Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ уровня и динамики цен

Анализ цен проводится в статике и динамике. Исходным этапом в статистическом изучении цен является оценка уровня цен. При этом различают показатели индивидуального (однотоварного) и среднего уровня цен. Индивидуальный уровень (р) отражает уровень цены конкретного товара (продукта, услуги), сложившийся на определенный момент времени. Но, учитывая изменчивость этого уровня во времени, по территории, различным товарным рынкам, в анализе чаще используется средний уровень цен (). Средняя цена может рассчитываться для со­вокупности однородных товаров (например, различных артикулов хлопчатобумажной ткани, различных сортов сыра и т. д.), для цен данного товара, варьируемых во времени и пространстве (географическом и экономическом).

Выбор формулы для расчета средней цены на товар зависит от характера исходной информации. Если известен объем производства (ре­ализации) в натуральном выражении (q), расчет средней цены осу­ществляется по формуле средней арифметической взвешенной:

 

                                                               (3.38)

 

где рi – цена i-й разновидности товара (или i-го региона или сло­жившейся на i-ю дату), qi – количество i-ой разновидности товара.

Если учет производства (продаж) ведется в стоимостном выражении (р q), то применяется формула средней гармонической взвешенной:

 

                                                                (3.39)

 

Если в отсутствие других данных известен период действия цен, то расчет также осуществляется по формуле средней гармонической взвешен­ной, но весами являются не обороты, а периоды (t i), в течение ко­торых реализация товара шла по цене р i:

 

                                                                              (3.40)

 

При отсутствии резких перепадов в уровнях цен на данную продук­цию можно использовать формулу простой средней величины: арифметической (см. формулу 2.41) или гармонической (см. формулу 2.42)

 

                                                                      (3.41)

 

                                                                      (3.42)

 

Если цена резко возрастает в течение изучаемого периода, что вызывает заметное снижение объема продаж товаров, то средняя простая арифметическая дает завышенное значение обобщающего показателя. Меньшее значение дает средняя простая гармоническая величина.

В некоторых ситуациях (например, применительно к товарам народного потребления) показатель обобщенного уровня цены целесообразно рассчиты­вать как относительную величину, выражающую покупательную способ­ность денежного дохода потребителей. Этот показатель может использоваться в международных сравнениях обобщенного уровня цен и уровней цен на конкретные товары. Его расчет осуществляется отношением средней цены товара (р) к среднему денежному доходу населения ():

 

                                                                    (3.43)

 

При статистическом изучении динамики цен используются три основных традиционных методических подхода в зависимости от cостава продукции, включаемой в динамический анализ цен.

1. Динамика цен отдельно взятого товара оценивается с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен (ip), основанного на сравнении уровней цены товара в отчетном (р1) и базисном (р0) пе­риодах:

 

                                                                    (3.44)

 

2. Динамика цен по совокупности однородных товаров или одного товара, реализуемого в нескольких регионах, на различных товарных рынках или производимого несколькими предприятиями, подразделениями фирмы  изучается с помощью системы индексов средних цен переменного состава (), постоянного состава (Iр) и влияния структурных сдвигов на динамику цен (Iстр)

                                 (3.45)

 

                                           (3.46)

 

                  ,               (3.47)

 

где dqi1, dqi0 – удельный вес i-ой разновидности товара (i-го ре­гиона, i-гo товарного рынка и т. д.) в общем объеме товаров в отчетном и базисном периодах.

На динамику среднего уровня цен () одновременно влияют два фактора: изменение собственно цен по отдельным разновидностям то­вара и изменение в структуре производства (реализации) товара, связанное с перераспределением товарной массы, с процессами «вымывания» дешевых товаров (или, наоборот, с увеличением доли дешевых товаров в связи с падением реальных доходов населения). Влияние каждого из факторов в отдельности оценивают соответственно индекс цен постоянного состава (Ip,) и индекс влияния структурных сдвигов на динамику цен (Iстр).

3. Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс, т. к. складывать цены различ­ных товаров бессмысленно. Поэтому для соизмеримости данных о ценах используют показатели оборота (рq) в условиях неизменности количества товара (q).

Агрегатный индекс цен, рассчитанный по схеме Ласпейреса, пред­полагает взвешивание отчетных (р1) и базисных (р0) уровней цен на конкретные товары на уровне количества товара базисного периода (q0):

                            .                                 (3.48)

 

Поскольку индивидуальный индекс цен (iр) определяется соотношением отчетного (р1) и базисного (р0) уровней цен (см. формулу 2.44), то, следовательно, отчетный уровень цен может быть выражен формулой

 

                               p1 = ip * p0.                                   (3.49)

Следовательно, в случае наличия только стоимостных данных об обороте фирмы агрегатная схема индекса цен Ласпейреса может быть преобразована в средний арифметический взвешенный индекс, где в качестве осредняемой величины выступают индивидуальные индексы цен (ip,) на конкретные товары, а весом – базисный оборот по этим товарам (р0q0):

 

        .                            (3.50)

 

Расчет индекса цен по схеме Пааше предполагает неизменность объемов продукции на уровне отчетного периода (q1) и может быть построен как в виде агрегатного, так и среднего гармонического индекса:

                        ;                                 (3.51)

                       .                                  (3.52)

 

Главное преимущество индекса цен Пааше состоит в том, что он измеряет динамику цен в условиях реальной (отчетной) структуры производства или продаж, но в долговременном аспекте занижает ре­альное изменение цен, т. к. при разнообразии товаров и конкуренции на рынке относительный вес товара обычно падает, если его цена растет.

Индекс цен Ласпейреса корректен при достаточно стабильной во времени структуре совокупности товаров, учитываемых при построе­нии индекса, что нехарактерно для современной российской эконо­мики. В этой ситуации наиболее удачным компромиссом многие эконо­мисты считают индекс Фишера, представляющий среднюю геометричес­кую величину, построенную на основе индексов цен Пааше и Ласпейреса:

 

                                                              (3.53)

 

Статистическое измерение динамики цен предполагает учет и оценку факторов, влияющих на эту динамику и затрудняющих выявле­ние основной тенденции в поведении цены как индикатора состояния рынка. Речь идет о влиянии таких факторов, как изменения в качест­ве товаров, сезонные (или циклические) колебания цен, темпы инф­ляции.

Нивелирование влияния изменений в качестве товаров на динамику цен в упрощенном виде может производиться по схеме

 

                               IP ( K ) = IP: IK                         (3.54)

 

либо с учетом динамики качества в разрезе конкретных товаров по схемам Пааше или Ласпейреса:

                                   ,                          (3.55)

                                    ,                        (3.56)

 

где Iр(к) – общий индекс цен без учета изменений в качестве то­варов; Iк – общий индекс качества товаров; iк – индивидуальные индексы качества конкретных товаров.

Оценку влияния качества на динамику цен можно осуществлять также на основе коэффициентов эластичности, основанных на сравне­нии динамики цен и качества, методами экспертных оценок. Но сле­дует отметить, что эта система показателей и методов находится в настоящее время в стадии научной разработки и не носит оконча­тельного характера.

Приоритетным направлением сезонной корректировки индексов цен является использование методологии сглаживания сезонной волны с одновременной оценкой силы сезонных колебаний. Для выявления ос­новной тенденции изменения цен при наличии сезонных колебаний обычно применяют метод скользящей средней. Для измерения интен­сивности и характера сезонных колебаний цен рассчитывают систему индексов сезонности (iсез) в виде отношения уровня цены, сложив­шегося в данном интервале времени (месяц, квартал) (рi) к сред­нему за период уровню цен ():

 

                              ,                                              (3.57)

 

На основе полученных индексов сезонности определяется обобщен­ный показатель колеблемости цены из-за сезонных колебаний:

 

                           ,                          (3.58)

 

где n – число выделенных сезонов (обычно месяцев) года.

К более сложным методам измерения уровня сезонности цен отно­сится гармонический анализ, в основе которого лежит математичес­кая модель сезонной волны (гармоники Фурье) [18, с. 189-198].

Рост уровня цен может быть вызван и инфляционной составляющей («инфляционным ростом цен»). Следует понимать, что это неравнозначные понятия. Поэтому необходимо оценивать роль инфляционных процессов в динамике цен. Государственная статистика в настоящее время рассчитывает и публикует систему обобщающих и частных пока­зателей инфляции, которые могут быть привлечены для внутреннего анализа цен фирмы.

Для наиболее общей характеристики уровня инфляции используется индекс-дефлятор валового внутреннего продукта, оценивающий инфля­цию по всей совокупности продуктов и услуг, производимых и пот­ребляемых в стране, и сводный индекс потребительских цен (ИПЦ), измеряющий ее на потребительском рынке. Но в рамках конкретной предпринимательской деятельности предпочтительнее использовать показате­ли инфляции в отдельных секторах экономики.

3. Методы и показатели колеблемости (дифференциации) цен

Необходимость исследования  конъюнктуры рынка (см. 3.4) требует статистического анализа колеблемости цен по следующим нап­равлениям.

1. Оценка различий цен в рамках одного товара или товарной группы, обусловленных полезными свойствами товара, его оформлени­ем, авторитетом фирмы и т. д. Здесь ставятся две задачи: с одной стороны, оценить вариацию цен в условиях сопоставимости основных потребительских свойств товара, т. е. вариацию, обусловленную особенностями спроса различных групп потребителей. С другой стороны, необходимо изучить дифференциацию цен однородных товаров различного качества.

2. Определение вариации цен во времени за счет динамики рыноч­ной ситуации, цикличности и сезонности рынка.

3. Изучение территориальной колеблемости цен, связанной как с конъюнктурой региональных рынков, так и социально-экономическими особенностями регионов (отдаленность, занятость и уровень жизни населения, демографические и климатические условия и т. д.).

4. Определение дифференциации цен на одноименные товары, реали­зуемые на различные субрынках (государственном, кооперативном, частном, «черном» и т. д.), где дополнительно влияют и такие факто­ры, как повышенный риск, степень гибкости различных форм торговли.

5. Изучение вариации цен покупки различными социально-демогра­фическими и экономическими группами населения с целью конкретиза­ции маркетинговой стратегии применительно к этим группам.

Статистический анализ дифференциации цен опирается на статистические методы и показатели вариации (колеблемости): размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонение, коэффи­циент вариации. Большое значение при изучении вариации имеет метод статистических группировок и метод кластерного анализа. Последний основан на использовании приемов математической статистики, но позволяет выделить группы однотипные не по одному – двум факторам, а по мно­жеству различных факторов, определяющих колеблемость цен. Все эти методы и показатели подробно рассматриваются в соответствующих разделах теории статистики [3, 4, 11, 18, 19, 22].

Одним из новых направлений статистики цен является создание статистики относительных цен. Относительная цена характеризует со­отношение сложившегося уровня цен на данный товар с ценой товара-эталона, которая принимается равной единице или 100 %. Причем относительные цены призваны отражать ценовые пропорции не только внутри страны, но и по отношению к мировым ценам.

Как уже отмечалось, статистика цен призвана дать характеристику текущего состояния и тенденций развития рыночной конъюнктуры. Но всесторонняя оценка конъюнктуры рынка предполагает использование и специфических показателей. При этом конъюнктурные показатели тесно связаны с характеристиками маркетингового исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...