X. Творческая лаборатория. Рефлексия 3.
Рисунок 10 Перед вами три изображения Пресвятой Богородицы из деисусного чина. Определите, какой из образов принадлежит: Я группа – Феофану Греку. Я группа – прп. Андрею Рублёву. 3-я группа – Дионисию. Докажите вашу точку зрения, используя карточки. Проверка правильности выполнения. Рисунок 11
Литература: Аристова В.В. Икона. История искусства для детей. - М.: Росмен, 2001. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Покров, 2004. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Выпуск 1. От древнейших времен до XVI века. - М.: Искусство, 1986. История русского и советского искусства: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1989. Энциклопедия для детей. Том 6. Часть 2. Религии мира. - М.: Аванта +, 1997.
Классный час «День православной книги» Тема урока: «Колокола» (7 класс)
Елена Михайловна Часовских, учитель истории и обществознания МБОУ Саюкинская СОШ Рассказовского района Тамбовской области
Цели и задачи: знакомство с феноменом русской культуры, воспитание чувства родины и уважения к наследию прошлого. Задачи: Обучающие: · проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями; · формировать гражданско–патриотическое сознание, развивать творческий потенциал обучающихся; · обобщить материал как систему знаний. Развивающие: · развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.; · формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.
ОБОРУДОВАНИЕ: · русская народная песня «Вечерний звон»; · аудиозапись различных видов колокольного звона; · толковый словарь В. Даля; · раздаточный материал. «…Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола, От моря и до моря С новой силой Звонят, звонят её колокола» И. Чернухин Ход урока Организационный момент. Сообщение темы урока. Сегодня вы узнаете, что такое колокола, виды колокольного звона России, определим, какое значение имеет в православном действии. Тема урока «Колокола». Ребята, прослушайте звон колокола. (Музыкальное вступление звон колоколов) На фоне музыки учитель говорит: «Вслушайтесь в колокольный звон. Вы слышите? Это не голос звучащего металла, это души русских мастеров и говорят они с нами из глубины веков. В каждый колокол вложена частица души колокольных дел мастера. Работал он не за царские награды, а по зову сердца, своим трудом прославлял Отечество» (из книги А.Ф.Бондаренко «Московские колокола XVII в.). Учитель. Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас звон колокола? (мысли о храме, церкви, России) Учитель. Верно, давным-давно, колокольные звоны стали олицетворением России. Наша страна в прошлом – это бескрайние просторы, наполненные колокольными переливами. Мы знаем, что на Руси было множество церквей, каждая имела свой неповторимый облик и колокол. Колокольня доминирует над постройками, вокруг нее группируются все здания, принадлежащие церкви. (Работа в группах) Сейчас я предлагаю вам стать исследователями. Попробуйте в предложенном материале найти ответы на следующие вопросы: Вопрос №1. Какова история возникновения колокольного звона? (1гр.) Вопрос №2. Почему звонит колокол? (2 гр.) Вопрос №3. Какие бывают колокольные звоны? (3 гр.) Материал для первой группы Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол. (Понятие колокола из словаря В. Даля). Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на богослужение особые люди, которые назывались народособирателями. Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали св. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во время Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. Русские мастера с успехом освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. Русь восприняла колокола, они стали неотъемлемой часть любого православного храма. Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть свой «характер». Особое место среди всех в мире колоколов занимает “Царь колокол”. Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|