Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга и книжность в истории Древней Руси

Тамбовская епархия Русской Православной Церкви

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства

__________________________________________________________

Методические рекомендации

По проведению уроков и внеклассных мероприятий,

Посвященных Дню православной книги

                                                                            

Тамбов

2013

 

Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги./ Авторы - составители: протоиерей Игорь Груданов, методист Лубянкина Р.Х., референт Галина Е.Н./ Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви (Тамбовская епархия), 2013 г.

 

 

Пособие «Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги» подготовлено Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви в помощь для заместителей директоров по духовно-нравственному просвещению и воспитанию, методистов по научной работе и педагогов предмета «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ.

 

 

Пособие содержит материалы посвященных Дню православной книги, используемые в деятельности православных гимназий Московской области и педагогов Тамбовской области.


СОДЕРЖАНИЕ

Краткая аннотация……………………………………………………….3

Введение …………………………………………………………………4

Методическая разработка урока по теме «Книга и книжность

в истории Древней Руси»………………………………………………..5

Дополнительные материалы к проведению урока (внеурочных

мероприятий)…………………………………………………………….15

Классный час, посвященный Дню православной книги (5-6 класс)….42

Классный час, посвященный Дню православной книги (7-8 класс)….47

Классный час, посвященный Дню православной книги (4 класс)……55

Урок словесности, посвященный Дню православной книги (10 кл.)…59

Художественный салон – День православной книги (7,8, 9 классы)….64

Классный час, посвященный Дню православной книги (7 класс)….….72

Классный час, посвященный Дню православной книги (9-11 класс)….77

Приложения………………………………………………………………..88

1. Темы проектов и рефератов по истории книги и книжного

дела в России……………………………………………………………….89

2. Мудрые мысли о книгах и чтении……………………………………..90

3. Пословицы и поговорки о книгах и чтении…………………………...91

4. Тезаурус……………………………………………………….................91

5. Именной указатель………………………………………………………101

6. Интернет-ресурсы………………………………………………………107

 

 


Краткая аннотация

    Методические указания и подробную информацию о проведении Дня православной книги в 2013 г. можно получить на официальном сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви в разделе «День православной книги» (http://izdatsovet.ru/actions/obd/met.php). Здесь представлены методические материалы: Учебные презентации «Первая печатная книга на Руси»; «Библейские мотивы в русской литературе и их влияние на формирование духовного мира учащихся», а также материалы для учителя «День православной книги в школе».

    Общая информация об истории Дня Православной книги, полезные статьи, наглядный материал, презентации.

    В России уже стало традицией 14 марта (по новому стилю) отмечать День православной книги. С инициативой проведения подобного праздника выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Дата праздника — 1 марта (14 марта по новому стилю) — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи.

    Мероприятия, посвященные дню православной книги, должны быть направлены на то, чтобы напомнить об истории возникновения отечественного книгопечатания, поддержать интерес к печатному слову – слову, которое заставляет думать и воспитывает душу, разъяснить, что вкладывается в понятие «православная книга».

 


 

Введение

 

Книжная мудрость подобна солнечной светлости, но солнце тучи темные закрыть могут, а свет книжный никому не затмить.

Из древнерусского поучения

 

Это всегда как чудо …

Ты берешь с полки хранилища древнюю книгу или столбец – толстый рулон бумаги, плотно списанной скорописными почерками, где документы, подклеенные подьячими, протянулись на десятки, а то и сотни метров.

Откроем старинную книгу. Осторожно отстегнем фигурные застежки, приподнимем тяжелую крышку кожаного, украшенного тиснением переплета. Вглядимся в страницы, покрытые таким, непривычным на первый взгляд, шрифтом. Но не торопитесь перелистывать, задержитесь! И прежде непонятные буквы вдруг предстают перед вами как старые знакомые. Они сольются в слова, слова – в предложения, и вы начнете читать.

Вчитываясь в пожелтевшие страницы, мы получаем драгоценную возможность увидеть жизнь наших предков. Мы узнаем, что их интересовало и беспокоило, радовало и огорчало много-много лет назад.

25 декабря 2009 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года.

 

***

При подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий по истории православной книги необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Москва является центром книгопечатания на Руси. «Апостол» – первая печатная книга. 1 марта 1564 года – памятная дата в истории русской культуры.   

Среди духовных и политических предпосылок появления книгопечатания стоит отметить многочисленность рукописных богослужебных сборников, возросшую потребность в просвещении и т.п.         

Путь книги массовому читателю был долог. От создания азбуки до появления первой печатной книги владение рукописными книгами было уделом избранных: богатых людей, монастырей и церквей.

Книги светского характера появляются лишь в XVII веке, а век XVIII – век русского Просвещения был отмечен, с одной стороны, созданием библиотек, первыми попытками изучения литературного наследия Руси и слабыми мощностями типографий и ограниченным кругом потребителей печатной продукции, с другой. И только в XIX веке с развитием более совершенных технологий книгопечатания книга становится доступной широкому кругу читателей.                                                         

 

 

Книга и книжность в истории Древней Руси

(методическая разработка урока) [1]

 

По материалам учебно-методического сборника

Православной Гимназии

во имя Преподобного Сергия Радонежского

Цель урока: формирование представления о роли и месте древнерусской книги в истории и культуре Древней Руси.

Задачи урока:

ü показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;

ü сформировать у учащихся представление об основных вехах истории древнерусской книжности;

ü познакомить учащихся с памятниками древнерусской литературы.

Форма урока: лекция с элементами беседы или урок-конференция.

Учебные пособия и наглядный материал:  презентация с изображениями текстов древнерусских книг, портретов исторических деятелей Древней Руси, изображениями свитков, столбцов, берестяных грамот и т.п.

В случае отсутствия компьютерной техники, предлагается использовать раздаточные материалы.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – «Книга и книжность в истории Древней Руси». Мы будем говорить о том, как и когда появились книги на Руси, познакомимся с шедеврами древнерусской книжности, с технологией изготовления рукописных книг.

Начать же этот урок хотелось со слов нашей самой древней летописи. В первом древнерусском летописном своде – в «Повести временных лет» - под 1037 г. в похвале Ярославу Мудрому можно прочитать такие слова:

«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведьреки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; ониузда воздержания» (текст лучше заранее написать на доске или включить в презентацию).

Учитель (прочитав цитату вслух): Давайте задумаемся над этими словами. Почему летописец называет книги «реками, напояющими вселенную», «уздой воздержания»? К любым ли книгам можно отнести эти слова? Применимо ли это высказывание к современной литературе? С чем бы вы могли сравнить книги?

Беседа между учителем и учениками на основе этих или подобных вопросов.

 

2. Истоки славянской письменности.

Учитель: Первые книги на славянском языке появились во второй половине IX в., благодаря деятельности святых братьев Константина (так звали Кирилла до принятия им монашества) и Мефодия. В 863 г. византийский император Михаил отправил их к славянам в Великую Моравию в ответ на просьбу великоморавского князя Ростислава прислать проповедников, которые бы учили о Христе на славянском языке.

Для того, чтобы успешно выполнить эту миссию, Константин создал славянскую азбуку. Первыми на славянский язык были переведены Евангелие, Апостол, Псалтирь, тексты церковных служб. На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии, в которую перебрались из Великой Моравии ученики святых Кирилла и Мефодия (славяне Климент, Наум, Горазд, Ангеляр и др.). При царе Симеоне Болгария стала центром православного славянского просвещения. Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине Х в. на Руси пользовались созданным Святым Кириллом алфавитом. Но настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 г. – год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию православной славянской книжности. К тому времени в Болгарии сложился богатый фонд книг на славянском языке, и Русь могла черпать из этой сокровищницы. Во многом именно этим объясняется быстрое распространение православного просвещения на Руси. Так молодая русская христианская культура привилась к древу кирилло-мефодиевской традиции.

3. Книжные богатства Руси. Проблемы сохранения и изучения древнерусской книжности.

Учитель: На Руси очень любили книгу. Можно ли узнать, сколько всего книг было в Древней Руси? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

Учитель:

Для того чтобы ответить на этот вопрос, ученые делают следующие расчеты. Центрами просвещения, и книжности в Древней Руси были храмы и монастыри. Они были и главными древнерусскими книгохранилищами. Храм не может существовать без книг – по ним совершается церковная служба. Для того, чтобы совершать богослужение, необходимо иметь в наличии по крайней мере восемь богослужебных книг. Вообще же их число достигает 26-ти. Исследователи считают, что в Древней Руси до XIII в. было построено около 10 тысяч храмов. Таким образом, только богослужебных книг на Руси X-XIII вв., вероятно, было около 90 тысяч. Но в библиотеках монастырей и больших храмов (соборов) имелись и книги, предназначенные не для церковного богослужения, а для домашнего (келейного) чтения – «четьи». Это были, как правило, жития o святых или духовно-нравственные произведения христианских подвижников (например, знаменитая «Лествица» Святого Иоанна Синайского – любимая книга многих поколений православных христиан на Руси, оказавшая большое влияние на творчество Н. В. Гоголя). Кроме того была литература «светского» содержания – летописи, хронографы, палеи, княжеские родословцы, юридические сочинения и т. п. С учетом этого можно считать, что книжные богатства Древней Руси составляли 130-140 тысяч томов. Из них до нас дошла только малая часть – менее 1%: в современных книгохранилищах и архивах хранится всего 190 древнерусских рукописей X-XIII вв. Как вы думаете, почему так мало.

Материал для учителя.

Такая «степень сохранности» объясняется теми историческими бурями, которые переживала Россия и памятники ее культуры. Множество книг погибло в пожарах, множество было уничтожено во время войн. Только за период с XIII по первую половину XV вв. Русь, по подсчетам историка В. В. Мавродина, провела больше 160 войн с внешними врагами. Для сохранности книжных богатств особенно катастрофичными были княжеские междоусобицы, нашествия монголо-татар (XIII-XV вв.), набеги крымских и казанских ханов (XVI в.), события Смутного времени (нач. XVII в.), Отечественной войны 1812 г. (когда во время московского пожара сгорели многие древние рукописи, в том числе подлинник «Слова о полку Игореве»). Древнерусские книги погибали не только от пожаров и войн. Гибли они и от человеческого невежества и равнодушия. Разительные примеры этому мы можем найти даже в нашей недавней истории.

Учитель:

Уже в XVIII в. была начата работа по выявлению, собиранию и публикации памятников древнерусской письменности. В издававшейся Н.И. Новиковым многотомной «Древней Российской вивлиофике» были опубликованы сотни древних документов. В начале XIX в. молодая российская археографическая наука переживала пору своего становления и одновременно расцвета.

 Тогда появилась целая плеяда энтузиастов археографов – «колумбов российских древностей»: известный государственный деятель и собиратель Н. П. Румянцев (рукописная коллекция Н. П. Румянцева составила основу Отдела рукописей современной Российской Государственной библиотеки, ранее называемой Библиотекой Румянцевского музея, а также известной под названием Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина), митрополит Евгений (Болховитинов), К. Ф. Калайдович, А. Х. Востоков, П. М. Строев и другие ученые. П. М. Строев разработал грандиозный план археографического обследования России. В 1828-1832 гг. он предпринял археографическую экспедицию по нескольким губерниям, обследовал сотни архивов и библиотек и собрал тысячи интереснейших документов. Для их обработки и издания в 1834 г. была организована археографическая комиссия, которая существует и в настоящее время. Она занимается собиранием и изучением архивных документов.

Одна из ярчайших страниц в истории российской археографии связана с Сибирью. С 1965 г. новосибирские историки и филологи предпринимают археографические экспедиции по сибирским регионам. Благодаря этому в Новосибирске сложился третий по значимости (после Москвы и Петербурга) археографический центр в стране. Его работой руководит академик Николай Николаевич Покровский – выдающийся российский историк, источниковед, архивист, который с 1965 г. работает в Новосибирском Академгородке. Археографические экспедиции позволили выявить и ввести в научный оборот тысячи старопечатных и рукописных книг и сделали реальностью то, что Д. С. Лихачев назвал «археографическим открытием Сибири». Эти экспедиции увлекательно описаны самим Николаем Николаевичем в его книге «Путешествие за редкими книгами» (М.: «Книга», 1988). Одной из самых больших удач экспедиций стал найденный Н. Н. Покровским в 1968 г. рукописный сборник конца XVI в., содержащий в себе древнейший из известных списков «Судного дела» преподобного Максима Грека (XVI в.). «Это было открытие мирового класса, отделенное четырьмя веками от самого процесса и несколькими тысячами километров от Москвы, где суд происходил...», – отмечал историк Н. Я. Эйдельман.

В Новосибирске сложилась уникальная археографическая научная школа, о которой Д. С. Лихачев писал: «Новосибирская школа археографов – это явление удивительное в наших гуманитарных науках. Здесь объединены филологи и историки, искусствоведы и музыковеды».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...