Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монастыри – очаги грамотности на Руси.

 Одним из вариантов перехода к очередному пункту плана может служить следующее стихотворение Е. Винокурова:

 

Позабыв про игры и веселье,

Лишь пред бездной ощущая страх,

Он сидит в своей убогой келье,

С миром распростившийся монах.

 

И пока не позовут к вечере,

Пишет, не жалеючи чернил,

Он про этот мир, погрязший в скверне,

Но который почему-то мил.

 

Свечка перед ним горит, мерцая,

Аскетично сжат упрямо рот…

Где-то там проходит жизнь земная,

Полная смятенья и забот.

Горбится спина его устало…

Мыслью же все заняты одной:

Истины небесной все же мало

Без вот этой истины земной.

 

Вопрос к учащимся:

О какой функции монастырей вы могли бы сказать на основании содержания данного стихотворения?

 

Можно дополнить ответы учащихся определением иных функций монастырей. Они являлись хранителями православной веры, крепостями, форпостами на пограничных рубежах.

Так, обороной русского Севера ведал Соловецкий монастырь – Монастырь – Государь, как его называли. У монастыря были исключительные льготы: народ не только снабжал его порохом, пищалями, ядрами, но и жертвовала в монастырь деньги, церковные ценности, иконы, книги.

Полезно спросить учащихся об известных им монастырях – крепостях, расположенных вокруг Москвы, какой из монастырей расположен ближе всего к данной школе, заслушать рассказ о впечатлениях от посещения одного из них и порекомендовать совершить поездку или пешеходную экскурсию в монастырь во внеурочное время.  

В контексте содержания классного часа для нас важно отметить огромную роль монастырей в качестве средоточия грамотного населения, распространения грамотности через создание школ при них, распространение рукописных книг православного содержания.

Вариант – сообщение учащегося.

Оно может быть примерно следующим:

«В ХV – ХVI вв. на Руси появляется большое количество монастырей. Монастырские хозяйства обрастают поселениями крестьян. Мирное хозяйственное освоение русских земель сопровождалось многообразной просветительской деятельностью. Каким образом? При монастырях создавались мастерские по переписке книг, иконописные школы, школы фресковой живописи.

А сколько писателей, зодчих, резчиков, создавших шедевры средневековой российской культуры, начинали свою деятельность, творчество и оттачивали мастерство именно при монастырях!

Еще одна функция монастырей – это их собирательная, музейная функция. Монастыри как хранилища уникальных средневековых рукописных книг, библиотек, коллекций редких вещей, сдаваемых их владельцами «на помин души», или в благодарность за какие-то светлые события в своей жизни; а от князей и царей – в благодарность за победы, удачи в политических событиях прошлого и будущего.

Когда на территории монастыря хоронили богатых и знатных людей, а делали это по завещанию еще при жизни самих усопших, а передаче монастырю не только денег за землю, где будет покоиться прах усопшего, но и личные вещи усопшего. В монастырях хранились сокровища, произведения искусства, ценные вещи, например, фамильные иконы в дорогих окладах, образки, панагии, кресты, церковная посуда. Обычно местом хранения сокровищ были ризницы».

 

Рождение чуда».

«Рождение чуда», так характеризуют появление книгопечатания. Поскольку этот материал достаточно подробно изучался в курсе истории России, целесообразно провести беседу с учащимися.

 

Вопросы для беседы могут следующими:

1. Какими потребностями в развитии страны была вызвана необходимость перехода от рукописного создания книг к печатному?

2. Как вы понимаете смысл слов, которые были девизом нашего земляка Ивана Федорова: «Духовные семена…по свету рассеивать»?

3. Следующие характеристики относятся к Ивану Федорову: мастер создания рукописных книг, первопечатник, «русский Гутенберг», «друкарь книг перед тем невиданных». Объясните по выбору одну из характеристик.

4. Почему государственная печатня была расположена рядом с Красной площадью?

5. С какой книгой в руках изображён Иван Федоров на памятнике? Как она выглядела?

 

При осуждении исторического значения перехода к книгопечатанию учащимся предлагается для анализа следующий факт.

В XVI в. в Московском государстве было издано 17 печатных книг по 1000 экземпляров каждой книги.

В XVII в. – вышло уже 700 наименований печатных книг.

 

 

Великие Святые Земли Русской.

Предпоследний пункт плана занятия может быть раскрыт через презентации (желательно компьютерные) ученических проектов, посвященных жизни, подвижничеству, великих представителей Русской Православной Церкви, оставивших живой след в истории РПЦ, России, Москвы, и служащих примером преданности христианским заповедям, общечеловеческим идеалам, нормам нравственности. (См. список литературы и ссылки на Интернет – ресурсы).

Возможен вариант аннотации тех книг, которые представлены на стенде к данному занятию и чтение наиболее захватывающих фрагментов с их окончанием «на самом интересном месте», чтобы стимулировать интерес учащихся к чтению книг вообще и к православной книге в частности.

 

Душа обязана трудиться».

В заключительном слове учитель может отметить, что не каждая книга, которую вы видите или держите в руках, достойна того, чтобы мы посвящали ей отдельный урок или классный час. Сегодня у нас праздник, именины православной книги, которая всегда учит крепить нравственное здоровье, жить достойно, взращивая и укрепляя в себе духовные начала. 

Существует понятие культура тела – физическая культура. Существует культура выращивания растений и множество других культур. Духовные начала в человеке тоже требуют взращивания, культивации, участия, усилий каждого из нас. Православная литература, православная книга помогает нам в этом многотрудном и пожизненном процессе, главное правило которого состоит в том, что:

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

 

Литература для учащихся.

 

Вверх. Познавательный журнал фонда поддержки развития общества «Наши дети». – М., 2010.

День с молитвой. Удобный детский молитвослов с пояснениями. Сост священник Александр Шантаев. – М., Артос Медиа. 2007.

Как спасти душу от вечной погибели. Сборник духовно – нравственных статей. Составитель священник Николай Успенский. По благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила. «Артос – Медиа». – М., 2007

Кастрючин В. Небесный колокольчик. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Белоруси – Минск: Изд. Белорусского Экзархата, 2008.

Лихачев В.В. Единственный крест: роман. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

Першина О. Под звездным небом. По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона. Сатисъ Держава. –  С.-П. 2006.

Светлый гость. Пасхальные рассказы. По благословению епископа Южно – Сахалинского и Курильского Даниила. Издательство православного сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. – М.,2006

Святые Василий Великий и Григорий Богослов. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. – Издание Сретенского монастыря. 1999.

Святитель Филипп и преподобномученик Корнилий. По благословению Святейшего Патриарха Московского и вусея Руси Алексия. – Издание Сретенского монастыря. 1999.

Сто рассказов из евангельской истории. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. – Издательство Сретенского монастыря. 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...