Классный час «День православной книги»
(9-11 класс)
Я не могу жить без этого чтения. Сколько тут содержания! Сколько открыто законов души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго! Иоанн Кронштадтский Не плоть, а дух растлился в наши дни, И, свет обретши, ропщет и бунтует. Ф.И. Тютчев 1. Вступительное слово учителя 25 декабря на заседании Святейшего Синода Русской Православной Церкви было принято решение учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года. С инициативой учредить День православной книги выступил Святейший Патриарх Кирилл в ходе заседания Издательского Совета 18 ноября 2009 года. В своем выступлении он отметил следующее: «В последние годы в России, и не только в России, серьезно снижается уровень грамотности населения. Чтение перестает быть национальной культурной традицией, мы перестаем быть самой читающей нацией. По данным ВЦИОМ, за последние 13 лет россияне стали уделять чтению книг меньше времени: так, доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 годом снизилась на 9% (с 31% до 22%). В масштабах страны, в масштабах Церкви это очень большой процент. Большей частью книги читают женщины, 25-44-летние (примерно 48-50% – читающие женщины этого возраста), и высокообразованные респонденты (45%). 42% читают книги иногда (в 1996 году таких было 49%, то есть понижение на 7%). О том, что никогда не занимаются чтением, наши сограждане стали сообщать все чаще – 35% людей вообще ничего не читают (против 20% в 1996 году). Газеты более популярны: каждый день их читают 36% опрошенных, к журналам ежедневно обращаются примерно 19%. Домашняя библиотека россиян насчитывает, как правило, до 100 книг. Любимые жанры – приключенческие романы, классика и «женские» детективы.
Другие исследования подтверждают эту же тенденцию, поэтому можно говорить об объективной картине. Как свидетельствует анализ общественного мнения, недавно проведенный Российской национальной библиотекой, 37% опрошенных вполне обходятся без литературы, в то время как активными читателями себя называют только 23%. Это общий показатель для всех развитых стран: 20% людей воспринимает информацию из книг; для остальных способность воспринимать информацию связана, в первую очередь, со зрительным образом, как в детстве. Данные опроса жителей России мало отличаются и от положения на всем постсоветском пространстве. Можно обратиться к интервью Алексия II интернет-порталу «Православная книга России», данному 9 января 2007 г.: «Книга в России всегда играла очень важную роль. Даже в советское время наша страна считалась одной из самых читающих в мире. Если мы вспомним историю, то увидим, что после Крещения Руси на ее территории стали образовываться школы, где учили чтению и грамоте, вспомним хотя бы Иоакимовскую школу в Новгороде. Многие наши князья любили собирать книги, хотя это было поистине дорогое удовольствие. Богатейшие библиотеки, собиравшиеся на протяжении веков при епископских кафедрах, в монастырях, в Духовных школах, при церковнопросветительных учреждениях, хранили сотни и тысячи драгоценных рукописей – не только славянских, но и греческих, и восточных. В настоящее время они составляют основу большинства важнейших рукописных собраний России. Книга ценна во всех отношениях, как с материальной точки зрения, так и, в большей степени, с интеллектуальной. Поэтому, роль книги и вообще литературы трудно переоценить. Великие писатели оставили нам пример истинной любви к Отечеству, к нашей истории и культуре, к ближним и дальним народам. Лира многих поэтов и писателей доныне вдохновляет нас – пожилых и молодых, богатых и бедных, власть имущих и простых людей – на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью.
В трудные времена провозглашенного государством атеизма русская литература помогла России сохранить нравственные и ценностные устои – в сущности, помогла сохранить веру в народе. И сейчас наши достойнейшие писатели несут свет духовности, возрождают Отечество в его историческом величии. Нам нужны книги, которые способны не только на время окунуть читателя в мир грез и беззаботности, но, прежде всего, насадить в его душе семена, которые смогут впоследствии принести добрый плод. Книги должны формировать правильные ориентиры…». Вопрос классу: почему в начале XXI века возникла необходимость учреждения Дня православной книги? Учащиеся могут отметить следующее: · чтение перестает быть национальной культурной традицией; · книга вдохновляет на жизнь, наполненную красотой, правдой, созиданием и честью; · русская литература помогла России сохранить нравственные и ценностные устои – в сущности, помогла сохранить веру в народе; · книга закладывает основы духовности, формирует правильные ориентиры.
2. Далее можно построить работу на обсуждении фрагментов литературных произведений с позиций духовно-нравственных ценностей, в них заложенных. В процессе обсуждения предложенных произведений учащиеся могут усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. Предварить работу с текстами может небольшая беседа о том, что ребята понимают под нравственными ценностями. Теоретическая основа для работы с текстами (можно вывести на экран).
Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Тексты можно предложить как в распечатанном варианте, так и проецируя их на экран. Можно поставить перед учащимися задачу определить, · из какого произведения предложенный фрагмент, · назвать время написания и автора (если это возможно). При подборе текстов, учитывалось, что учащиеся знакомятся с этими литературными произведениями (или их героями) на уроках истории и литературы. I. «Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков. …Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится …Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».
(«Поучение Владимира Мономаха своим детям» XII в.)
Д.С.Лихачев о «Поучении Владимира Мономаха»: «Автобиография Мономаха подчинена той же идее миролюбия. В летописи своих походов Владимир Мономах приводит выразительный пример княжеского миролюбия, касающийся его добровольной уступчивости заклятому врагу – князю Олегу Рязанскому. Но еще сильнее воплощает в жизнь идеал Мономахова «Поучения» его собственное «Письмо» к тому же Олегу Рязанскому, убийце сына Владимира Мономаха, на тот момент побежденному и бежавшему за пределы Руси. О чем мог писать могущественнейший князь, владения которого были тогда самыми обширными в Европе, своему заклятому врагу, потерпевшему страшное поражение? <…> Может быть, Мономах торжествует свою победу над ним? Может быть, он пишет ему злорадное письмо? Может быть, он ставит ему какие-либо условия и требует принести повинную, отказаться от своих прав на владения в Русской земле? Нет! Письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в Русскую землю и получить полагающееся по наследству княжество, просит забыть обиды. Владимир Мономах и за собой признает грехи. С этого признания начинается его письмо, с этого признания начинается и подлинная нравственность. Письмо Мономаха написано с удивительной искренностью, задушевностью. Оно должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-либо написана. <…> В основе миротворчества Мономаха лежат христианские моральные правила. В современной жизни труднее найти или определить общие моральные принципы, поскольку под вопрос ставится сама нравственность. Однако без преодоления эгоизма, без преодоления конфликта со своей совестью человеку трудно, а точнее даже невозможно примирить окружающих людей. Мономах внес сильное и высокое этическое начало в свою политическую деятельность. Он писал сочинения, открыто обсуждал свои поступки с этической точки зрения, признавал открыто, перед лицом всех, свои ошибки, не побуждаем никем и ничем, во имя одной только правды. Его пример удивителен».
II. «После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?» – «Одинакова», – отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – «Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» – с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!». В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей». («Повесть о Петре и Февронии Муромских», XVI в., автор Ермолай – Еразм) Справка. С 2008 года в России 8 июля стали отмечать День семьи, любви и верности, ведущий свое происхождение от Дня Святых Петра и Февронии, православных покровителей семьи и брака. Петр и Феврония были канонизированы в 1547 году, а культ их как местных муромских святых оформился уже к середине XV века. III. «1. Поучение отца сыну Благословляю я, грешный (имярек) и поучаю, и вразумляю, и наказываю единственному сыну своему (имярек), и его жене (имярек), и детям их, и домочадцам быть в христианском законе, жить с чистой совестью и по правде, с верой соблюдая волю Божию, хранить заповеди Его, себя утверждая в страхе Божием и в законном жительстве, жену поучая и домочадцев своих понуждая – не неволей, не битьем, не работой тяжкой, а будут тебе как дети: всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и благоустроены. Вручаю вам христианского жительства описание, на память и вразумление вам и чадам вашим. 19. Как воспитывать детей своих в поучениях разных и в страхе божьем <…>Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. 22. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем <…> Чада, послушайте заповедь Господню: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им по Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Этим очистите грехи свои, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуете сыновей сынам своим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет родителей своих, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями». («Домострой», XVI в., авторство приписывается священнику Сильвестру) IV. «Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится – с кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, – на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем». <…> Таже в русские грады приплыл и уразумел о церкви, яко ничто ж успевает, но паче молва бывает. Опечаляся, сидя, рассуждаю: что сотворю? проповедаю ли слово божие или скроюся где? Понеже жена и дети связали меня. И виде меня печальна, протопопица моя приступи ко мне со опрятством и рече ми: «что, господине, опечалился еси?» Аз же ей подробну известих: «жена, что сотворю? зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? – связали вы меня!» Она же мне говорит: «господи помилуй! что ты, Петровичь, говоришь? Слыхала я, – ты же читал, – апостольскую речь: «привязался еси жене, не ищи разрешения; егда отрешишися, тогда не ищи жены». Аз тя и с детьми благословляю: дерзай проповедати слово божие попрежнему, а о нас не тужи; дондеже Бог изволит, живем вместе; а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай; силен Христос и нас не покинуть! Поди, поди в церковь, Петровичь, – обличай блудню еретическую!» Я-су ей за то челом и, отрясше от себя печальную слепоту, начах попрежнему слово божие проповедати и учити по градом и везде, еще же и ересь никониянскую со дерзновением обличал». («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», XVII в.) А.М. Панченко о «Житии протопопа Аввакума»: «В памяти нации протопоп Аввакум существует как символ – символ старообрядческого движения и старообрядческого протеста. Почему «национальная память» выбрала именно этого человека? Аввакум был мученик. Из шестидесяти с небольшим лет его жизни почти половина пришлась на ссылки и тюрьмы. Аввакум был бунтовщик. Он бесстрашно боролся со светскими и церковными властями, с самим царем… Аввакум был народный заступник. Он защищал не одну старую веру; он защищал также угнетенных и униженных «простецов». «Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душа своя положить». <…> <…> Но при начале раскола и страдальцев и воителей были тысячи. Отчего Россия всем им предпочла Аввакума? Оттого, что он обладал замечательным даром слова и был на голову выше своих современников как проповедник, как «человек пера», как стилист. Из писателей XVII в., вообще весьма богатого литературными талантами, только Аввакуму пристал эпитет «гениальный»». Можно остановиться только на текстовых фрагментах II, III, IV и повести разговор о семейных ценностях. 1. О каких ценностях идет речь? 2. На чем строятся семейные ценности? 3. Почему в современных условиях ряд глав «Домостроя» по-прежнему актуален? 4. Прокомментируйте фразы: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей»; «Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда». 5. Какой образец семейных отношений можно увидеть в «Житии протопопа Аввакума? (В настоящей семье супруги должны быть всегда вместе: и в радости, и в горе). V. «Вначале собралось не очень много монахов – не больше двенадцати человек; среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который одним из первых пришел с верховьев Дубны; другой – по имени Иаков, по прозванию Якута, он был за посыльного, его всегда отправляли по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись; еще один, по имени Онисим, диакон, и отец диакона, по имени Елисей. Когда келлии были срублены и обнесены невысоким забором, у ворот поставили привратника. Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по келлиям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными келлиями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келлии каждого брата». («Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым, XIV в.) VI. « Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу». («Житие Александра Невского», XIII в., авторство приписывается митрополиту Кириллу). VII. «В это же время в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне был установлен карантин. Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. В результате энергичных действий благоверного Феодора в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих, пользуя их при команде. Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь его к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения. <…> Воздав благодарение Богу, адмирал продолжил выполнение возложенных на него задач. Требовалось образовать на освобожденных островах новую государственность, и адмирал, как полномочный представитель России, в сложнейшей политической обстановке, когда необходимо было учитывать интересы многих, сумел, не поступившись своими христианскими убеждениями, создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу мир, тишину и спокойствие. «Люди всех сословий и наций, – обращался он к жителям островов, – чтите властное предназначение человечности. Да прекратятся раздоры, да умолкнет дух вендетты, да воцарится мир, добрый порядок и общее согласие!..» Благоверный Феодор, будучи верным слугой Царю и Отечеству, ревностно отстаивал интересы русской политики на Средиземном море и Балканах, и в то же время, как христианин, как человек доброты необыкновенной – он движим был искренним желанием дать греческому населению, как друзьям России, как единоверцам, недавним соратникам в освобождении островов «от зловредных и безбожных французов», – спокойствие и благополучие. Благоверный Феодор, показавший здесь себя великим сыном России, говорил впоследствии, что «имел счастие освобождать оные острова от неприятелей, установлять правительства и содержать в них мир, согласие, тишину и спокойствие...» («Житие святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, Непобедимого», XX век)
При обсуждении предложенных литературных фрагментов учащиеся акцентируют внимание на таких нравственных ценностях как вера, доброта, терпение, самообладание, кротость, любовь, патриотизм, трудолюбие, самопожертвование. Заключение. Появление книги и литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание. Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам. В древнерусской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности своего языка, мы находим высоконравственные идеи – идеи, не утратившие своего значения и для нас.
Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|