II. Слово о Феофане Греке (около 1340 – после 1405 гг.).
В ряду немногих известных русских иконописцев стоит имя пришельца, грека (гречина) Феофана. Как и зачем он пришел на Русь из далекой Византии? Нам неизвестно. Известно только то, что приехал на Русь он уже известным мастером, приглашен был в Великий Новгород, много лет здесь жил и трудился, потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах XIV века. Расписал более 40 церквей. В 1378 году Феофан Грек был приглашен жителями Новгорода для росписи только что построенного храма Спаса Преображения на Ильине улице... [2] Предлагаю вам рассмотреть фреску этого храма «Христос Пантократор», взирающую из-под купола новгородского храма. Рисунок 2 Какие чувства у вас вызывает этот образ? Какие изобразительные средства использует Феофан Грек? (Колорит, линии, мазки, характер, настроение.) Рассмотрите фреску этого же храма «Троица». Чувствуете ли вы, что образ как будто движется на вас? Что вы можете сказать об образе Сарры? Статична ли она? Как мастеру-иконнику удалось изобразить движение? (Развевающийся гиматий правого Ангела и ленточки трех Ангелов. Сарра как будто только что припала к ногам Ангела в порыве чувств.) Вывод. Итак, что вы можете сказать об особенности письма Феофана Грека? (Тёмные красно-коричневые тона, контрастный белый, линии резкие, стремительные, порывистые – пробела или движки; образы даны в движении; строгие, взирающие с высоты на мир.) Образы Феофана словно возникают в отблесках пожара или подобно молнии. Они тревожат, порождают трепет перед грозным и великим Троическим Божеством, карающем за неисполение заповедей, за грехи, призывают к покаянию и исправлению жизни. В образе Троицы белые мазки придавали изображению динамику, движение, Спасу – неподвижность, суровость. В той и другой росписях они – светотени и в то же время – сияние таинственного света, который пронизывал образы и преображал плоть человеческую. [2]
Понятие об исихазме. Рисунок 3 Феофан был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм. Слово «исихазм» (от греч. «исихия» – «покой, безмолвие») имеет много значений. Обычно подразумевает мировоззрение, связанное с представлением об «обожении» подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца. «Обожение» достигается не просто личными усилиями или божественным даром, а согласным движением человеческой воли и воли Божией. Исихастами обычно называют монахов-подвижников, которые применяют особые приёмы «умного делания» – молитвы как внутренней духовной работы. Она совершается безмолвно, бессловесно, «умом» – в глубинах человеческой души. Эта практика получила особую известность в 13-14 веках благодаря инокам Святого Афона. Наиболее полное богословское обоснование исихазму дал святитель Григорий Палама (1296-1359), Митрополит Фессалоникийский. [5] У византийского святого Григория Паламы было очень много последователей, да немногие находили силы пройти путь «умного делания» до конца. Но стремление, желание увидеть абсолютно прекрасное – свет Преображения – было... Было оно и у художника Феофана... Да пылкая, страстная натура не позволяла ему встать на путь уединения и безмолвия... Известный книжник Епифаний Премудрый и расскажет о нём как о человеке общительном, порывистом и стремительном: «Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими...» Его путь, возможно, шёл через противоборство с собой, с миром, с известными канонами, а другой путь – безмолвия и тишины – хоть и был желанен, но невозможен.
Может быть, потому он изображает Бога как непостигаемую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий. Может быть, потому, глядя на феофановских святых и столпников, ты понимаешь, как сам далёк от совершенства. Его святые – словно ступени на Фавор... [2] Рассмотрите внимательно три изображения святых: Даниил Столпник, Алимпий Столпник и Макарий Египетский (фрески Троицкого придела храма Спаса на Ильине). Что общего? Чем отличаются? Как вы можете объяснить увеличение количества белых мазков от первого к третьему? (Даниил: белые штрихи едва тронули его главу, руки, одежду; открыты глаза и руки, он ещё в начале пути «умного делания». Алимпий: руки сложены на груди, он погружён в сердечную молитву; лик почти исчез под копной белых волос и в струящейся белой бороде. Макарий Египетский подобен горящей свече: охвачен белым пламенем – столп света. Он явлен в момент Богобщения.) Как вы думаете, что чувствовали новгородцы, предстоя перед образами, явленными на фресках? (Страшно, словно пламенем жёг пурпурно-коричневый цвет Феофановских росписей с искрами белых мазков.) Может потому, что мир земной и небесный жили для них не в гармонии, а в противоборстве, а образы святых аскетов остаются недосягаемым идеалом для многих. [2] III. Рефлексия 1. Итак, подведем первый итог. Назовите манеры иконотворчества Феофана Грека. IV. Творческая работа. Рисунок 4 Перед вами два изображения икон «Преображение Господне». Какая из них – работы Феофана Грека? Докажите. (Левая. Мандорла – яркая, ослепительная, с острыми пронзающими лучами, повергающими учеников (Иоанна, Петра и Иакова) в страх. Даже пророки в трепете. Резкий конус горы (линии резкие, порывистые); четко отделен мир горний от мира дольнего, словно противоборствует с миром земным, который пребывает в страхе перед явившимся Богом. Колорит – феофановский: красновато-коричневый, сдержанный.) Правый образ – другой... Попробуйте описать то, что вы видите. (Свет – от всей иконы. Мандорла – зеленая («зело», очень сильный). Этот цвет указывает здесь на сильное нравственное действие, утверждает духовную силу. Свет Преображения легко и тихо пронизывает всё пространство. Уступы гор пологие, мягкие, как ступени в небеса. Пророки ведут с Господом тихую беседу. Апостолы скорее удивлены, чем испуганы. Их состояние можно передать словами из Евангелия: «Хорошо нам здесь быть». (Мф. 17:4))
Какие у вас ощущения от созерцания этого образа? (Нет феофановского напряжения, страха. Наоборот – умиротворение, утешение, радость, надежда.) Перед вами работа преподобного Андрея Рублёва. V. Слово о прп. Андрее Рублёве (около 1360 – 1427). О жизни Рублёва ничего не известно. В летописях его называют чернецом за темное монашеское одеяние. Имя, которое он получил при крещении, неизвестно, имя Андрей ему дали при монашеском постриге. Впервые Андрей Рублёв упоминается в летописи 1405 года, когда он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера-иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. Руководил работой Феофан Грек. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Но Рублёв не подражал страстной кисти византийца. Русский иконописец видел мир ясно, спокойно и кротко. Прозрачные, «дымом писаные» краски его икон – голубую, белую, зеленую, багряную, золотистую – стали называть рублёвскими. Троицкая летопись: «1408 год. Того же лета, мая 25 начаша подписывати церковь каменую великую соборную Святая Богородица, иже во Владимире,повеленьем князя великого, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублёв.» В XX веке экспедицией Игоря Грабаря был найден звенигородский чин, названный так по месту его обретения. Он состоял из трех икон деисусного чина иконостаса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|