Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существовала у Платона и иерархия идей, среди которых на первое место он ставил идею красоты и добра.

Познание Платон описывает с помощью «мифа пещеры»: закованный, повернутый спиной к выходу человек видит не реальную суть (идею), а лишь ее слабую копию, тень на стене пещеры (вещь). Таким образом, знание материальных предметов не есть знание истины (сущности), не есть постижение смыслового ядра, это лишь мнение. Только разум с помощью понятий может схватить и отразить суть явлений, дать действительные знания. Понятия – по сути, воспоминание душой тех идей, с которыми она встречалась в мире подлинного бытия до своего телесного воплощения. Платон, следовательно – рационалист (сторонник умопостигаемости мира).

Этико-политические взгляды Платона. Философ уделил особое внимание проблеме государства, что было нетипично для его предшественников. Он выделял 7 типов государства: идеальное (которое пока не существует и лишено недостатков уже имеющихся) и 6 уже имеющихся типов. Среди них:

- монархия (справедливая власть одного человека);

- тирания (несправедливая и беззаконную власть одного);

- аристократия (справедливая власть лучшего, знатнейшего меньшинства); 

- олигархия – несправедливая власть богатого меньшинства;

- демократия (власть большинства, часто преступающая меру, не имеющая представления о должном и справедливом);

- тимократия (власть честолюбцев, которая выливается в стремлении к обогащению; ведь выделиться и добиться уважения среди сограждан можно лишь имея средства).

Значение философии Платона:

- впервые оставил целое собрание фундаментальных произведений; - положил начало идеализму как философскому направлению;

- впервые стал исследовать не только природу и человека, но и общество, государство, законы;

- заложил основы понятийного мышления,

произвел попытку выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, делимое – неделимое и т.д.);

- создал философскую школу (Академию), просуществовавшую 1000 лет, в которой обучались его видные последователи – Аристотель, Филон и т.д.).

 

Аристотель

Великий учёный и философ Эллады Аристотель (384-322 до н.э.) родился в г. Стагире на границе с Македонией. Его отцом был Никомах, врач царя Филиппа. С 366 по 347 год Аристотель учится в Академии Платона, а в 335 году основывает свой не менее знаменитый Ликей, известный также как школа перипатетиков (прогуливающихся). По другой версии этот термин восходит к слову «перипатос» - крытая галерея, служившая в Ликее (Лицее) лекционным залом.

Философ написал 146 сочинений. До нас дошли такие его работы, как: «Категории», «Риторика» - логика; физико–математические сочинения «Физика», «Метафизика» - философия и др.

Аристотель считал, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, а есть только единичные и конкретные. Описывая бытие, Аристотель выделял 10 категорий (одна из которых говорит о том, что такое бытие, а остальные 9 дают его характеристики). Иначе говоря, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.

Человек может воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории – это высшее отражение действительности, без которых нельзя понять сущее. Оно умопостигаемо, это бытие в целом, совокупность всех сущностей, которые способны к отдельному существованию.

Материя – возможность, потенция вещи (пассивное начало), а форма – осуществление (энергия, «энтелехия») этой потенции, ее воплощение, она активна. Движение понимается как процесс перехода от возможности к действительности, в ходе который материя теряет свойство стать иной и принимает вид определенного бытия.

В своей «Метафзике» Аристотель говорит о том, что «Все люди от природы стремятся к знанию».

Согласно Аристотелю Познание - сложный процесс, который начинается с чувственного восприятия отдельных вещей и их свойств, затем мы переходим к опыту, (т.е. к воспоминаниям об одном и том же предмете и о множестве конкретных единичных вещей). Далее следует искусство (особая ступень познания) – это знание сущности множества вещей, того общего, что у них имеется, т.е. знание их причины, целей, форм, и наконец – наука, которая изучает первопричины всего сущего и говорит о всеобщем.

Науки, в отличие от искусства, существуют не ради выгоды или пользы, а ради себя самих, это знания ради знаний. Аристотель выделяет три рода наук: 1) теоретические (их цель знание вообще) – это метафизика, философия, физика, математика; 2) практические (знание ради деятельности), т.е. этика и политика; 3) творческие (знание ради творчества) – риторика, поэтика, а если шире - эстетика. Понятно, что наиболее важной с этой точки зрения являются теоретические науки, а на первом месте среди них философия, как знание о сути всего сущего.

Аристотель, так же как и Платон, уделяет особое внимание государству. Но, в отличие от своего учителя, разбирает более глубинно этот вопрос.

Согласно Аристотелю государство является регулирующим механизмом общества.

Типы государства по Аристотелю: монархия, тирания, аристократия, олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (власть способных носить оружие, своего рода смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону выделяет дурные формы государства (тирания, крайняя олигархия, охлократия) и хорошие (монархия, аристократия, полития). Идеал Аристотеля полития, государство «среднего класса».

Заслуга мыслителя заключается в создании логики и биологии, в систематизации философских категорий. Философская система Аристотеля были тем фундаментом, опираясь на который развивалась европейская философская мысль. Это – учение об идеале, утопические принципы совершенного государства, представление о любви как о высшей ценности. Аристотель заложил основы научного духа европейской философии.

Выводы. Итак, в Древней Греции выделялись несколько основных философских школ (направлений философской мысли). Это милетская школа, эфесская школа, школа атомистов, развивавшие материалистические учения. В русле идеализма развивались школа пифагорейцев (в основе учения они держали за основу бытия числа) и школа элеатов (элейская).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...