Статистика рынка товаров и услуг
Главным объектом предпринимательской деятельности является товар. На рынке товаров и услуг действуют многочисленные внешние и внутренние силы, взаимно переплетающиеся и в значительной мере определяющие результативность бизнеса. Вызванная этим необходимость пассивного приспособления или активного воздействия на рыночные процессы предполагает объективную и полную статистическую оценку состояния рынка на конкретный отрезок времени, выявление его структуры и региональных особенностей, закономерностей и тенденций его развития. Важно, что эти цели стоят как перед государственными структурами, осуществляющими прямое или косвенное регулирование рынка товаров и услуг, так и перед предпринимателями, нуждающимися в информационно-аналитическом обеспечении собственного маркетинга и менеджмента. Конечная цель рыночного процесса состоит в получении социально-экономического эффекта: для производителя или продавца товаров – прибыли, а для потребителя – в удовлетворении спроса. В соответствии с этим в статистике товаров и услуг предлагается [22, с. 17] система показателей, состоящая из 5 крупных блоков: 1) состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры); 2) состояние и поведение цен; 3) наличие и движение товарной кассы; 4) инфраструктура рынка; 5) социально-экономическая эффективность рынка. Последовательность и взаимосвязь системы вышеперечисленных блоков показана на схеме (рис. 2). Рис. 2. Система блок-показателей статистики рынка товаров Статистика товарооборота
Центральное место в системе показателей, отражающих маркетинговую и чисто коммерческую деятельность, связанную со сбытом товаров, занимают показатели наличия и движения товарной массы. Их построение и анализ предполагают знание основных понятий коммерческой деятельности: товар; товародвижение; звенность товарооборота, в том числе коммерческая и складская звенность; каналы товародвижения и их классификация; торговые посредники и их классификация (дистрибьюторы, дилеры, маклеры, агенты и т. д.); этапы товародвижения и категории товарооборота.
Скорость движения товарных запасов и эффективность коммерческой деятельности фирмы зависит от числа и состава каналов товародвижения, которые можно разделить на два типа: а) прямые каналы (каналы нулевого уровня): б ) косвенные каналы товародвижения: · одноуровневые: · двух- и более уровневые каналы: В задачи статистики товародвижения входят: · сбор, сводка, обработка информации о товарообороте на всех уровнях (отдельных предприятий и фирм, регионов, по стране в целом); · анализ товародвижения: его этапов, звенности, уровней и длины каналов, форм товарооборота, формирования и использования товарных ресурсов; · анализ товарооборота: его объема, товарной структуры и качества, ритмичности и равномерности поставок, динамики товарооборота; · расчет и анализ душевого уровня товарооборота и процесса удовлетворения покупательского спроса; · региональный анализ товарооборота; · анализ факторов, обуславливающих тенденции развития товарооборота с целью выявления причинно-следственных связей. Главным оценочным индикатором коммерческой деятельности является товарооборот (ТО), представляющий совокупность актов купли-продажи: ТО = Р • Q, (3.1) где Р – цена единицы товара, Q – количество проданных товаров. Классификация товарооборота может быть проведена на основе различных классификационных признаков:
1) по регионам страны с выделением в конкретных регионах стационарного (базового) и мобильного (мигрирующего) спроса; 2) по характеру и назначению товаров: сбыт и реализация средств производства, предметов потребления, услуг; 3) в зависимости от типа продавцов: товарооборот производителей и торгово-посреднический оборот; 4) по типу покупателей и размеру партии товара: оптовый, розничный и мелкооптовый товарооборот: · оптовый товарооборот (ОТО) – это продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми организациями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи (оптово-посреднический товарооборот) или производственным и массовым потребителям (оптовый потребительский товарооборот); · розничный товарооборот (РТО) – продажа товаров предприятиями и физическими лицами населению для конечного потребления (РТО торговых предприятий; предприятий массового питания, в том числепо продаже продукции собственного производства и покупных товаров; городских рынков сельхозпродуктов, вещевых рынков, автозаправочных станций и т. д.); · мелкооптовый товарооборот (МТО) – это продажа товаров сравнительно небольшими партиями (по сравнению с оптовыми партиями) массовым потребителям, торговым посредникам или отдельным лицам; 5) по степени охвата и завершенности процесса товародвижения: валовой товарооборот и чистый товарооборот: · валовой товарооборот (ВТО) – сумма всех продаж товара на пути его движения от производителя к потребителю, зависящая от количества проданных товаров (Q) и числа звеньев товародвижения (N): ВТО = Q • N. (3.2) ВТО отражает общие масштабы коммерческой деятельности, но включает повторный счет и поэтому не отражает реального объема проданных товаров; · чистый товарооборот (ЧТО) – это товарооборот, освобожденный от повторного счета и равный конечной продаже товара. Для торговли в целом, ЧТО охватывает товары, вышедшие из сферы товарного обращения, и совпадает с РТО. Для отдельной фирмы – товары, проданные за ее пределы. ЧТО – главный оценочный показатель статистики товарооборота; он используется для оценки размеров (масштабов) конечных результатов коммерческой деятельности, расчета уровня издержек обращения, производительности труда, рентабельности и т. д.
Коэффициент звенности товародвижения характеризует среднее число перепродаж товара и определяется отношением валового товарооборота к чистому товарообороту:
. (3.3)
Данный расчет дает верные результаты при условии отсутствия потерь товара при его движении, неизменной стоимости товара и величины товарных запасов. На практике при расчете коэффициента звенности товародвижения необходимо делать поправку на изменение товарных запасов (потерь):
, (3.4)
где ±Δз – это увеличение (+) или уменьшение (–) запасов; Δз может быть определено как разность между запасами на конец (Зк) и запасами на начало (Зн) периода: Δз = Зн – Зк (3.5)
или, при отсутствии прямых сведений о товарных запасах, на основе балансовой формулы движения товаров:
3к + П = Р + Зн → Δз = Зн – Зк = П – Р, (3.6)
где П – поступление товаров в сферу товарного обращения; Р – реализация (продажа, поставка) товаров за этот же период. Если изменение товарных запасов происходит только в оптовом звене, то поправку надо вводить только в числитель коэффициента звенности товародвижения, т. к. ЧТО охватывает конечное выбытие товаров:
. (3.7)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|