Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфуцианство ( III в. до н.э.)

В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций.

Конфуций создал своё учение когда ему было 50 лет. Он внес серьезный вклад в развитие китайской культуры. Ему приписывается составление ряда древних книг (Книга песен, летопись Весна и осень и др.), в которых были собраны письменные памятники прошлого. Придерживаясь традиционных религиозных взглядов, согласно которым небо, как верховное божество, диктует свою волю человеку, Конфуций утверждал, что жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба

В центре философии Конфуция проблемы воспитания. Все люди, говорил он, близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания; для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое; учение без размышления бесполезно, а размышление без учения пустое дело.

В основе этики лежит учение о «благородном муже», который противопоставляется «низкому человеку» или «простолюдину» (однако, большинство людей принадлежит к третьей группе, сочетающей черты первых двух). Богатство и знатность роли не играют, главное отличие – это внутренние качества человека (благородный муж – с. 21-22).

Большая роль в учении Конфуция принадлежит знанию – конкретному, практическому: «знать – значит знать людей». Некоторые наделены мудростью от рождения, но их мало; другие получают знания «благодаря учению» (учиться можно и у древних и у современников). Необходимо также думать самому: «учиться и не размышлять – напрасно терять время». Конфуций указывал: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. Говорить с человеком, который разговора не достоин, значит потерять слово. Мудрый не теряет ни людей, ни слов». Еще при жизни его идеи стали популярными, а культ мудрого учителя и уважение к любому ученику оказали влияние на развитие китайской цивилизации.

Уже во II в до н.э. Конфуций был обожествлен и конфуцианство стало приобретать черты религии. Однако даже те, кто не считал Конфуция богом, почитали его как первого Учителя, наставника, ниспосланного свыше.

 

Даосизм

Основателем даосизма считается Лао Дань или Лао Цзы («Старый мудрец»). Родился в 604г. до н.э. и жил по преданию около 200 лет.

Центральными понятиями даосизма являются: дао, дэ и у-вэй (недеяние).

Дао – естественный путь развития и уничтожения вещей, основа их существования, это смысл, слово, в каком-то смысле абсолют, т.е. нечто, не имеющее ни формы, ни имени, но существующее от века. Дао недоступно для постижения, невыразимо словами, оно предшествует миру оформленных вещей и является непроявленным бытием, источником всего без исключения («Дао глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли»).

Дэ – в переводе «сила», «добродетель», «качество», «достоинство» - это проявление Дао в вещах, его воплощении в реальности, лучший способ существования каждого конкретного вида бытия.

У-вэй (недеяние) - это принцип невмешательства, ведь если следовать Дао (закону) все будет идти своим чередом и развиваться естественно и гармонично. Любой поступок нарушает равновесие и ухудшает космическое совершенство.

Согласно даосизму настоящее Дао познать нельзя ибо «смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но неможешь поймать», оно текуче и изменчиво, неуловимо, но умопозноваемо. Настоящее знание – это понимание, оно подобно озарению, но передать его словами невозможно: «тот, кто знает, тот не говорит. Тот, кто говорит, не знает». Настоящее знание доступно лишь мудрецам, которые не имеют желаний, бесстрастны, т.е. подобны Дао.

Дэ, то есть реализованное Дао обладающее именем можно познать, но это знание неподлинное, ибо человеческие сведения неточны и ограничены, мы просто не можем воспринять мир как целое из-за эгоизма и тревожащих нас страстей.

История человечества представляется даосским мудрецам как постепенная утрата изначального всеединства мира, заменяемого культурой, искусственным, менее совершенным.

 

Моизм

Основатель этого направления Мо Ди или Мо-цзы [1] (479-400 гг. до н.э.), по преданию, получил конфуцианское образование, но впоследствии отмежевался от своих учителей. Он много путешествовал, излагал свои взгляды правителям, пытаясь отговорить их от ведения войн. Вокруг учителя собралось достаточно много учеников, что обеспечило расцвет его школы в V-III вв. до н.э.

В основе философии Мо Ди - «всеобщая любовь», которая противоречит конфуцианской гуманности, представляя собой требование любить каждого человека, как самого себя. Он доказывал, что следовать этой идее выгодно всякому, т.е. его учению присущ утилитаризм, отождествление наибольшего блага с тем, что полезно для наибольшего числа людей.

Мо Ди полагал, что первобытное общество являло собой «войну всех против всех», но люди вышли из этой ситуации, сделав самого Достойного человека своим правителем (правда, как это произошло, он не пояснял). Отныне покорность правителю стала всеобщей добродетелью.

Для моистов, взаимная любовь - единственное желание неба. Народ - это высшая ценность. Воля неба и воля народа совпадают. Правитель должен совершенствовать управление, приближая к себе служивый люд не по знатности и умению льстить, а по деловым качествам и правдивости.

Война - нарушение желаний неба; сражаясь, государства вторгаются на чужую территорию, армия топчет хлеб, убивает противников, захватывает и разрушает города, оставляя народ без крова и пропитания (интересно, что выступая против войны, сам Мо Ди был замечательным мастером боя, правда, оборонительного).

Знания должны быть практическими, а значит, полезными; источник знания - деятельность людей. Наблюдая, воспринимая и размышляя, можно и нужно отделять истину ото лжи, хотя постичь суть вещей нелегко, к этому нужно стремиться.

Сам Мо Ди считал, что его учение истинно, попытки других школ его оспорить подобны попыткам разбить яйцо о камень. Яйца-то расколются, а подлинное знание останется несокрушимым, как и камень.

 

Легизм

Легизм (от лат. – род, закон), учение школы законников «фацзя», этико- политическое учение об управлении человеком, обществом и государством. Возникло и оформилось в VI-III веках до н.э. Легизм стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в обосновании и методах его построения. Но если конфуцианство выдвигало на первый план нравственность людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на равенстве всех перед законом. Исключение – это сам император, монарх, правитель. Но государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости. Отсюда – запрет на наследственность должностей. Законники ввели круговую поруку и практику взаимного доносительства.

В 136 году до н.э. ханьский император У-ди возвёл конфуцианство на уровень государственной идеологии Китая, но уже с примесью легизма. Характерные для доханьского периода плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения – так никогда и не были восстановлены вплоть до начала ХХ века в Китае, а легизм прекратил своё существование как самостоятельное учение.

Вопросы: 3; 4; 7; 9; 14; 15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...