Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия

 

Немецкая философия, начиная с середины XVIII в. и кончая первой половиной XIX в., называется классической. XVIII век для Германии – эпоха Просвещения, миссионерства Разума, по новому переосмысленные взгляды человека на природу и ее предназначение, прикоснуться к тайнам мироздания, человеческого познания и бытия. Немецкая философия этого периода стала образцом философской культуры и дала миру законченные философские системы. Представителями немецкой классической философии были: Иммануил Кант (1724 - 1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814), Фридрих Шеллинг (1775 - 1854), Георг Гегель (1770 - 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).

Три ведущих направления немецкой философии:

- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

- субъективный идеализм (Фихте);

- материализм (Фейербах).

Выделим характерные особенности «немецкой классики»:

1) Переход от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к ИССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ;

2) внимание к ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ;

3) немецкие мыслители обогатили ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АППАРАТ философии;

4) взглянула на ИСТОРИЮ как ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Философия И. Канта

Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий философ, профессор Кенигсберского университета. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический и критический. Свое наименование критический период получил в соответствии с названием основных произведений Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В докритический период создает научный труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), где, прежде всего его интересовали проблемы бытия природы, естествознания. Им был, выдвинут ряд революционных идей в это области:

1. Солнечная система возникла из большого облака распыленных в космосе частиц материи, это стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) его составляющих.

2. Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Кант считал, что законы природы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину, которой является Бог.

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. Объектом рассмотрения является «чистый разум» - та часть сознания человека, которая осуществляет мыслительную деятельность. В этот период Кант отстаивает позицию агностицизма - невозможности полного познания окружающей действительности.

Прежде всего, следует вспомнить Юма, поскольку Кант, как и Юм, был приверженцем агностицизма. Однако агностицизм их имел и существенные отличия: Юм считал, что бесспорно только то, что человек может воспринимать. Кант провел разграничение: он отделил познаваемые «вещи-для-нас» и непознаваемые «вещи-в-себе».

«Вещь-в-себе» — одно из центральных понятий всей философии Канта. Вещь-в-себе — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Вещь, которую человек способен познать при помощи сознания, является «вещью-для-нас», она обладает качествами.

И. Кант убедительно доказывает, что человеческий разум своими собственными силами не может разрешить основные философские проблемы: 1) ограничен ли мир в пространстве и времени или бесконечен и безграничен? 2) можно ли сложное разделить на простое, или простого не существует? 3) есть ли у человека свобода, или все подчинено необходимости? 4) существует бог или нет? Эти проблемы И. Кант считает антиномиями чистого разума. На их примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».

 

В работе «Критика чистого разума» Кант предлагает классификацию знания:

- априорное знание;

- апостериорное знание;

- «вещь в себе» (феномен).

Априорное (доопытное) знание - то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «все тела протяженные», «человеческая жизнь протекает во времени», «все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.

Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не всегда истинным, каждое его утверждение необходимо проверять на практике. Например, человек из опыта знает, что «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание не обладает полной достоверностью.

«Вещь в себе» (ноумен) - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, она никогда не будет познана разумом, в отличие от «вещи для нас» (феномена), которая «является» человеку и доступна для восприятия. Картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый образ внешнего мира, не имеющий ничего общего с реальностью. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята.

Кант предложил считать, что любая идея находится не в действительности, не во внешнем мире, окружающем нас, и не за пределами этой действительности, - она находится в голове человека (субъекта), в его сознании. На этом и основан субъективный идеализм Канта. Потому и справедливо выглядит суждение мыслителя: «Один смотрит в лужу и видит тёмную воду, а другой - отражающиеся в ней звёзды…». Иначе, каждый видит то, о чем и как он думает, как он осознаёт.

Целостный образ предмета возникает на основе трансцендентального единства апперцепцииблагодаря единству различных ощущений. Поэтому Кант предложил, что априорные формы чувственности – это пространство и время, а априорные формы рассудка – это категории качества, количества и прочие.

Познание мира, по Канту, проходит три ступени: 1) от чувственного созерцания при помощи априорных форм чувственности – через 2) рассудок, соответственно использующий априорные формы рассудка, - к 3) выводам разума, приводящим к достоверному научному знанию.

Канта, помимо теоретических проблем познания, также интересовали нравственно-этические вопросы из практической философии.

Знаменитая цитата Канта: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Что же он хотел этим сказать?

Кант ввел в философию понятие категорического императива (повеления). Категорический императив – это существующий в сознании человечества вечный, неизменный закон и идеал поведения людей. Это и есть тот самый нравственный закон внутри нас, которым мы руководствуемся при совершении тех или иных поступков.

В настоящее время моральный закон (категорический императив) Канта понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; относиться к другому человеку нужно только как к цели, а не как к средству.

 

Иоганн Фихте (1762-1814)

В основу своей философии Фихте положил разработанную теоретическую систему, именно науку о науке – «наукоучение» (соч. «Наукоучение», 1794) «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я - концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,·«Я» полагает (образует) «не - Я», т.е. свою противоположность - внешнюю окружающую действительность (антитезис),·«Я» полагает «Я» и «не - Я». Взаимодействие между «Я - человеком» и «не - Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не - Я», а с другой «не - Я» передает опыт, информацию «Я».

Т.е. понятие вещи-в-себе Канта Фихте заменил на понятие Я. Понятие Я соединило все чувственное, получаемое органами чувств человека, и все, что присутствует в человеческом разуме. Противоположность Я – не-Я – это материя, которая находится за пределами человеческого сознания и существует независимо от человека.

Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не - Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

Центральный для него вопрос – вопрос о свободе. Последняя – не беспричинный акт и действие, основанное на непреложной необходимости.

Цель человека – достичь единства со своей свободой, с высшим Я. Для этого разум стремится подчинить себе все не-Я.

 

Фридрих Шеллинг (1775-1854)

Но наукоучение, как заметил Шеллинг, это еще не вся философия. Шеллинг создает философское учение об Универсуме в целом, «систему трансцендентального идеализма», т.е. систему представлений, выходящих за пределы чувственного мира и существования человека.

Основное произведение Шеллинга – «Система трансцендентального идеализма». Я, по Шеллингу, представляет единство субъекта и объекта, равенство природного и разумного, бытия и мышления. Таким образом, Шеллинг выдвинул теорию тождества (равенства) бытия и мышления.

Философия Шеллинга называется диалектикой противоречий: субъект и объект в процессе взаимодействия, Я и не-Я сливаются в единое – в Абсолют.

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.

В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему».

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.

В ходе творческой жизнедеятельности Ф. Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

 

Георг Гегель (1770-1831)

Философ энциклопедист, объективный идеалист, профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Философия Гегеля представляет собой грандиозную попытку понять все мироздание и особенно историю человечества как процесс самораскрытия Абсолютного Духа, который он часто называет Идеей или Мировым Духом.

Учение о бытии. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

В результате отождествления бытия и мышления Гегель выводит особое философское понятие - Абсолютная Идея (Абсолютный дух, Мировой дух). Абсолютная идея (эквивалент Бога), по Гегелю, это единственно существующая подлинная реальность, являющаяся первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, она обладает самосознанием и способностью творить. Абсолютная Идея порождает материю, окружающий мир и человека, затем мышление. Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Он - носитель Абсолютной Идеи. Через человека Абсолютная Идея проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов, познает себя через познавательную деятельность человека.

Гегель дал классификацию духовного бытия, разделив сферу духа на следующие части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом»: нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются искусство, религия, философия.

Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время, понятое гениальными людьми - философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью»), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Гегель следовал Декарту и Канту в том, что предметом философии сделал мышление. Гегель вывел «идеи» Канта из человеческого сознания в природу.

Субъект, по Гегелю, изначально уверен в том, что бытие тождественно мышлению, как ранее только предлагал Шеллинг.

Движение в мире Гегель объяснил постоянным развитием субстанции, в роли которой выступает Абсолютная Идея. При этом Гегель сформулировал законы развития мира – законы объективной диалектики бытия.

Учение о диалектике занимает важное место в творчестве Гегеля. Диалектика, по Гегелю, является основополагающим законом развития Абсолютной Идеи и сотворенного ей окружающего мира.

Диалектика Гегеля имеет всего три составляющие (закона):

1) Закон единства и борьбы противоположностей: весь мир состоит из противоположностей (сторон, свойств, тенденций), например: день-ночь, свет-тень, плюс-минус и т.д. Любая целостность является противоречивой;

2) Закон перехода количественных изменений в качественные: суть его в постепенном накоплении количественных изменений (степень и темпы развития предметов, число его элементов, пространственные размеры, температура и т.п.) в определенный момент приводит к достижению меры (границы, в рамках которой данное качество остается самим собой, например, для воды – температура 0-100 градусов Цельсия) происходит качественный скачок – переход от одного качественного состояния к другому.

3) Закон отрицания отрицания: логическое развитие построено в виде триады: тезис, антитезис, синтез. Если есть тезис – то возникают и противоположные ему высказывания – то есть антитезис (это отрицание), но только их объединение дает более полный результат – синтез происходит из-за отрицания и слияния воедино тезиса и антитезиса – отрицания отрицания.

Примером 3- го закона может быть пример из развития философии в Новое время: европейский рационализм явился тезисом, английский эмпиризм – антитезисом. Их синтез дал нам философию Канта, включившую в себя наиболее ценные идеи обоих философских направлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...