Представления о государстве и обществе Н. Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527) – известный политический философ работы, которого актуальны и поныне. В своих основных трудах: «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политической сферы. В «Государе» Он скептически относится к идее божественного предопределения, судьбы и верит в возможности человека. «Чтобы не была потеряна свободная воля, - рассуждает он в «Государе», - можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того, она предоставляет управлять нам». В «Государе» Макиавелли подразделяет формы правления на две группы: республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку. Демократией он называет правильную форму правления большинства, а для извращенной формы подбирает особое название – licenza (распущенность). Макиавелли связывает формы правления и их смену с соотношением социальных сил. Так же, одна из ключевых проблем для Макиавелли – соотношение политики и морали. Наиболее лаконичное выражение этого соотношения выражается формулой «цель оправдывает средства». Инструментами политики могут быть религия и мораль, но жить государство на основе только религиозных и моральных ценностей не может. Макиавелли считает, что государь может, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом старясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно. Он считал, что лучшее для государя, когда его любят и боятся одновременно. Но так как этого трудно достичь одновременно, то лучшим будет страх у подданных. Подобная политика получила название макиавеллизма.
Заслуги Макиавелли в развитии политической теории велики: он отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом; заложил основы политической науки, продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой; ввел понятия «государство», «республика» и др. Подводя итоги, можно отметить, что эпоха Возрождения оставила глубокий и яркий след в духовной жизни человеческого общества и создала естественные и необходимые предпосылки плодотворного развития философии и науки Нового времени. Вопросы: 1; 2; 3; 4; 6.
Европейская философия XVIII в.
XVIII век принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство. Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской революции 1789 г., которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений. Духовная и культурная жизнь Европы ХVIII века отмечена широким распространением и исключительной популярностью идеи всевластия человеческого разума, решающей роли знания и научного познания. Эта идея поддерживалась бурным развитием науки и образования, реформаторскими и революционными изменениями в обществе и политике (Великая французская революция, реформы в Англии и Германии). Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося «третьего сословия»: ученых, деятелей культуры и политики. Оно было направлено на критику всего, что было связано с феодальным устройством общества. Его сторонники во Франции, Англии и Германии боролись против религиозных предрассудков и суеверий, против власти церкви, выступали за свободу научного и философского мышления, свободу художественного творчества и выражения гражданских взглядов.
Философы данного периода истории выдвинули три ключевые идеи: 1. Рассмотрение человеческого разума как сущности человека, основы его могущества, счастья и нравственности. На этой основе философы Просвещения атакуют религиозный фанатизм, различные суеверия, феодальный абсолютизм, произвол политический и правовой. 2. Идея прогресса и соответствующий ей оптимистический настрой большинства философских систем. В культуре и философии побеждает уверенность в бесконечности развития: научного, общественного, нравственного. Идея прогресса предполагает, что каждая следующая ступень развития – сложнее, совершенней, лучше предыдущей. 3. Космополитизм. На основе доверия ко всему естественному («естественная религия», «естественные права человека») в эпоху Просвещения складывается представление о человеке как «гражданине мира», для которого солидарность со всем разумным человечеством важнее его национальной принадлежности, который служит истине, а не тому или иному государству. Наиболее яркое выражение философские идеи Просвещения получили во Франции в период 1715 (год смерти Людовика XIV) и 1789 (штурма Бастилии) годов.
Французские просветители К достижениям французского философии этого периода можно отнести критику религии, церкви и социального неравенства, а также развитие материалистической философии при подавляющем господстве идеалистических систем в новоевропейской философии в целом. Самыми выдающимися мыслителями XVIII века являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жан Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер (так называемые «энциклопедисты», возглавившие работу над созданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»). Наиболее последовательные материалистические учения создали Этьен Бонно де Кандильяк, Жюльен Офре дэ Ламетри, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778) – философ, публицист, писатель. Вольтер прославился, прежде всего, резкой и остроумной критикой религии и церкви. Согласно Вольтеру, источником религии является невежество, фанатизм и обман. Религия возникает тогда, считает Вольтер, когда встречаются мошенник и глупец. Философия для Вольтера – не столько теория, сколько орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества.
Выступая с идеей равенства, Вольтер понимает равенство людей лишь как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считает предпосылкой сохранения общественного равновесия. Жан Жак Руссо (1712–1778) отличие от Вольтера, имущественное неравенство, являющееся основой всякого другого неравенства, он считал несправедливым. Оно не соответствует «естественному состоянию человека», его природе, а является продуктом развития цивилизации, результатом возникающего при цивилизации разделения труда. Таким образом, Руссо выступает с критикой цивилизации, которая искажает природу человека, формирует «искусственные потребности». Поэтому, веря в прогресс, Руссо рассматривает будущее как абсолютизированное прошлое: будущее справедливое и разумное общество должно быть возвратом к «естественному состоянию человека». В этом состоянии все люди равны, нравственно не испорчены. Поль Анри Гольбах (1723–1789) в своей основной работе «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» сформулировал основные идеи механистического материализма. Согласно Гольбаху, все явления природы можно редуцировать (свести) к различным формам движения материальных частиц. Природа – совокупность различных движущих сил материи. В отличие от деистов, которые считали Бога первоисточником движения, Гольбах считал движение присущим самой материи. Не движущейся материи не существует. Жизнь и сознание – тоже продукт материи. Гольбах придерживался строгого детерминизма: весь мир пронизан сетью причинных связей, случайностей не существует. Он также пытается перенести законы природы на объяснение общественных явлений, однако в социальной философии он все же остается идеалистом. Вторая половина XVIII в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию; важнейшую роль в ее идеологической подготовке сыграли философы материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро, которые выступили против религии и идеализма.
Важным источником материалистических идей были для них механистический материализм физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции. Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лавуазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу философских обобщений французских материалистов XVIII века. Галилей и Ньютон создали теоретическую механику, законами которой стали объяснять все процессы, происходящие в мире[3]. Родоначальник французских материалистов - Жульен Офре де Ламетри (1709 - 1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые были, затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не только способность к движению, но и все общая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Ламерти лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим выразителем философских учений французского материализма был Поль Анри Дитрих Гольбах (1723 - 1789). Самое крупное его произведение - «Система природы», в написании которой приняли так же некоторое участие Д.Дидро, Ж. Нэжон. В основе этого трактата мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную несотворенную природу. Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Сущность природы в том, чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой (никаких первоисточников), ибо природа есть великое целое, вне которой ничто не может существовать. Учение о природе получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784). Особое внимание Дидро привлекала проблема материального истолкования ощущений. Как механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений? Согласно Дидро - способность, аналогичная ощущению присуща всей материи. Человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей материи способность ощущения.
Признание существования независимого от сознания внешнего мира, а также признание способности ощущений отражать свойства внешних вещей не означает, однако будто ощущения есть зеркальные копии предметов. Между большинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Средство избавления от недостатков Просветители видят в просвещении общества. Гельвеций считает целью воспитывать переделку первоначального самобытного склада личности. Гольбах видит в человеке существо, из которого воспитанием можно сделать все, что угодно. Доказывают независимость этики от религии и возможность существования высоконравственного общества атеистов. Движущая сила человеческих действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт, нравственного чувства не существует. Когда кажется, что люди стремятся к добру, в основе этого лежит правильно понятый личный интерес. Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в целом. Тот, кто приносит пользу честный, смелый, добродетельный. Добродетель есть желание общего блага. В XVIII в., таким образом, вновь возрождается та тенденция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характерна еще для античных софистов. Французские материалисты, исходили из того, что человек есть существо природное, а потому именно чувственные склонности рассматриваются как основное определение человеческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедонизм в этике материалистов просветителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|