Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церковнославянская лексика в романе.

    На страницы романа Шмелева привел живой великорусский язык. Как отмечают исследователи творчества писателя, его слово силою любви и тоски выплеснулось и заиграло с необычайной яркостью, музыкальностью и красочностью.

    И мы, читая произведение, не только думаем: мы видим, дышим, слушаем, касаемся руками того мира, который он нам предлагает.

    В текст романа органично вплетается церковнославянская лексика.

    - Почему Шмелев обращается к церковнославянской лексике? С одной стороны, она – исторический фон, с другой, помогает раскрыть богатый духовный мир ребенка, а самые простые, привычные слова приобретают иной, возвышенный, сакральный смысл.

    - Что собой представляет церковнославянский язык?

    Церковнославянский язык: язык богослужения Русской православной Церкви; пользуются многие славянские народы (восточные славяне, сербы, болгары); величайшая святыня; сокровище русской национальной культуры; благодатный источник русского литературного языка, русской литературы.

Работа с отрывками из произведения.

Читается отрывок про Рождество. Звучит песня «Ночь тиха над Палестиной».

    - Назовите встретившуюся в тексте церковнославянскую лексику.

    -Расскажите о встретившихся в тексте словах «Рождество», «Рождественская звезда».

    Рождество употребляется в основном в названии трех православных праздников: «Рождество Господа Иисуса Христа», «Рождество Пресвятой Богородицы» - 21 сентября, «Рождество Иоанна Предтеча» - 7 июля.

    Рождественская звезда – звезда, которая засияла на небе, когда родился Иисус Христос. Первыми ее увидели пастухи, которые в поле пасли овец, волхвы-мудрецы тоже увидели ее.

    - В тексте писатель использует тропарь.

    - Что такое тропарь? (Церковное песнопение).

Звучит тропарь о Рождестве.

    - Какую роль играет тропарь в раскрытии авторской идеи?

    - Прочитайте отрывок с описанием Ангела.

    «На уголочке лавчонка без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком – знакомый Ангел с золотым цветочком мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну… карточка… осыпан блеском, снежком как будто. Бедный мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет».

    - О каком Ангеле идет речь?

    - О Рождественском Ангеле. В то мгновенье, когда родился Иисус Христос, пастухи увидели множество ангелов, которые пели хвалебную песню Богу. Один из Ангелов сказал, что родился Иисус Христос «Идите и найдите его в пещере» и они пошли его искать.

    - Какую роль играет автор в раскрытии авторской идеи?

Чтение отрывка.

    «Идешь из церкви все другое. Все – другое. Свет- святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот она… голубоватая, Святая. Бывало думал: «Если к ней идти – придешь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!» Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волхвы же со звездою путешествуют!»…

    - Почему все становится иным?

    - И.С. Шмелев описывает состояние человека после посещения церкви.

    - Какую роль играет слово церковь в раскрытии авторской идеи?

    В день Рождества законы пространства и времени, и совершается чудо, потому что Бог приходит в мир. В романе Шмелева «Лето Господне» все пространство и все время нераздельно воспринимается как чудо русской православной жизни, которая спокойно и незаметно текла в дореволюционной России.

Чтение отрывка из произведения.

    «И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят. А все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка… За ней чуть брезжит алый огонек лампадки,- звездочки, в лесу как будто … А завтра!.. А вот и завтра. Такой мороз, что все дымится. Топотом шумят в передней. Мальчишки славить…

    Волхвов приючайте,

    Святое стречайте,

    Пришло Рождество,

    Начинаем торжество!

    С нами звезда идёт,

    Молитву поёт…

    Рождество Твое Христе Боже наш…

    Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники…Вот уже и проходит день. Вот и елка горит – догорает. В черные окна блестит мороз.

    В детской горит лампадка. Красные языки прыгают из печки на замерших окнах. За ними – звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года».

    - Назовите церковнославянскую лексику, которую употребляет писатель.

    - Какую роль в раскрытии авторской идеи играет слово лампадка?

Заключение.

    Сегодня на уроке вы познакомились с церковнославянской лексикой в романе И.С. Шмелева «Лето Господне».

    - Какова роль церковнославянской лексики в романе?

    - Какую нагрузку она несет?

    Три функции церковнославянской лексики в романе: исторический фон; один из способов становления внутреннего мира героя; источник русского литературного языка.

    Церковнославянская лексика передает целостность восприятия и мысли, и благодати Божьей. Это помогает выжить в трудные минуты жизни. А самое главное. Автор «Лето Господне» сумел показать нам, как формируется человеческая душа, соприкасаясь со святынями, с духовными традициями, идущими из старины.   

     «Ивану Сергеевичу Шмелеву ведомы, как волшебнику, все разнообразия русского языка

    Он – истинно русский человек, и каждый раз, как с ним поговоришь, расстаешься обогащенный – и вновь найдя самого себя, лучшее, что есть в душе», - писал К.Д. Бальмонт.

    - какие чувства вызывала у вас встреча с романом И.С. Шмелева «Лето Господне»?

    Позвольте сделать вывод о том, что роман не оставил вас равнодушным. Чувствуется какая-то грусть, тоска, потому что в нашей жизни нет того, что показал нам Шмелев. Но это не значит, что вы чужды понимания.

    Хочется верить, что вздрогнет ваша душа и появится большее желание понять то, что волновало автора «Лета Господне», что волновало наших соотечественников, понять чувства, которые полнее других выразил А.С. Пушкин.

 

                                 Два чувства дивно близки нам-

                                  В них обретает сердце пищу-

                                 Любовь к родному пепелищу,

                                Любовь к отеческим гробам.

Художественный салон

Ко Дню православной книги

"Русские иконописцы Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев и Дионисий. Особенности иконотворчества"

Дмитрий Юрьевич Тафинцев,

учитель истории и обществознания,

филиал МБОУ Цнинской СОШ №2

с. Кузьмио-Гать Тамбовского района

Тамбовской области

Цель: познакомиться с творчеством русских иконописцев, выяснить особенности их иконотворчества.

Задачи:

1. Образовательные:

расширить кругозор учащихся;

научить отличать творческую манеру иконописцев;

учить ставить и формулировать учебную проблему и решать её;

учить производить эстетический анализ.

2. Развивающие:

развивать творческие способности учащихся;

развивать аналитические, мыслительные способности и коммуникативные умения.

3. Воспитательные:

воспитывать речевую культуру учащихся;

способствовать самоопределению учащихся на предмет нравственных и эстетических ценностей;

воспитывать бережное отношение к религиозным ценностям русской культуры.

Сопровождение:

мультимедийная презентация «Русские иконописцы».

Ход занятия

I. Вхождение в проблему.

На занятии будет представлено творчество трех русских иконописцев – Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и Дионисия. Но мы коснемся и многих вопросов духовного и эстетического характера. А какую проблему мы с вами будем решать в ходе нашего занятия?

Рассмотрите иконы, фрески.

Рисунок 1

Творчество скольких иконописцев здесь представлено? (Важно, чтобы ученики увидели различие в творческих мерах представленных произведений и сформулировали проблему.)

Проблема. Что отличает творческую манеру каждого иконописца?

Определяем путь решения проблемы:

Сбор информации.

Анализ произведения.

Творческое осмысление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...