Анализ уровня и динамики цен
Анализ цен проводится в статике и динамике. Исходным этапом в статистическом изучении цен является оценка уровня цен. При этом различают показатели индивидуального (однотоварного) и среднего уровня цен. Индивидуальный уровень (р) отражает уровень цены конкретного товара (продукта, услуги), сложившийся на определенный момент времени. Но, учитывая изменчивость этого уровня во времени, по территории, различным товарным рынкам, в анализе чаще используется средний уровень цен (). Средняя цена может рассчитываться для совокупности однородных товаров (например, различных артикулов хлопчатобумажной ткани, различных сортов сыра и т. д.), для цен данного товара, варьируемых во времени и пространстве (географическом и экономическом). Выбор формулы для расчета средней цены на товар зависит от характера исходной информации. Если известен объем производства (реализации) в натуральном выражении (q), расчет средней цены осуществляется по формуле средней арифметической взвешенной:
(3.38)
где рi – цена i-й разновидности товара (или i-го региона или сложившейся на i-ю дату), qi – количество i-ой разновидности товара. Если учет производства (продаж) ведется в стоимостном выражении (р q), то применяется формула средней гармонической взвешенной:
(3.39)
Если в отсутствие других данных известен период действия цен, то расчет также осуществляется по формуле средней гармонической взвешенной, но весами являются не обороты, а периоды (t i), в течение которых реализация товара шла по цене р i:
(3.40)
При отсутствии резких перепадов в уровнях цен на данную продукцию можно использовать формулу простой средней величины: арифметической (см. формулу 2.41) или гармонической (см. формулу 2.42)
(3.41)
(3.42)
Если цена резко возрастает в течение изучаемого периода, что вызывает заметное снижение объема продаж товаров, то средняя простая арифметическая дает завышенное значение обобщающего показателя. Меньшее значение дает средняя простая гармоническая величина. В некоторых ситуациях (например, применительно к товарам народного потребления) показатель обобщенного уровня цены целесообразно рассчитывать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода потребителей. Этот показатель может использоваться в международных сравнениях обобщенного уровня цен и уровней цен на конкретные товары. Его расчет осуществляется отношением средней цены товара (р) к среднему денежному доходу населения ():
(3.43)
При статистическом изучении динамики цен используются три основных традиционных методических подхода в зависимости от cостава продукции, включаемой в динамический анализ цен. 1. Динамика цен отдельно взятого товара оценивается с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен (ip), основанного на сравнении уровней цены товара в отчетном (р1) и базисном (р0) периодах:
(3.44)
2. Динамика цен по совокупности однородных товаров или одного товара, реализуемого в нескольких регионах, на различных товарных рынках или производимого несколькими предприятиями, подразделениями фирмы изучается с помощью системы индексов средних цен переменного состава (), постоянного состава (Iр) и влияния структурных сдвигов на динамику цен (Iстр)
(3.45)
(3.46)
, (3.47)
где dqi1, dqi0 – удельный вес i-ой разновидности товара (i-го региона, i-гo товарного рынка и т. д.) в общем объеме товаров в отчетном и базисном периодах. На динамику среднего уровня цен () одновременно влияют два фактора: изменение собственно цен по отдельным разновидностям товара и изменение в структуре производства (реализации) товара, связанное с перераспределением товарной массы, с процессами «вымывания» дешевых товаров (или, наоборот, с увеличением доли дешевых товаров в связи с падением реальных доходов населения). Влияние каждого из факторов в отдельности оценивают соответственно индекс цен постоянного состава (Ip,) и индекс влияния структурных сдвигов на динамику цен (Iстр). 3. Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс, т. к. складывать цены различных товаров бессмысленно. Поэтому для соизмеримости данных о ценах используют показатели оборота (рq) в условиях неизменности количества товара (q). Агрегатный индекс цен, рассчитанный по схеме Ласпейреса, предполагает взвешивание отчетных (р1) и базисных (р0) уровней цен на конкретные товары на уровне количества товара базисного периода (q0): . (3.48)
Поскольку индивидуальный индекс цен (iр) определяется соотношением отчетного (р1) и базисного (р0) уровней цен (см. формулу 2.44), то, следовательно, отчетный уровень цен может быть выражен формулой
p1 = ip * p0. (3.49) Следовательно, в случае наличия только стоимостных данных об обороте фирмы агрегатная схема индекса цен Ласпейреса может быть преобразована в средний арифметический взвешенный индекс, где в качестве осредняемой величины выступают индивидуальные индексы цен (ip,) на конкретные товары, а весом – базисный оборот по этим товарам (р0q0):
. (3.50)
Расчет индекса цен по схеме Пааше предполагает неизменность объемов продукции на уровне отчетного периода (q1) и может быть построен как в виде агрегатного, так и среднего гармонического индекса: ; (3.51) . (3.52)
Главное преимущество индекса цен Пааше состоит в том, что он измеряет динамику цен в условиях реальной (отчетной) структуры производства или продаж, но в долговременном аспекте занижает реальное изменение цен, т. к. при разнообразии товаров и конкуренции на рынке относительный вес товара обычно падает, если его цена растет. Индекс цен Ласпейреса корректен при достаточно стабильной во времени структуре совокупности товаров, учитываемых при построении индекса, что нехарактерно для современной российской экономики. В этой ситуации наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают индекс Фишера, представляющий среднюю геометрическую величину, построенную на основе индексов цен Пааше и Ласпейреса:
(3.53)
Статистическое измерение динамики цен предполагает учет и оценку факторов, влияющих на эту динамику и затрудняющих выявление основной тенденции в поведении цены как индикатора состояния рынка. Речь идет о влиянии таких факторов, как изменения в качестве товаров, сезонные (или циклические) колебания цен, темпы инфляции. Нивелирование влияния изменений в качестве товаров на динамику цен в упрощенном виде может производиться по схеме
IP ( K ) = IP: IK (3.54)
либо с учетом динамики качества в разрезе конкретных товаров по схемам Пааше или Ласпейреса: , (3.55) , (3.56)
где Iр(к) – общий индекс цен без учета изменений в качестве товаров; Iк – общий индекс качества товаров; iк – индивидуальные индексы качества конкретных товаров. Оценку влияния качества на динамику цен можно осуществлять также на основе коэффициентов эластичности, основанных на сравнении динамики цен и качества, методами экспертных оценок. Но следует отметить, что эта система показателей и методов находится в настоящее время в стадии научной разработки и не носит окончательного характера. Приоритетным направлением сезонной корректировки индексов цен является использование методологии сглаживания сезонной волны с одновременной оценкой силы сезонных колебаний. Для выявления основной тенденции изменения цен при наличии сезонных колебаний обычно применяют метод скользящей средней. Для измерения интенсивности и характера сезонных колебаний цен рассчитывают систему индексов сезонности (iсез) в виде отношения уровня цены, сложившегося в данном интервале времени (месяц, квартал) (рi) к среднему за период уровню цен ():
, (3.57)
На основе полученных индексов сезонности определяется обобщенный показатель колеблемости цены из-за сезонных колебаний:
, (3.58)
где n – число выделенных сезонов (обычно месяцев) года. К более сложным методам измерения уровня сезонности цен относится гармонический анализ, в основе которого лежит математическая модель сезонной волны (гармоники Фурье) [18, с. 189-198]. Рост уровня цен может быть вызван и инфляционной составляющей («инфляционным ростом цен»). Следует понимать, что это неравнозначные понятия. Поэтому необходимо оценивать роль инфляционных процессов в динамике цен. Государственная статистика в настоящее время рассчитывает и публикует систему обобщающих и частных показателей инфляции, которые могут быть привлечены для внутреннего анализа цен фирмы. Для наиболее общей характеристики уровня инфляции используется индекс-дефлятор валового внутреннего продукта, оценивающий инфляцию по всей совокупности продуктов и услуг, производимых и потребляемых в стране, и сводный индекс потребительских цен (ИПЦ), измеряющий ее на потребительском рынке. Но в рамках конкретной предпринимательской деятельности предпочтительнее использовать показатели инфляции в отдельных секторах экономики. 3. Методы и показатели колеблемости (дифференциации) цен Необходимость исследования конъюнктуры рынка (см. 3.4) требует статистического анализа колеблемости цен по следующим направлениям.
1. Оценка различий цен в рамках одного товара или товарной группы, обусловленных полезными свойствами товара, его оформлением, авторитетом фирмы и т. д. Здесь ставятся две задачи: с одной стороны, оценить вариацию цен в условиях сопоставимости основных потребительских свойств товара, т. е. вариацию, обусловленную особенностями спроса различных групп потребителей. С другой стороны, необходимо изучить дифференциацию цен однородных товаров различного качества. 2. Определение вариации цен во времени за счет динамики рыночной ситуации, цикличности и сезонности рынка. 3. Изучение территориальной колеблемости цен, связанной как с конъюнктурой региональных рынков, так и социально-экономическими особенностями регионов (отдаленность, занятость и уровень жизни населения, демографические и климатические условия и т. д.). 4. Определение дифференциации цен на одноименные товары, реализуемые на различные субрынках (государственном, кооперативном, частном, «черном» и т. д.), где дополнительно влияют и такие факторы, как повышенный риск, степень гибкости различных форм торговли. 5. Изучение вариации цен покупки различными социально-демографическими и экономическими группами населения с целью конкретизации маркетинговой стратегии применительно к этим группам. Статистический анализ дифференциации цен опирается на статистические методы и показатели вариации (колеблемости): размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Большое значение при изучении вариации имеет метод статистических группировок и метод кластерного анализа. Последний основан на использовании приемов математической статистики, но позволяет выделить группы однотипные не по одному – двум факторам, а по множеству различных факторов, определяющих колеблемость цен. Все эти методы и показатели подробно рассматриваются в соответствующих разделах теории статистики [3, 4, 11, 18, 19, 22]. Одним из новых направлений статистики цен является создание статистики относительных цен. Относительная цена характеризует соотношение сложившегося уровня цен на данный товар с ценой товара-эталона, которая принимается равной единице или 100 %. Причем относительные цены призваны отражать ценовые пропорции не только внутри страны, но и по отношению к мировым ценам. Как уже отмечалось, статистика цен призвана дать характеристику текущего состояния и тенденций развития рыночной конъюнктуры. Но всесторонняя оценка конъюнктуры рынка предполагает использование и специфических показателей. При этом конъюнктурные показатели тесно связаны с характеристиками маркетингового исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|