Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков – врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии?

Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма?

Согласны ли Вы с утверждением Ж.- П. Сартра, что экзистенциализм - это гуманизм?

Что такое принцип верификации, и какую роль отводили ему неопозитивисты?

Что такое экзистенция?

Кто считается основателем экзистенциализма?

Заполните таблицу.

 

Философское учение Время возникновения Представители философского учения Суть философского учения
Позитивизм      
Неопозитивизм      
Постпозитивизм.      
Прагматизм      
Антисциентизм. Философия жизни      
Философия психоанализа (бессознательного).        
Экзистенциализм      
Постмодернизм      

 

Русская философия

Русская философия возникла в Киевской Руси в X–XI вв. Для ее становления особое значение имело принятие Русью византийско-православного варианта христианства, с его возвышенными духовными идеалами и нормами. Своими корнями русская философия связана с античносью, философией христианства, патристикой.

Древнеболгарский философ Кирилл (один из создателей славянской азбуки) донес до русичей новое понимание философии.

Философия – это знание, которое учит человека делами своими стремиться к совершенству, идеалу богоподобия. Для русских философияэто проникновение в суть дела, стремление к выяснению смысла, умение выражать наиболее важные для человека проблемы его социального, духовного и практического существования, всю совокупность знаний о мире.

Философия средних веков (XI - XVII вв.)

В средние века развитие русской философской мысли было связано с развитием нравственных и практических направлений – прежде всего, различных версий «политической философии», объясняющей как управлять государством.

Первым русским философом считается киевский митрополит Иларион (XI в.), создавший проповедь–молитву «Слово о законе и благодати». В центре его внимания благодать (спасение) как высшее, дарованное от Бога, абсолютное начало духовности и нравственности. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Русский народ трактуется как достойный наследник духовных ценностей христианства, самой истины.

В таких древнерусских источниках, как «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет», «Слово о погибели Русской земли», продолжалась закладка основных идей и начал, которые потом станут сквозными, доминирующими в русской философии. В основном это идеи христианской мудрости, единства народа, любви к родной Земле, связанности человеческой жизни и Природы.

Игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий Радонежский (1321–1392), благословивший московского князя Дмитрия Донского на Куликово сражение с татарами, создал патриотическую идеологическую систему. Она утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества. Эта система позволила создать могучее русское государство.

Концентрированным выражением русского мировоззрения явились иконы гениального Андрея Рублева (1360–1430), которые предстают перед нами как «философия в красках». В рублевской «Троице» зримо воплощено философско-этическое кредо православия: идея триединства Бога, идея единения людей на основе всепобеждающей любви, взаимного согласия и добра. Иконы Рублева дают проникновенное понимание Бога, русского миросозерцания, отвечают на вопрос «что есть русская душа, русский дух».

В XVI веке философские идеи высказывались в ходе внутри церковного спора нестяжателей и иосифлян. Первых представлял «великий старец» Нил Сорский (1433–1508). Он, как и все исихасты (исихазм – религиозно-этическое учение о превосходстве духовных начал над материальными), рассуждал об «умном деянии», познании божественного, призывал церковь к невмешательству в земные дела, к отказу от накопления земных богатств.

Последователи его противника - Иосифа Волоцкого (1439–1515), напротив, видели значимость церкви в ее мирском величии. Волоцкий продолжал линию Илариона, его девизом было «духовное смотрение», разумное толкование Священного писания. Главный труд Иосифа «Просветитель или Обличение ереси жидовствующих» стал идеологическим прологом к позднейшим петровским преобразованиям.

Наряду с иосифлянством следует отметить теорию псковского старца Филофея (пер. пол. XVI века) – «Москва – третий Ри м ». Согласно его теории, все по воле Бога разрушаются царства, гибнут и процветают народы, восходят на престол цари и т. д. Два царства пали: ветхий Рим и новый Рим (Византия). Единственным хранителем богооткровенной Веры осталось царство Русское. Это и есть третий и последний Рим. Это учение стало знаменем русского православного государства, истинной веры.

Философия XVII- XVIII веков

Поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVII- XVIII веков. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций.

Первая из тенденций указывала на самобытность русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни.

Вторая из этих тенденций – стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Последняя из указанных тенденций связана в первую очередь с реформаторской деятельностью Петра I. Ей присущ был материализм.

Этапы становления русского материализма связаны с именами М.В. Ломоносова (1711–1765) и А.Н. Радищева (1749–1802).

Ломоносов, не стесняясь, говорил об интеллектуальном превосходстве русских над философскими учеными авторитетами Запада. Вечная и неуничтожимая материя обуславливает «все, что есть и происходит в телах». Мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. И все же Ломоносов оставался мыслителем–деистом, т. е. сторонником двойственной истины. Мир знаний и мир веры не должны противоречить и мешать друг другу.

Радищев, заложив основу русской философской антропологии, создал трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». Он попытался применить материалистическую методологию к анализу явлений психики и духовности, но пришел к идеям, схожим с идеями Платона (о вечности души и переходе ее от одного тела к другому). Радищев – пример колебаний между материализмом и идеализмом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...