Объективная диалектика Гегеля базируется на следующей особенности: «Противоречия содержатся во всех предметах и во всех представлениях».
Познание любого предмета – состоит в познании его как конкретного единства противоположных определений. Людвиг Фейербах (1804 - 1872) философ-материалист, считается завершающим этапом немецкой классической философии, началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция просветители-материалисты), однако материалистические философские школы отличались непоследовательностью, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм). Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: - полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; - попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; - материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; - большой интерес к социально-политическим вопросам; - убеждение в познаваемости окружающего мира. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергал идею тождества бытия и мышления, не признавал наличия Абсолютной Идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира. Он логически доказывал невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как Абсолютная Идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля.
Теория антропологического материализма была выдвинута Фейербахом в противовес объективному идеализму Гегеля. Суть этой теории в том, что: - единственно существующими реальностями являются природа и человек; - человек - часть природы; единство материального и духовного; - любая идея не может существовать сама по себе, а есть продукт сознания человека; - природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима; - все, что нас окружает (предметы, явления), различные проявления материи. Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха: - Бога как самостоятельной реальности нет, он - порожден сознанием человека; - религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология; - распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; - корни, религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; - мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; - Бог - идеальный образ человека, созданный самим человеком, это то, чем он хотел бы себя видеть; - Бог в действительности не является творцом, он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек. Проблема познания в творчестве Л. Фейербаха. Фейербах был оппонентом Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако они развиваются постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».
Главное в философии Фейербаха: - Критика немецкого классического идеализма, прежде всего – Гегеля; - обоснование материализма. На измененных идеях Гегеля и Фейербаха основал свой диалектический материализм Карл Маркс.
Философия позитивизма и эволюционизма Позитивизм. Огюст Конт (1789-1857) Основателем позитивизма считается Огюст Конт – французский философ, ученик Сен-Симона. Появление позитивизма связано с нарастанием кризиса в философии с завершением XIX века. Конт развивал свои идеи на основе эмпиризма. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:
Также Конт представил закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В соответствии с интеллектуальной эволюцией он представил три стадии развития культуры: 1) религиозную, 2) метафизическую и 3) позитивную (стадию науки). К стадии технического развития относятся:
В целом между собой данные стадии также имеют соответствие: к примеру, традиционному обществу соответствует религиозная стадия развития культуры. Конт известен как основоположник позитивизма, однако позитивизм как течение развивался и дополнялся вплоть до нашего времени множеством других философов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|