот) в отчётном периоде.
Анализ оборачиваемости оборонных средств предполагает также разложение их общего оборота на отдельные составные фазы оборота. Особое место в статистике эффективности предпринимательской деятельности занимают показатели эффективности инвестиций. Среди них центральное место занимают расчеты нормы прибыли (как отношения чистой прибыли к общему объему инвестиционных затрат) и срока окупаемости (как обратной величины, отражающей время, необходимое для возмещения инвестиций). Для корректности расчетов применительно к долгосрочным инвестициям необходимо использовать методы дисконтирования. Их применение позволяет определить чистый приведенный доход как разность дисконтированных на один момент времени доходов и инвестиций. В качестве дополнительных характеристик экономической целесообразности инвестиций могут использоваться показатели, основанные на сравнении объёма инвестиций с чистой (балансовой) прибылью, величиной амортизационных отчислений, выбытием основного капитала, фондом оплаты труда. Комплексная оценка социально-экономической эффективности предполагает не только построение соответствующей системы показателей, но и оценку их взаимной связи и взаимного влияния. Для этой цели могут использоваться самые различные методы статистической оценки взаимосвязи явлений и процессов при условии экономически осмысленного и обоснованного их применения. В настоящее время широкое распространение получили аддитивные и мультипликативные модели, основанные на жесткой (детерминированной) зависимости между переменными. Аддитивная (балансовая) модель основана на сложении (вычитании) отдельных составляющих (факторов) результирующего показателя. Например, показатель общей рентабельности всех ресурсов, находящихся в распоряжении предпринимателя, может быть представлен в виде суммы коэффициентов рентабельности по видам ресурсов. Мультипликативная модель взаимосвязи основана на перемножении факторных показателей. Пример такой модели, оценивающий влияние на рентабельность всех активов отдельных характеристик её финансового состояния, приведён в 4.3. При отсутствии строгой количественной зависимости между различными составляющими эффективности целесообразно применять метод аналитических группировок, дисперсионный и корреляционно-регрессионный анализ. Необходимым предварительным условием применения этих методов является обоснованный отбор результативных и факторных показателей на основе предварительного теоретического изучения механизма причинно-следственных связей изучаемого процесса.
Контрольные вопросы 1. Что отражают обобщающие показатели эффективности фирмы? Назовите основные типы обобщающих показателей эффективности. 2. Какую роль в экономическом анализе играют частные показатели эффективности фирмы? Назовите частные показатели эффективности. 3. Какие показатели рентабельности можно рассчитать на предприятии? Дайте обоснование их значимости в условиях рыночной экономики. 4. Какова взаимосвязь показателей рентабельности продаж и рентабельности активов?
Заключение Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в экономике Российской Федерации поставили, перед социально-экономической статистикой задачи по ее дальнейшему развитию и реформированию. Одной из основных задач стало создание и совершенствование рыночной статистики и, в частности важнейшего ее раздела – бизнес-статистики предприятий и фирм. Бизнес-статистика призвана выявить: · объем, структуру, степень использования и темпы изменения экономических активов предприятий и используемых ресурсов труда; · направленность и эффективность использования ресурсов предприятий; · уровень деловой активности фирмы во внешней рыночной среде – на рынке товаров и услуг; · финансовую устойчивость фирмы как основную предпосылку успешного функционирования и развития фирмы в рыночных условиях. Сегодня крайне остро стоит вопрос о повышении статистической грамотности специалистов во всех сферах бизнеса. Успешный переход к рыночной экономике во многом зависит от умения принимать и осуществлять всесторонне обоснованные управленческие решения. Качество и возможность реализации этих решений, в свою очередь, зависят от знания методологических и методических основ бизнес-статистики и умения творчески применять их в текущем и стратегическом анализе предприятий и организаций. Вышеизложенное побудило подготовить учебное пособие по бизнес-статистике предприятий и фирм, которое отражало бы новую систему статистических показателей и методологию их исчисления в условиях рыночной экономики, что придает учебному пособию прикладной характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|