Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможен доклад учащегося о Геннадиевской Библии.

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p12.html – сайт Православной Гимназии
во имя Преподобного Сергия Радонежского.

5. Как создавались рукописные книг и?

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с лучшими образцами древне - русской книжности, поговорим о том, как создавались рукописные книги в Древней Руси. Что служило самым распространенным материалом для письма?

Ответы учащихся.

Учитель ( подводит итог ответам): В быту в качестве материала для письма часто использовалась береста – об этом свидетельствуют раскопки в Новгороде Великом. Но для изготовления книг применялся пергамен, а с конца XIV - начала XV вв. – бумага. Пергамен – это тонко выделанная кожа молодых животных. «Он издревле употреблялся на Востоке. По традиции его происхождение связывают с малоазийским городом Пергамом. Где существовали большие мастерские по его изготовлению. Для изготовления пергамена кожу промывали, держали в специальном растворе, очищали, растягивали, счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом и опять шлифовали пемзой. Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур. Вследствие дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальное письмо, ставшее уже не нужным. Такой материал называется палимпсестом. И хотя обработанный таким образом пергамен был вполне пригоден для нового письма, все же контуры прежних букв проступали. Именно благодаря этому современные исследователи при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей могут восстановить более ранний, иногда очень редкий текст. (Уханова У. В. у истоков славянской письменности. – М.: «Муравей», 1998, с. 180-181). Из выделанного пергамена нарезались листы, на которые затем наносился текст. При этом, судя по изображениям на миниатюрах, лист писцы держали на коленях, а переписываемая книга лежала на специальном пюпитре. Письменные принадлежности – шило и циркуль для разметки страниц, ножик и пемза для подчистки ошибок, перья, чернильница и др. раскладывались на специальном столике.

Рукописные почерки.

Выделяют три вида почерка древнерусских книг, написанных кириллицей: устав, полуустав, скоропись.

Образцы можно показать в презентации или написать на доске.

Крупнейший отечественный знаток древнерусских рукописей Вячеслав Николаевич Щепкин (1863-1920) так определял характерные черты каждого из них: «Славянский устав, подобно своему источнику – уставу византийскому, есть медленное и торжественное письмо; оно имеет целью красоту, правильность, церковное благолепие. Устав характеризует эпоху, когда письменность носит преимущественно литургический характер. Отсюда вытекают все его внешние особенности – отчетливый архитектурный характер линий и незначительное количество сокращений. Полуустав появляется как деловое письмо писцов, работающих на заказ и на продажу: полуустав соединяет цели удобства письма и четкости, отсюда его внешние приметы: полуустав, вообще говоря, мельче и проще устава и имеет значительно больше сокращений; гораздо чаще устава полуустав бывает наклонным. Скоропись есть особый вид письма, имеющий целью исключительно экономию времени или ускорение процесса письма, притом – значительное. Скоропись впервые появляется под конец той эпохи, в коей господствует устав (XI-XIV вв.), но распространяется скоропись только в эпоху полуустава (XV-XVII вв.).

 Скоропись характеризует эпоху, когда письмо широко распространено не только в качестве потребности высшей культуры, но также в качестве орудия практических целей – сначала в международных и правовых отношениях, затем в государственном и частном управлении (XVI-XVII вв.). В этих двух последних областях в силу усложнения государственного управления и частного хозяйства первоначальные краткие записи все более заменяются системой подробных документов.

 Существенное ускорение процесса письма достигается в скорописи особыми приемами, которых не знают ни устав, ни полуустав; эти приемы письма резко отражаются на внешнем виде скорописных букв и их соединении» (См. Щепкин В. Н. Русская палеография. – М.: «Аспект Пресс», 1999, с. 117-119).

Листы с переписанным текстом после просушки складывались пополам в тетради по четыре листа (отсюда появилось само слово тетрадь: греч. тэтрас – четыре, тэтрадион – «тетрадь», затем сшивались в книгу и переплетались. Древнерусские книги часто бывают украшены миниатюрами, заставками, инициалами. Так, например, богато украшена миниатюрами Радзивиловская летопись (кон. XV в.). Первые печатные книги появились на Руси в XV (!) в. Как вы думаете, почему именно в это время?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

Учитель: Многие ученые считают, что появление и распространение книгопечатания было связано со значительным расширением территории русского государства в XVI в. В это время было присоединено Казанское царство, началось освоение Сибири. На новых землях строились новые храмы и монастыри, для которых требовалось много богослужебных книг. Переписчики уже не могли обеспечить необходимого их количества. Тогда правительство стало организовывать книгопечатные мастерские. Первой из них была так называемая Анонимная типография, возникшая в 1550-х годах и выпустившая в свет 7 изданий. В этих книгах не было указано кто, когда и где их печатал, поэтому они называются «анонимными» Типография прекратила свою деятельность в конце 1550-х годов, а в начале 1560-х был организован Печатный двор, во главе которого был поставлен диакон Иван Федоров. Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета). Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 г. В послесловии к ней указаны имена издателей: Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца. Так в истории русской книжности началась новая эпоха – эпоха книгопечатания, хотя традиции рукописной книжности не прерываются вплоть до нашего времени.

Возможен доклад учащегося о первопечатнике диаконе Иване Федорове (см. Приложение).

Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание. Проверка усвоения материала может быть проведена на следующем уроке в форме викторины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...