Философия Древней Индии.
Мировая философия возникает в Древней Индии в середине первого тысячелетия. Первые философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней по времени создания, заключительной частью. В переводе с санскрита «веда» означает знание, ведение. От этого слова происходит и название той духовной деятельности, которую греки назвали «философией». Философия в Древней Индии обозначалась словом «атмавидья», как «видение первоосновы», или же - «знание о Душе». Ведические книги составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500–600 лет до н. э.). Этот исторический период начинается с прихода ариев в Индию, которые, постепенно, заселяли страну, и завершается возникновением первых государственных образований. В индийском обществе постепенно сформировалось 4 варны (что в переводе с санскрита означает «покров», «оболочка», «цвет», «окраска»). Каждая варна имела свое занятие: - высшая - брахманы - это жрецы, чья задача вести благочестивую жизнь, доносить божественную мудрость до людей, возносить молитвы и приносить жертвы; - кшатрии - были воинами и царями, т.е. им принадлежала светская власть; однако в вопросах религии, ритуалов, обрядов и морали авторитет брахманов был непререкаем; - третья варна - вайшьи ремесленники, земледельцы, торговцы – представлена основной массой населения, именно на ней держалась экономика, от нее зависело процветание страны - и наконец, шудры - самая низкая в социальном отношении варна, ибо шудра - слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит. Институт каст был освящён авторитетом религии, и кастовые законы стали незыблемыми. Каждая варна включала несколько каст, причем кастовая система и сословные предрассудки сохранялись в Индии вплоть до XX в.
В развитии Индийской философии выделяют следующие этапы: 1. Ведический период (1500–600 гг. до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими в собственном смысле этого слова. Тем не менее, в текстах упанишад были сформированы понятия и заложены основы всей последующей индийской философии. 2. Эпический период (600 г. до н.э. – 200 г. н.э.) начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии. В этот период появляются системы философии. и идеи упанишад подвергаются большой демократизации с появления буддизма. 3. Следующим был период сутр (от 200 г. н. э.). Возникла необходимость придумать обобщённую схему философии. Такое сокращение и обобщение произошло в форме сутр. Сутры невозможно понять без комментариев, поэтому последние приобрели большее значение, чем сами сутры. 4. Схоластический период также начинается со II века нашей эры. Философия достигает пика своего развития и одновременно предела. Такие комментаторы, как Шанкара и Рамануджа, дают новое изложение старых учений, которое так же ценно, как и самостоятельное открытие в интеллектуальной области.
Философские идеи Упанишад Философия Упанишад возникает на основе рационализации мифологических образов и представлений. Она содержит в себе еще много черт мифологического мышления и воспроизводит основные представления мифологической картины мира Авторы упанишад пытались придать религии вед моральный характер, не разрушая её форм. Развитие упанишад по сравнению с ведами состоит в перемещении центра от внешнего мира к внутреннему, в протесте против внешней обрядовости ведийской практики.
Если ведические гимны воспевают различных богов (наиболее почитаемые – Индра, Сома, Агни), то упанишады утверждают, что бог один, так все боги – это только лишь проявления высшего, бессмертного, бестелесного Брахмана. То, из чего все существа рождены, то, в чем они живут после рождения, и то, куда они уходят после своей смерти, – это и есть Брахман. Он есть то неизменное, что лежит в основе мира меняющихся вещей. Таким образом, брахманы – это объективное сверхличное духовное начало космоса, универсум, абсолют, первооснова (субстанция). Брахман является бесконечным не в том смысле, что он исключает конечное, а втом, что он представляет собой основу всего конечного. Он есть также вечная реальность всех вещей во времени. Упанишады приходят к понятию первичной реальности, которая обнаруживает себя во всем многообразии существования, обращаясь не только к внешнему миру, но и к внутреннему миру человека. Упанишады отказываются отождествлять «Я» с телом, или рядом душевных состояний, или потоком сознания. Это универсальное сознание, субъективное выражение Брахмана. Внутреннее бессмертное «Я» и великая космическая сила – это одно и то же. Брахман – это Атман, и Атман – это Брахман. Верховная сила, посредством которой все вещи получают бытие, – это и есть глубинное «Я» человека. Бытие индивида – это постоянное становление, стремление к тому, чего нет. Бесконечное в человеке побуждает индивида стремиться к объединению множественности, которой он противостоит. Постоянное становление, «колесо жизни», череда рождений и смертей, переселения душ после смерти тела в другие тела отражает понятие «сансара». Жизнь на земле – это средство самоусовершенствования «Я» - Атмана. Сансара осуществляется не стихийно: существует карма – закон, по которому осуществляется сансара: душа человека, преисполненная низменных страстей, после смерти тела становится душой животного; возвышенная душа может стать душой человека более высокой касты. Наивысшей целью человека является не новое рождение, а мокша – избавление души от круга перерождений, растворение Атмана в Брахмане, сверхличностное бессмертие. «Как текущие реки исчезают в море, теряя свое наименование и форму, так и мудрый человек, освободившийся от имени и формы, идёт к божеству, которое находится за пределами всего».
Школы индийской философии. В индийской философии существовали Ортодоксальные школы (астика) признающие авторитет Вед: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Неортодоксальные школы (настика) не признающие Вед: буддизм, джайнизм, червака-локаята. Признание авторитета Вед практически означает, что духовный опыт проливает больше света на истину, чем разум. Это, однако, не означает полного согласия со всеми доктринами Вед. Непризнание авторитета вед связано с рационалистическими тенденциями этих школ, с их опорой на практику и здравый смысл. Йога (санскр., букв. «соединение, участие, порядок», а также «глубокое размышление, созерцание») - одно из ортодоксальных направлений в философской мысли Индии, выработавшее целый комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Техника йоги содержит два взаимосвязанных аспекта - самоограничение аскетизм и вхождение в состояние созерцания медитация. Известно, что Будда практиковал йогу, но основы этого учения появились намного раньше. Йога, таким образом, средство само сосредоточения и получения истинного знания, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего «Я». Джайнизм - одно из древнейших религиозно философских учений Индии, сформировавшееся в VI-V вв. до н.э., основателем считается Вардхамана (540-468 гг. до н.э.), Он - странствующий проповедник, получивший прозвище Джины (Победитель), т.к. победил страсти и освободился. Санскристское название «джайна-дхарма» - «учение победителей» - указывает на то, что те, кто ему следуют, побеждают свою карму и выходят из круговорота жизни. Джайнизм никогда не был особо распространенным но джайны влиятельны, уважаемы и богаты. Они считают, что их учение является всемирным и более древним, чем даже арийская «вечная дхарма», т.е. восходящим к протоиндийскому периоду. Буддийская философия. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (583– 483 гг. до н. э.), в возрасте 29 лет он ушел из дворца и занялся аскетической практикой (нарушив тем самым законы кастового деления общества, перейдя из кшатриев – в брамины). Согласно легенде, этот поступок был вызван осознанием того, что жизнь людей полна страданий и желанием найти путь к избавлению от них. После нескольких лет занятий аскезой, завершившимся 40 дневной медитацией, Сиддхартха Гаутама достиг просветления, то есть стал «буддой» (пробужденный, просветленный). Общепризнанной основой его учения считаются четыре «благородные истины», изложенные Буддой в его первой (Бенарезской) проповеди. Суть этих истин состоит в следующем:
1. Жизнь есть страдания; 2. Существует причина страдания – это наши желания; 3. Возможно уничтожение этой причины; 4. Есть путь спасения. Путь Будды – это путь совершенствования своей человеческой природы, вплоть до её преодоления и раскрытия в себе абсолютного, божественного начала. Достижение этого происходит в нирване. Нирвана (дословно – угасание, затухание) – это чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания. Нирвана достигается при жизни, а не после смерти (в отличие от мокши), точнее, нирвана есть выход «по ту сторону» жизни и смерти, обретение бытия. Достижение нирваны – длительный труд, предполагающий последовательное прохождение по всем ступеням так называемого «восмеричного пути», предусматривающего: правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Буддизм проник в Тибет, Китай, Японию, Европу. Это учение приспосабливалось к местным условиям. Так, в Китае оно развивалось в синтетической форме с даосизмом (Чань-буддизм), в Японии – с синтоизмом (Дзен-буддизм). Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно, достаточно сказать, что в 1950 г. создано всемирное братство буддистов. Культурное значение также трудно переоценить: существует буддистская философия, литература, живопись, архитектура. Его приверженцы, творя добро и проявляя сострадание и терпимость, делают мир лучше, чище, гармоничней.
Китайская философия Философия в Китае зародилась в VШ-VI в.в. до н.э. Возникшая в этот период философия, представляет собой рефлексию над основами политического и морального сознания традиционного общества, и, таким образом, переживающие кризис политические и моральные ценности, через философию получили новое основание – не в традициях, а в логике. Будучи рационально выраженными философией, эти ценности закрепились в культуре Китая и явились основой её стабильности и преемственности в последующие 2,5 тысячелетия ее развития.
В развитии китайской философии выделяют два периода: 1) классический период (VII – III вв. до н.э.) 2) постклассический период (IIIв.до н.э. – XIXв.н.э.). Характерными чертами китайской философии являются: особая значимость, которая придается истории, книжной учености, социальной активности индивида; ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях; сосредоточена на социально – этической и политической проблематике, это преимущественно практическая философия. Китайская философская традиция берет свое начало из мифологических представлений о происхождении мира. Важные для философии идеи: Тянь – небо (схема Вера). Мир есть результат непрерывного взаимодействия ян и инь Знак великого предела, называемый так же монада, рыбки, зародыши. Он выражает единство, переход, взаимопроникновение темного (инь) и светлого (Ян) начала. Ян и Инь дают начало 5 первоосновам: вода, огонь, дерево, металл земля. Ян – активное, светлое, мужское; Инь – пассивное, темное, женское; Сделан акцент на гармонии государства земного и Неба. К философским школам Китая относятся: Даосизм (II в. до н.э.); Моизм (V – IV вв. до н.э.); Легизм (IV – III вв. до н.э.); Конфуцианство (551-479).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|