Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абеляр считал, что христианская догматика не даёт возможности полно познать Бога.

Вопросы: 2; 8

1. Как Фома Аквинский доказывал существование Бога?

2. В чем состоит суть учения Фомы Аквинского?

3. в чём суть спора реалистов и номиналистов

 

Таким образом, к концу Средневековья в философии оформилась её основная структура состоящая из целого ряда дополнительных философских наук.

 

· Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

· Гносеология – учение о познании; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

· Методология – общая теория метода, теория в действии; система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности.

· Логика – наука о законах и формах мышления.

· Эстетика – наука о сущности и формах творчества, о закономерностях освоения человеком мира с точки зрения прекрасного.

· Аксиология – философское исследование природы ценностей.

· Этика – наука о морали.

· Социальная философия – философское учение об обществе.

 

 

В соответствии со значением философии как науки выделяют следующие ее функции:

1) Мировоззренческая: философия помогает осмыслить вопросы о мире и человеке, вопросы о месте человека в мире и культуре, понять предназначение человека и т.п.

2) Методологическая: философия исследует природу методов познания, их возможности и границы.

3) Гносеологическая: философия исследует природу и сущность мира; природу и сущность человека; изучает непосредственно сам познавательный процесс и изучает познаваемость человека.

4) Антропологическая: философия направлена на постижение природы и сущности человека.

5) Аксиологическая: философия участвует в формировании ценностных ориентаций (виды ценностей, к примеру: добро, справедливость, красота).

6) Социально-коммуникативная: процесс философствования строится на основе опыта общения и связи с эпохами.

7) Гуманистическая: философия ориентирована на ценность личности, развитие личности, совершенствование способностей.

8) Культурно-воспитательная: философия способствует формированию качеств культурной личности: ориентации на истину, добро, терпимость, на творческий подход при поиске решений и при разрешении противоречий.

9) Критическая: философия занимается поиском противоречий в принятой системе понятий и ценностей и содержания, которое в них вносится новым этапом развития в истории.

10) Информационная: философия – сложная информационная динамическая система – для сбора, анализа, переработки фактов с целью получения новой информации.

11) Эвристическая: философия способствует приросту научных открытий.

12) Прогностическая: философия помогает предвосхищать развитие событий.

13) Интегрирующая: философия интегрирует знания частных наук. Философское знание играет объединяющую роль по отношению к какому-либо множеству элементов.

Пожалуй, среди всех данных функций следует отметить особо первую из них: поскольку философия учит самостоятельному мышлению.

Функции философии 1-5 являются основными, функции 6-13 – вторичными.

 

Философия «Возрождения»

В ХIV-ХV вв. в Италии, и в других странах Западной Европы наступает эпоха Возрождения, постепенный выход из средневековья. Накопленный потенциал производительных средств, изобретений позволил сделать рывок в освоении природы. Католическая церковь теряла свой безусловный авторитет, в итоге реформаторского движения возникает новая христианская конфессия - протестантизм, выражающая интересы зарождающейся буржуазии.

Все эти изменения способствовали развитию культуры, которая находит свое законченное выражение в принципе гуманизма: в признании ценности каждого человека как личности, признании права каждого на свободу, счастье и развитие. Гуманизм имеет длительную предысторию, но именно в эпоху Возрождения он окончательно формируется и становится общезначимым. Утверждение принципа гуманизма является революционным мировоззренческим переворотом в европейской культуре.

Условно можно выделить три основных периода в развитии философии Возрождения:

I период – середина XIV – середина XV вв.

II период – середина XV – середина XVI вв.

III период – середина XVI в. – начало XVII в.

Название эпохи связано с возрождением античной культуры с признанием отвергаемых ранее средневековьем ценностей и идеалов античной культуры. Однако обращение к языческому наследию не отменило христианского характера культуры и философии эпохи Возрождения. Тем не менее, христианские идеи и ценности претерпели значительную трансформацию. В культуре эпохи Возрождения осуществилась попытка синтеза христианской идеи духовной личности с античной идеей прекрасной телесности. Возникло светское мировоззрение гуманизма. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей как: Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, Г. Галилей, Джордано Бруно, Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор, Н. Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Э. Роттердамский, Мишель де Монтень и др.

Престиж эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма. Итальянские гуманисты слово "humanitas" (человечность) заимствовали у древнеримского философа Цицерона (I в. до н. э). Гуманизм – этическая жизненная позиция, утверждающая, что человек имеет право и обязанность определить смысл и сферу своей жизни.

 

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Антропоцентризм (от греч. Antropos – человек и лат. сentrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий.

 

В центре внимания философской мысли находились следующие проблемы:

- вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития, о космосе (натурфилософия);

- тема ч еловека и его строения (единство души и тела), его общих качеств и места в мире (на первом месте Бог или человек);

- проблемы идеального государственного устройства общества.

 

 

Человек рассматривался мыслителями эпохи Возрождения как высшая ценность, а его благо, счастье и достаток представлялись как высшая цель и задача государства.

Ценность человека определяется тем, что он создан по образу и подобию божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог–творец. Эта мысль основательно обосновывается в трактате «О достоинстве человека» Пико делла Мирандола (1463-1495), которому принадлежит широко известное изречение: «Человек – кузнец своего счастья». Согласно Пико, всякая сущность обладает своей природой, обусловливающей ее действия. Каждый вид животного живет своей жизнью, иная жизнь для него невозможна. Человек же не обладает природой, которая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Человек есть результат собственных усилий. Только ему дано право творить свою личность.

Специфика человека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и другие небесные создания. Это превосходство состоит в том, что человек может достичь высшего совершенства собственными усилиями, напрягая волю, данную Богом.

Для формирования совершенного человека необходимо и идеальное устройство государственной власти, общественной жизни людей, поэтому в работах представителей эпохи Возрождения значительное место занимали проблемы государства, власти, управления. Здесь, прежде всего, надо назвать такие произведения, как «Государь» Макиавелли, «Утопия» Т.Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы.

 

Первым гуманистом Возрождения признан Франческо Петрарка (1304-1374), воспевший человеческие чувства и осознавший их огромную ценность. В творчестве Петрарки, его замечательных сонетах о любви, обращенных к Лауре, соседствуют и переплетаются духовное и светское, аскетическое и возвышенное. Здесь на первый план выступает свободная человеческая индивидуальность. По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жизни, размышлять над ее проблемами.

Самая же главная цель философии - исследование человеческой души, внутреннего мира человека. В этом отношении Петрарка ставил изучение человека выше изучения природы вещей, а важнейшим способом познания считал самопознание, овладение всей сложной и богатой духовной жизнью. Ф. Петрарка, таким образом, заложил основы главного принципа восприятия окружающего мира – гуманистического антропоцентризма, в целом весьма существенно отличавшегося от христианского. Это отличие состояло главным образом в признании творческой роли человека, действующего по собственной воле и реализующего свое земное предназначение.

Как и Сократ, Петрарка связал тесными узами нравственность и знание, которое заставляет человека меняться к лучшему, действуя не только на разум, но на чувства и волю. Конкретные требования к знанию включали у Петрарки интерес и к практическому овладению историей, моральной философией, грамматикой и риторикой.

 

К выдающимся гуманистам Возрождения принадлежал также Лоренцо Вала (1407-1457).

Противник клерикализма (сращивание церкви и светской власти) он критиковал монашество, аскетизм, как изжившие себя формы человеческого существования, ограничивая религию лишь рамками эмоционально-практической жизни человека.

В духе гуманистических идей раннего Возрождения мыслитель выступает сторонником этики «наслаждения» Эпикура, понимая ее не просто как чувственность, но как достойное человека, свободное существование, реализующее стремления, свойственные всем живым существам. Л. Вала был также противником теологической концепции свободы воли и божественного провидения. Такие убеждения Л. Валлы вызвали повышенный интерес инквизиции.

Наиболее ярко эта особенность воплотилась в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519) – великого художника Возрождения, автора всемирно известных полотен, таких как «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем» и др. Он ученый, художник, философ, изобретатель. Обширен перечень его технических прозрений: идея танка, парашюта, шлюзов, проект автоматической самопрялки и др., выходящих за рамки технических возможностей эпохи, опередивших время на столетия. Многие страницы сочинений Леонардо до сих пор требуют изучения, расшифровки. В записных книжках он раскрывает суть своей методологии: стремление к получению опытного знания, выяснению его роли в деле достижения истины. По мнению Леонардо, науки, не использующие опытные знания, полны заблуждений.

Леонардо искал ключ к пониманию смысла всего сущего, некоего общего разумного принципа, лежащего в основе всего и запечатленного в человеческом разуме. И к живописи, и к ее техническим средствам Леонардо подходил как исследователь, поскольку живопись, по его представлениям,– наука, являющаяся средством познания жизни.

Художественное творчество явилось в эпоху Возрождения главенствующим видом искусства, и это не случайно: культ красоты, интерес к индивидуальности, личности способствовал обращению к подлинному, земному, телесному человеку и его проблемам. Великое искусство Возрождения получает здесь наиболее яркое выражение.

В ХV-ХVI вв. гуманистические идеи перемещаются из Италии в центральную Европу. Гуманизм этого периода отличается от раннего итальянского. Это более сложное явление, в котором наблюдается постепенное исчезновение идеализации человека, присущее раннему Возрождению, формируется критическое отношение к нему.

Одним из сторонников этих идей становится Мишель Монтень (1553-1592). В знаменитых «Опытах» М.Монтень отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой личности. Добродетельная жизнь, согласно его взглядам, несовместима со страхом, злобой, унижением человека. Бессмыслен, однако, и аскетический образ жизни. М.Монтень резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению свободного, самостоятельного мышления: подлость, подобострастие, лицемерный конформизм.

Гуманистический идеал М. Монтеня таков: человек – часть природы, поэтому в своей жизни он должен руководствоваться тем, чему она учит. Человек не занимает привилегированного положения в мире природы и не имеет преимуществ перед другими существами, живущими на земле. Смысл этой позиции М. Монтеня – в наиболее полном включении человека в природу. Такая жизнь, считает философ, не может принизить человека, напротив, согласие с природой означает умение жить «по-человечески».

Одним из принципов своей концепции М. Монтень провозглашал сомнение, не позволяющее самоуспокаиваться на догмах и авторитетных суждениях.

Наиболее известным представителем центрально-европейского гуманизма был Дезидерий - Эразм Роттердамский (1469-1536) голландский мыслитель, философ, богослов, автор знаменитого произведения «Похвальное слово Глупости».

Общество, современное Эразму, было полно противоречий. Одно из наиболее кричащих противоречие между официально провозглашенными духовными ценностями, формально рекомендуемыми правилами и нормами жизни, и поступками людей, прежде всего тех, кто эти нормы провозглашал. Эразм Роттердамский не хотел мириться с фальшивой моралью церкви. Философ был убежден, что католическая церковь, в сущности, полностью отошла от моральных идеалов первоначального христианства. Глубокую неприязнь и возмущение Эразма вызывала продажа индульгенций, получившая широкое распространение, неспособность священнослужителей хранить тайну исповеди, открытое нежелание верховных духовных лиц подражать Богу в смирении и бедности.

Христианскую веру Эразм сравнивает с разумно обоснованным убеждением, а не со слепым чувством, принуждающим верующего христианина принимать то, что ему не вполне ясно и понятно.

Мыслитель осуждал нетерпимость церкви в лице ее священнослужителей, оправдание ими грабительских войн, сожжение еретиков. Но Эразму был так же чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали.

Критическая оценка Эразмом католического духовенства в теоретическом плане подготовила те религиозные реформы, которые произошли на рубеже XV-ХVI столетий в Германии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...