Решение современных проблем школы затрудняет ряд фундаментальных проблем.
1. Отсутствие ясности онтологической структуры субъекта способствует феноменологической редукции педагогического мышления, неправомерному отождествлению идей субъектности и субъективности развития. 2. Отсутствие целостной теории эволюции запускает механизм эпистемологической редукции содержания образования, которая разделяет естественные и гуманитарные науки, сводит задачу гуманизации обучения к его гуманитаризации и т.д. 3. Отсутствие национальной идеи воспитания сопровождается аксиологической редукцией смыслообразующей на базе идей антропоцентризма. 4. Отсутствие завершенной концепции личности приводит к методологической редукции целеполагания, то есть одномерности целей, и методической редукции образовательного процесса во внешней направленности преобразовательной активности его участников. 5. Отсутствие интегративных критериев здоровья становится прямой причиной психологической редукции мониторинга образования, когда проектно-развивающие функции деятельности вытесняются функциями контрольно-технологическими. Материалистическая парадигма постижения к концу ХХ века исчерпала свой потенциал, обозначив конец “нормальной науки” и “нормального” образования как взаимосимметричных подсистем “познания” и “воплощения”. Космизация науки и философии поэтапно преодолевает противоречия бинарной системы постижения и восстанавливает фундаментальное единство человека и Мира. Первый этап – неклассического развития системы постижения – определяет принцип комплементарности, который, преодолевая логическое противоречие, в форме парадокса переходит в фундаментальный биологический закон единства организма и среды, психологический принцип единства сознания и деятельности и педагогическую идею поиска компромисса между противоположными интересами общества и личности. Примат естественнонаучного способа познания над психологическим утверждает личность структурной целостностью, рефлекс – её первичным элементом и ведущим, а именно причинным, отношением единства – функцию. Активизируя биосоциальные комплексы стереотипных действий, школа на данном этапе укрепляет инстинкт самосохранения.
Второй этап – постнеклассического постижения – знаменует преодоление каузального противоречия через синергетический принцип порядкообразования. Его педагогическая форма – принцип единства деятельности восстанавливает открытость образовательной системы, но теряет динамическую тенденцию её развития. Психология не может адекватно обеспечить целевую функцию образования, поскольку сама теряет предмет исследования в общенаучной редукционистской программе. Вставая над естественной наукой, она пробуждает инстинкт рождения, выходит в глубины субъективной реальности и утверждает единство душевной жизни, процессуальную целостность личности. Её первичным элементом становится переживание, ведущим отношением единства – причастность. Третий этап – ноосферного постижения – обеспечивает фундаментальный принцип высшего имплицитного порядка, который открывает мыслеобраз в качестве единой голографической модели объективной и субъективной реальности. Биоадекватная педагогическая работа с мыслеобразами на основе естественного генетического кода познания способствует преодолению его энергетического противоречия, бессознательной ориентации личности на информационный гомеостаз. Ноосферная психология находится в фундаментальной гомологии с естественной наукой и воссоздает диффузную целостность личности с психотипом в качестве первичного элемента. В развитии интуиции интегрируются все уровни психики и творчески реализуется высший потенциал – предназначение, утверждающее подлинность личности как субъекта собственной жизни.
Четвертый – космичный – этап развития системы постижения обеспечивает фундаментальный принцип генетического, энергоинформационного единства Мира, который открывает информативный уровень детерминации личностного развития и пробуждает инстинкт возрождения, или духовного самосохранения. Психология входит в абсолютное тождество с естественной наукой, образуя единую науку, главное открытие которой – доказательство континуальности и подвижности сознания человека как частицы Единого Мира. Фундаментальный Закон периодизации эволюции и Закон предшествования преодолевают информационное противоречие в вопросах человеческой эволюции и обосновывают идею онтогенеза души и духа, интегрированной целостности Единой Личности как действительного субъекта истории. Непрерывное развитие субъектности предполагает переход к опытным категориям воображения, ощущения, переживания, понимания единой реальности. Ноосферное образование, единственное в этом роде, располагает полной системой идей и средств развития субъектных качеств личности, поскольку сама эволюционная норма становится универсальным генетическим кодом активного процесса глобализации сознания и самосознания участников образования. Метод-REAL создаёт условия для психологической интеграции образования “снизу вверх”. На пятом контуре мозга синхронизируются биоритмы окружающей среды, мозга и тела субъектов, что способствует внутренней мотивации на здоровый образ жизни и мироосвоения. Обеспечивая высшие права личности на раскрытие потенциальных ресурсов, биоадекватный метод воспитывает уже не практические элементы воли, как в православии, и не произвольность, как в личностно-ориентированной педагогике, а действительно Свободную Волю, находящуюся в содружестве с Законами Мира, Природой. Качественное взаимодействие экологического, валеологического и культурологического компонентов представляет ноосферное образование как эмерджентное явление педагогической эволюции. Суть эволюционного перехода состоит в совершенствовании контроля деятельности до мониторинга самой проблемы, что рассматривается как психологический ключ к управлению качеством во всех его аспектах.
Нацеленное на стратегический прорыв в новое качество технологий мышления, ноосферное образование не только активно участвует в рождении нового типа человека, но руководит этим процессом на основе новейших Законов развития. Познание периодических систем Законов способствует осознанному использованию высших потенциальных возможностей всех контуров мозга, что позволяет углубить интегративную тенденцию образования уже на информационном уровне, “сверху вниз”. Традиционные знания неизбежно обогащаются эзотерическими истинами, база их взаимодействия за десять лет расширяется в двадцать раз и сегодня представляет 187 Всеобщих Законов. Системы Всеобщих, общих и специальных Законов развития, предлагая критерии отбора и разгрузки содержания образования, решают главную проблему традиции – центробежное развитие учебной информации и определение образовательного минимума. Они также дают возможность преодоления ключевых проблем рассмотренных ведущих образовательных тенденций. Законы эволюции и иерархии систем Мира определяют глубинные обязанности участников образования и должны, в свою очередь, определяться методологической основой экологизации образования. Законы системы “Человек” устанавливают причинно-следственные и ценностно-целевые связи феноменов, процессов и состояний здорового развивающегося человека, механизмы достижения высших потенциалов функциональных систем организма и психики, что является абсолютно необходимым для валеологизации образования. Законы Творца и эволюции общества обеспечивают синтез культурологической и православной тенденций образования в научном обосновании бесконечного целенаправленного духовного развития человечества и актуальной необходимости воспитания нового типа личности.
Синтезируя ведущие способы познания, ноосферное образование закладывает целеполагание в пространстве антропокосмических ценностей и переходит в статус надсистемы. Два инструмента – метод-REAL и периодические системы Законов дают возможность построения открытой воспитательной системы школы, города, области, страны. При этом одномоментно исполняются космопланетарный и социальный заказы. Модель субъект-субъектных отношений и взаимодействий участников ноосферного образования*) базовую роль отводит не деятельности как таковой, а энергоинформации, которая восстанавливает базовые отношения единства личности в космическом сознании и космической самоидентичности. Только в этом случае достигается высокое качество здоровья и образования: осмысленность существования, открытость опыту, способность психологической трансформации его негативных аспектов, духовный оптимизм, свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, способность к подлинному диалогу и психофизической саморегуляции, продуктивность социальных отношений, снижение психической и физической заболеваемости, повышение объективности и прочности знаний. Педагогическая практика с доминантным движущим геном нормируется космическим биогенетическим законом Мюллера-Геккеля-Астафьева и развивается в рамках принципиально новой – ноосферной модели образования (Н.В.Маслова), которую характеризуют: − новейший научный тип рациональности,соответствующий Всеобщим Законам Мира, общества и постижения; − целостная философия образования с системообразующей идеей генетического энергоинформационного единства Мира; − целостная система законов психики человека; − аксиология антропокосмизма, определяющая мировоззренческую силу, идеологическую вместимость и преобразовательно-прогностические функции образования; − онтологический тип субъект-субъектных отношений, восстанавливающий баланс обязанностей и прав участников непрерывного образования; − интегративная психология образования, содействующая духовной самореализации и глубинной коммуникации субъектов; − синтез способов познания, стилей и форм педагогической деятельности, определяющий наукоёмкость ноосферного образования; − медико-психологически обоснованная биоадекватная педагогическая технология с внутренней мотивацией познавательной активности субъектов и высокой практической эффективностью; − единство педагогических требований, условий и гарантий эволюционного развития человека, общества и природы. Выводы 1. Развитие эволюционирующих систем природы и общества обнаруживает методологическую несостоятельность бытующих концепций образования и требует постановки новых целей, задач развития личности, разработки новых педагогических систем.
2. В переходный период преимущество получает ноосферный проект образования, разработанный в логике Базовой Генетической программы непрерывной космической эволюции – устойчивого развития всех систем Мира. 3. Ноосферное образование − педагогическая система, открывающая путь к Высшему потенциалу надсистемы познания/постижения. 4. Онтологическое единство основополагающих принципов образования – природосообразности и гуманности – определяет системную полноту и содержательную целостность ноосферного подхода к обучению, воспитанию и развитию детей и взрослых. 5. Исследование показывает целесообразность широкого внедрения в практику философских, естественнонаучных, психолого-педагогических, методологических и методических достижений ноосферного этапа развития человечества, а также создания единого ноосферного образовательного пространства в России и других странах.
Приложение № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|