Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фалес Милетский (625-547 гг. до н.э.)

Фалес жил в конце VII — первой половине VI веков до нашей эры. Он был знаком с достижениями науки Вавилона и Египта, а в Греции прославился тем, что в 585 году первым удачно предсказал солнечное затмение, использовав полученные от финикийцев знания по астрономии.

Как философ Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода, сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь — в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырех стихий, но главной стихией является вода. Воды на Земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых организмов. Учение о первооснове, о том, из чего все состоит, — это и есть начало философии.

Фалес, рассчитав по приметам, когда будет большой урожай оливок, заранее скупил все маслодавильни в округе и нажил на этом много денег. «Видите, — сказал он, —- разбогатеть философу легко, но неинтересно».

У Фалеса впервые в истории человеческого мышления ставится проблема начала явлений материальной действительности (обратите внимание на то, что проблема первоначала мира (всего сущего) была одной из важнейших проблем античной философии, и в дальнейшем она будет постоянно ставиться в мировой философии). Началом реальной основы всего существующего Фалес считал воду, являющуюся не только началом, но и концом всего сущего. Таким образом, Фалес объявил материальную субстанцию определяющей основой всего существующего. Также он поставил вопрос о переходе от конкретного к абстрактному (вновь ведущему к новому конкретному).

Другой представитель Милетской школы Анаксимандр (ок. 610–540 до н.э.) ввел иное понятие первоначала всего сущего апейрон. Он считал, что первовещество – вечно и неисчерпаемо, а потому это не может быть вода, потому он и избрал в первовещество «апейрон». Эта неопределенная субстанция «объемлет все миры». В апейроне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос: горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо, землю космос.

Недостатком понятия «апейрона» была его расплывчатость и неопределенность, однако заслуга этого философа заключается в том, что Анаксимандр первый выразил гипотезу о законе сохранения материи, догадки об эволюции органической жизни (человек, подобно другим животным, произошел из рыбы). Он был автором первого в Греции раннего научного сочинения «О природе», к сожалению, не дошедшего до нас.

Ещё один представитель милетской школы Анаксимен (ок. 588–525 до н.э.), решил преодолеть неопределённость апейрона, и за первичное вещество взял воздух. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь – превращается в огонь. Воздух объемлет все: он душа, всеобщая среда для бесчисленных миров Вселенной.

 

Ионийцы

Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок. 483 до н.э). Принадлежал к знатному роду Кодридов, который некогда властвовал в Афинах до знаменитых реформ Солона. За игру понятий и чувственные образы в своих объяснениях получил прозвище «Тёмный».

Началом всего сущего считал огонь. Он полагал, что огонь, изменяясь, переходит в другие начала; его преобразования подчиняются мировым закономерностям или Логосу, и если огонь качественная и изменчивая сторона, то Логос устойчивая; огонь – обмен, а Логос – мера, пропорция данного обмена. Таким образом, заслуга Гераклита заключается в обобщениях, при помощи которых как человеческую, так и природную жизнь он подвел под понятие всемирной закономерности, или универсального логоса. Введенное им понятие логос как мировой закономерности – ведущая категория (понятие) его философии.

В отличие от предыдущих философов у Гераклита мир не замер в своём первозданном виде. Мир постоянно преобразовывается. Знаменитая фраза Гераклита «Все течет, все меняется» означает постоянное движение бытия, ничто и никогда не может оставаться прежним. На этом строится мироздание и в этом сложность человеческой жизни.

Так же одним из достижений Гераклита является «ИДЕЯ О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯХ». В любой вещи есть противоположности. Они порождают напряженность – способность к действию. Так природа – сложное переплетение противоположностей, которые вызывают вражду. А вражда, согласно Гераклиту «отец всего и царь всего».

 

Пифагорейцы

Их лидер – Пифагор Самосский (570- 490 гг. до н. э.) основал в греческой Италии религиозно-философскую школу. Туда входили множество философов (Архит, Филолай, Экфант, Диотоген, Гиппас, Тиано и др.). Все вещи состоят из чисел – это и есть основной тезис пифагорейской философии и математики. Причём числовым образом понимались и вообще всё существующее, как, например, добро или справедливость.

В отличие от милетцев, в пифагорейской школе происходит становление принципа формы, или идеи, как первоначала. Это выразилось в базовой идее пифагорейцев. Они считали, что в основе всего лежит число. И все мировые процессы подчинены цифре. Мир можно познать только при помощи математики и с её же помощью – очистить дущу. Более того, цифры обладают такими качествами как нравственность, справедливость и душа.

 Числа у них имели и своё определённое значение:

«1» - главное и священное, начало чисел

«2» - проклятое число и женское начало

«3» - мужское начало

«4» - символ справедливости.

Пифагор, как и Гераклит, поставил в центр мира огонь – солнце, а вокруг него находятся подвижные сферы, на которых находятся планеты.

 

Ученик Пифагора – Филолай, считал, что мир начал образовываться с центра. В центре же у Филолая так же находился огонь, а вокруг него вращаются сферы несущие землю и другие планеты. Человеческое тело – это темница в которой находится дух. Однако, иногда, туда проникает огонь, который даёт человеку разум. И только очистившись с подошью разума душа может подняться к богам. Именно с пифагорейцев в философии пошёл раскол на идеалистов – считавших что в основе мира лежит некая универсальная идея, сотворившая космос, и материалистов – сторонников первовещества.

Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. После божества, учил Пифагор, более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание считали пифагорейцы высокой добродетелью, а сами законы — большой ценностью. Причем наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя анархию, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.

 

Элейская школа

Элейская школа возникла в борьбе аристократов с демократами в древних Афинах. В противоборстве с демократами и была основана элейская философская школа.

Ксенофан (565-473 гг.) считается основателем элейской школы. Он был материалистом и говорил, что «всё рождающее и растущее – есть земля и вода». В природе есть изменчивые явления, они называются ФЕНОМЕНЫ. Феномены он считал видимостью (то, что воспринимается органами чувств человека), а мир, на самом деле, - единое и неподвижное целое. Этим утверждением он противоречил Гераклиту, говорившему об изменчивости мира.

Парменид (540-480 гг.) развивает учение Ксенофана. Он логически показывает взаимоисключающее противопоставление истинного бытия (бога) и неистинного (т.е. реальной, доступной для органов чувств природы).

Бытие есть, небытия нет. Бытие есть мысль, ведь ни о чем нельзя сказать, прежде не подумав. Бытие Парменида неподвижно, неизменно. Ведь если небытия нет, то нет перехода от бытия к небытию. Если нет перехода, то нет и становления. Нет становления, нет и движения.

Сущность бытия Парменид искал не в реальной природе, как это делали милетские философы, а лишь в мышлении.

Все эти мысли были написаны им в сочинении «О природе», что стало ответом на сочинение Гераклида.

Зенон Элейский (490-430 гг.) – ученик Парменида. Он выступает против идеи множественности и непротиворечивого движения в бытии. Он стремится доказать, что изменчивость и множественность бытия – лишь кажутся, но не являются действительными. Зенон не только ставит под сомнение вечное движение и изменение, которые Гераклит считал закономерностью, но также отвергает их как нечто кажущееся.

Свои мысли Зенон изложил в виде апорий. Апория – это вымышленная логически верная ситуация. Пример апории – «Летящая стрела»: «Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение».

«Чувства нас обманывают, а истина может быть постигнута только мышлением: Движение, Пространство и Время – это три категории, которые в сочетании с мышлением (и только с ним) составляют суть мироздания».

 

Атомисты

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокритгоды жизни – 460-370 до н.э., и Левкипп – о котором почти ничего не известно) считали микроскопические частицы «атомы» началом и строительным материалом всего сущего.

Демокрит являлся основателем материалистического направления в философии («линии Демокрита» - в противоположность «линии Платона» т.е. идеалистическому направлению).

Он считал, что весь материальный мир состоит из множества мельчайших неделимых и не уничтожимых частицатомов, которые имеют различную величину (от крохотных до крупных), различную форму (круглые, продольные, «с крючками» и т.д.) и находиться в постоянном движении. Между атомами имеется пустое пространство.

Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы есть связи между атомами, когда связи распадаются, из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира. Атомы невозможно обнаружить путем чувственного познания, они умопостигаемы.

Демокрит жизнь объясняет сочетанием благоприятных условий (влаги, теплоты), возникает она естественным путем, считает, что «нужда и опыт были для человека учителями во всем».

Философ полагал, что главное в поведении человека – мера, ибо «если превысить меру, то и самое приятное сделается самым неприятным».

Эмпедокл (484-424 гг.) так же относится к атомистам. В основе всего существующего видит четыре элемента (корня) – воду (Исида), воздух (Гера), огонь (Зевс), землю (Гадес). В отличие от первоэлементов милетцев и огня Гераклита эти элементы пассивны. Чтобы они взаимодействовали, согласно Эмпедоклу, нужна движущая сила. И силой этой является любовь и вражда. Любовь объединяет однородное и разъединяет разнородное.

Анаксагор (500-428 гг.), как и Эмпедокл, признавал множественность субстанционных начал. Однако Анаксагор считает, что мир состоит не из нескольких элементов, а из бесчисленного множества материальных частиц, называемых «семенами вещей» (так появилось понятие «гомеомерий» - извечных и неизменяемых сущностей). Семена вещей приводятся в движение разумом. И это – основа упорядоченного материального мира.

 

Классический период

Классический период античной философии (вторая половина V в. до н.э. – нач. IV в. до н.э.) представлен софистами и тремя величайшими философами – Сократом, Платоном, Аристотелем.

Софисты – философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV в.в. до н.э. Представители данной школы выступали не столько в качестве философов – теоретиков, сколько в качестве философов – педагогов, обучающих граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям (в переводе «софисты» - Среди софистов выделяют: 1) старших софистов (V в. до н.э.) Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и 2) младших – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Философия старших софистов схожа с философией элеатов, но, тем не менее существовали и значительные различия.

Для софистики характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

- неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.\

Свою правоту представители данной школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось ложным; запутывая собеседника софисты, к примеру, утверждали «то, что ты не потерял, ты имеешь. Рога ты не потерял, значит, ты рогат» (первая посылка ложна, потерять можно лишь то, что имел до начала спора).

Именно софисты, а затем и Сократ сместили философскую рефлексию с космоса и природы на человека. Основателем этой школы считают Протагора. Он был профессиональным преподавателем риторики и эристики (искусство речи и искусство спора).

Горгий утверждал, что ничего не существует, потому как нелепо чему-либо существовать и не существовать одновременно;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...