Церковнославянская лексика в романе.
На страницы романа Шмелева привел живой великорусский язык. Как отмечают исследователи творчества писателя, его слово силою любви и тоски выплеснулось и заиграло с необычайной яркостью, музыкальностью и красочностью. И мы, читая произведение, не только думаем: мы видим, дышим, слушаем, касаемся руками того мира, который он нам предлагает. В текст романа органично вплетается церковнославянская лексика. - Почему Шмелев обращается к церковнославянской лексике? С одной стороны, она – исторический фон, с другой, помогает раскрыть богатый духовный мир ребенка, а самые простые, привычные слова приобретают иной, возвышенный, сакральный смысл. - Что собой представляет церковнославянский язык? Церковнославянский язык: язык богослужения Русской православной Церкви; пользуются многие славянские народы (восточные славяне, сербы, болгары); величайшая святыня; сокровище русской национальной культуры; благодатный источник русского литературного языка, русской литературы. Работа с отрывками из произведения. Читается отрывок про Рождество. Звучит песня «Ночь тиха над Палестиной». - Назовите встретившуюся в тексте церковнославянскую лексику. -Расскажите о встретившихся в тексте словах «Рождество», «Рождественская звезда». Рождество употребляется в основном в названии трех православных праздников: «Рождество Господа Иисуса Христа», «Рождество Пресвятой Богородицы» - 21 сентября, «Рождество Иоанна Предтеча» - 7 июля. Рождественская звезда – звезда, которая засияла на небе, когда родился Иисус Христос. Первыми ее увидели пастухи, которые в поле пасли овец, волхвы-мудрецы тоже увидели ее.
- В тексте писатель использует тропарь. - Что такое тропарь? (Церковное песнопение). Звучит тропарь о Рождестве. - Какую роль играет тропарь в раскрытии авторской идеи? - Прочитайте отрывок с описанием Ангела. «На уголочке лавчонка без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком – знакомый Ангел с золотым цветочком мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну… карточка… осыпан блеском, снежком как будто. Бедный мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет». - О каком Ангеле идет речь? - О Рождественском Ангеле. В то мгновенье, когда родился Иисус Христос, пастухи увидели множество ангелов, которые пели хвалебную песню Богу. Один из Ангелов сказал, что родился Иисус Христос «Идите и найдите его в пещере» и они пошли его искать. - Какую роль играет автор в раскрытии авторской идеи? Чтение отрывка. «Идешь из церкви все другое. Все – другое. Свет- святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она… голубоватая, Святая. Бывало думал: «Если к ней идти – придешь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!» Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волхвы же со звездою путешествуют!»… - Почему все становится иным? - И.С. Шмелев описывает состояние человека после посещения церкви. - Какую роль играет слово церковь в раскрытии авторской идеи? В день Рождества законы пространства и времени, и совершается чудо, потому что Бог приходит в мир. В романе Шмелева «Лето Господне» все пространство и все время нераздельно воспринимается как чудо русской православной жизни, которая спокойно и незаметно текла в дореволюционной России.
Чтение отрывка из произведения. «И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят. А все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка… За ней чуть брезжит алый огонек лампадки,- звездочки, в лесу как будто … А завтра!.. А вот и завтра. Такой мороз, что все дымится. Топотом шумят в передней. Мальчишки славить… Волхвов приючайте, Святое стречайте, Пришло Рождество, Начинаем торжество! С нами звезда идёт, Молитву поёт… Рождество Твое Христе Боже наш… Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники…Вот уже и проходит день. Вот и елка горит – догорает. В черные окна блестит мороз. В детской горит лампадка. Красные языки прыгают из печки на замерших окнах. За ними – звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года». - Назовите церковнославянскую лексику, которую употребляет писатель. - Какую роль в раскрытии авторской идеи играет слово лампадка? Заключение. Сегодня на уроке вы познакомились с церковнославянской лексикой в романе И.С. Шмелева «Лето Господне». - Какова роль церковнославянской лексики в романе? - Какую нагрузку она несет? Три функции церковнославянской лексики в романе: исторический фон; один из способов становления внутреннего мира героя; источник русского литературного языка. Церковнославянская лексика передает целостность восприятия и мысли, и благодати Божьей. Это помогает выжить в трудные минуты жизни. А самое главное. Автор «Лето Господне» сумел показать нам, как формируется человеческая душа, соприкасаясь со святынями, с духовными традициями, идущими из старины. «Ивану Сергеевичу Шмелеву ведомы, как волшебнику, все разнообразия русского языка Он – истинно русский человек, и каждый раз, как с ним поговоришь, расстаешься обогащенный – и вновь найдя самого себя, лучшее, что есть в душе», - писал К.Д. Бальмонт. - какие чувства вызывала у вас встреча с романом И.С. Шмелева «Лето Господне»?
Позвольте сделать вывод о том, что роман не оставил вас равнодушным. Чувствуется какая-то грусть, тоска, потому что в нашей жизни нет того, что показал нам Шмелев. Но это не значит, что вы чужды понимания. Хочется верить, что вздрогнет ваша душа и появится большее желание понять то, что волновало автора «Лета Господне», что волновало наших соотечественников, понять чувства, которые полнее других выразил А.С. Пушкин.
Два чувства дивно близки нам- В них обретает сердце пищу- Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Художественный салон Ко Дню православной книги "Русские иконописцы Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев и Дионисий. Особенности иконотворчества" Дмитрий Юрьевич Тафинцев, учитель истории и обществознания, филиал МБОУ Цнинской СОШ №2 с. Кузьмио-Гать Тамбовского района Тамбовской области Цель: познакомиться с творчеством русских иконописцев, выяснить особенности их иконотворчества. Задачи: 1. Образовательные: расширить кругозор учащихся; научить отличать творческую манеру иконописцев; учить ставить и формулировать учебную проблему и решать её; учить производить эстетический анализ. 2. Развивающие: развивать творческие способности учащихся; развивать аналитические, мыслительные способности и коммуникативные умения. 3. Воспитательные: воспитывать речевую культуру учащихся; способствовать самоопределению учащихся на предмет нравственных и эстетических ценностей; воспитывать бережное отношение к религиозным ценностям русской культуры. Сопровождение: мультимедийная презентация «Русские иконописцы». Ход занятия I. Вхождение в проблему. На занятии будет представлено творчество трех русских иконописцев – Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и Дионисия. Но мы коснемся и многих вопросов духовного и эстетического характера. А какую проблему мы с вами будем решать в ходе нашего занятия?
Рассмотрите иконы, фрески. Рисунок 1 Творчество скольких иконописцев здесь представлено? (Важно, чтобы ученики увидели различие в творческих мерах представленных произведений и сформулировали проблему.) Проблема. Что отличает творческую манеру каждого иконописца? Определяем путь решения проблемы: Сбор информации. Анализ произведения. Творческое осмысление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|