Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективная диалектика Гегеля базируется на следующей особенности: «Противоречия содержатся во всех предметах и во всех представлениях».

Познание любого предмета – состоит в познании его как конкретного единства противоположных определений.

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) философ-материалист, считается завершающим этапом немецкой классической философии, началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция просветители-материалисты), однако материалистические философские школы отличались непоследовательностью, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

- большой интерес к социально-политическим вопросам;

- убеждение в познаваемости окружающего мира.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергал идею тождества бытия и мышления, не признавал наличия Абсолютной Идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. Он логически доказывал невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как Абсолютная Идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля.

Теория антропологического материализма была выдвинута Фейербахом в противовес объективному идеализму Гегеля. Суть этой теории в том, что:

- единственно существующими реальностями являются природа и человек;

- человек - часть природы; единство материального и духовного;

- любая идея не может существовать сама по себе, а есть продукт сознания человека;

- природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), различные проявления материи.

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

- Бога как самостоятельной реальности нет, он - порожден сознанием человека;

- религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология;

- распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

- корни, религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

- мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

- Бог - идеальный образ человека, созданный самим человеком, это то, чем он хотел бы себя видеть;

- Бог в действительности не является творцом, он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек.

Проблема познания в творчестве Л. Фейербаха. Фейербах был оппонентом Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако они развиваются постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Главное в философии Фейербаха:

- Критика немецкого классического идеализма, прежде всего – Гегеля;

- обоснование материализма.

На измененных идеях Гегеля и Фейербаха основал свой диалектический материализм Карл Маркс.

 

Философия позитивизма и эволюционизма

Позитивизм. Огюст Конт (1789-1857)

Основателем позитивизма считается Огюст Конт – французский философ, ученик Сен-Симона. Появление позитивизма связано с нарастанием кризиса в философии с завершением XIX века. Конт развивал свои идеи на основе эмпиризма.

По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

  • философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
  • философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
  • основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
  • философия должна исследовать лишь факты, а не их причины;
  • философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
  • философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением. Она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

Также Конт представил закон двойственной эволюцииинтеллектуальной и технической.

В соответствии с интеллектуальной эволюцией он представил три стадии развития культуры:

1) религиозную,

2) метафизическую и

3) позитивную (стадию науки).

К стадии технического развития относятся:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

В целом между собой данные стадии также имеют соответствие: к примеру, традиционному обществу соответствует религиозная стадия развития культуры.

Конт известен как основоположник позитивизма, однако позитивизм как течение развивался и дополнялся вплоть до нашего времени множеством других философов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...