Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика рынка товаров и услуг

 

Главным объектом предпринимательской деятельности является то­вар. На рынке товаров и услуг действуют многочисленные внешние и внутренние силы, взаимно переплетающиеся и в значительной мере оп­ределяющие результативность бизнеса. Вызванная этим необходимость пассивного приспособления или активного воздействия на рыночные процессы предполагает  объективную и полную статистическую оценку состояния рынка на конкретный отрезок времени, выявление его структуры и региональных особенностей, закономерностей и тенденций его развития. Важно, что эти цели стоят как перед государственными структурами, осуществляющими прямое или косвенное регулирование рынка товаров и услуг, так и перед предпринимателями, нуждающимися в ин­формационно-аналитическом обеспечении собственного маркетинга и менеджмента.

Конечная цель рыночного процесса состоит в получении социально-экономического эф­фекта: для производителя или продавца товаров – прибыли, а для потребителя – в удовлетворении спроса. В соответствии с этим в статистике товаров и услуг предлагается [22, с. 17] система показате­лей, состоящая из 5 крупных блоков:

1) состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры);

2) состояние и поведение цен;

3) наличие и движение товарной кассы;

4) инфраструктура рынка;

5) социально-экономическая эффективность рынка.

Последовательность и взаимосвязь системы вышеперечисленных блоков показана на схеме (рис. 2).

Рис. 2. Система блок-показателей статистики рынка товаров

Статистика товарооборота

 

Центральное место в системе показателей, отражающих маркетинго­вую и чисто коммерческую деятельность, связанную со сбытом това­ров, занимают показатели наличия и движения товарной массы. Их пост­роение и анализ предполагают знание основных понятий коммерческой деятельности: товар; товародвижение; звенность товарооборота, в том числе коммерческая и складская звенность; каналы товародвижения и их классификация; торговые посредники и их классификация (дистрибьюторы, диле­ры, маклеры, агенты и т. д.); этапы товародвижения и категории товарооборота.

Скорость движения товарных запасов и эффективность коммерческой деятельности фирмы зависит от числа и состава каналов товародвижения, которые можно разделить на два типа:

а) прямые каналы (каналы нулевого уровня):

б ) косвенные каналы товародвижения:

· одноуровневые:

· двух- и более уровневые каналы:

В задачи статистики товародвижения входят:

· сбор, сводка, обработка информации о товарообороте на всех уровнях (отдельных предприятий и фирм, регионов, по стране в це­лом);

· анализ товародвижения: его этапов, звенности, уровней и длины каналов, форм товарооборота, формирования и использования товарных ресурсов;

· анализ товарооборота: его объема, товарной структуры и ка­чества, ритмичности и равномерности поставок, динамики товарообо­рота;

· расчет и анализ душевого уровня товарооборота и процесса удовлетворения покупательского спроса;

· региональный анализ товарооборота;

· анализ факторов, обуславливающих тенденции развития товароо­борота с целью выявления причинно-следственных связей.

 Главным оценочным индикатором коммерческой деятельности является товарооборот (ТО), представляющий совокупность актов купли-продажи:

                                                  ТО = Р • Q,                                         (3.1)

где Р – цена единицы товара, Q – количество проданных товаров.

Классификация товарооборота может быть проведена на основе различных классификационных признаков:

1) по  регионам страны с выделением в конкретных регионах стационарного (базового) и мобильного (мигрирующего) спроса;

2) по характеру и назначению товаров: сбыт и реа­лизация средств производства, предметов потребления, услуг;

3) в зависимости от типа продавцов: товарооборот производителей и торгово-посреднический оборот;

4) по типу покупателей и размеру партии товара: оптовый, розничный и мелкооптовый товарооборот:

·  оптовый товарооборот (ОТО) – это продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми организациями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи (оптово-посреднический товарооборот) или производственным и массовым потребителям (оптовый потребительский товарооборот);

·  розничный товарооборот (РТО) – продажа товаров предприятиями и физическими лицами населению для конечного потребления (РТО торговых предприятий; предприятий массового питания, в том числепо продаже продукции собственного производства и покупных товаров; городских рынков сельхозпродуктов, вещевых рынков, автозаправочных станций и т. д.);

·  мелкооптовый товарооборот (МТО) – это продажа товаров сравнительно не­большими партиями (по сравнению с оптовыми партиями) массовым потреби­телям, торговым посредникам или отдельным лицам;

5) по степени охвата и завершенности процесса товарод­вижения: валовой товарооборот и чистый товарооборот:

·  валовой товарооборот (ВТО) – сумма всех продаж товара на пути его движения от произво­дителя к потребителю, зависящая от количества проданных товаров (Q) и числа звеньев товародвижения (N):

                                          ВТО = Q • N.                                              (3.2)

ВТО отражает общие масштабы коммерческой деятельности, но включает повторный счет и поэтому не отражает реального объема продан­ных товаров;

·  чистый товарооборот (ЧТО) – это товарооборот, освобожденный от повторного счета и рав­ный конечной продаже товара. Для торговли в целом, ЧТО охватывает товары, вышедшие из сферы товарного обращения, и совпадает с РТО. Для отдельной фирмы – товары, проданные за ее пределы. ЧТО – глав­ный оценочный показатель статистики товарооборота; он используется для оценки размеров (масштабов) конечных результатов коммерческой деятельности, расчета уровня издержек обращения, производительности труда, рентабельнос­ти и т. д.

Коэффициент звенности товародвижения характеризует среднее число перепродаж товара и определяется отношением валового товарооборота к чистому товарообороту:

 

                                                  .                           (3.3)

 

Данный расчет дает верные результаты при условии отсутствия по­терь товара при его движении, неизменной стоимости товара и вели­чины товарных запасов. На практике при расчете коэффициента звенности товародвижения необходимо делать поправку на изменение товарных запасов (потерь):

 

                                           ,                                            (3.4)

 

где ±Δз – это увеличение (+) или уменьшение (–) запасов; Δз может быть определено как разность между запасами на конец (Зк) и запасами на начало (Зн) периода:

                                               Δз = Зн – Зк                                              (3.5)

 

или, при отсутствии прямых сведений о товарных запасах, на осно­ве балансовой формулы движения товаров:

 

                             3к + П = Р + Зн → Δз = Зн – Зк = П – Р,                   (3.6)

 

где П – поступление товаров в сферу товарного обращения; Р – реа­лизация (продажа, поставка) товаров за этот же период.

Если изменение товарных запасов происходит только в оптовом звене, то поправку надо вводить только в числитель коэффициента звенности товародвижения, т. к. ЧТО охватывает конечное выбытие товаров:

 

                                                     .                                  (3.7)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...