VI. Анализ икон прп. Андрея Рублёва.
Анализ икон звенигородского чина. Рисунок 5 Рассмотрите иконы из звенигородского чина. Какие изобразительные средства использует мастер? Обратите внимание на характер линий, красок. (Лики написаны мягкими округлыми линиями. Краски яркие, радостные – красные, синие, желтые.) Каковы эти лики? Они спокойны, тихи, лучатся небесным светом. Что выражает лик апостола Павла? (Раздумье, сосредоточенность: морщинки на лбу.) А какой Спас? (Милующий, Утешающий, Сострадающий.) Анализ иконы «Троица». Но главным шедевром стала икона «Троица». Прежде чем мы приступим к рассмотрению этой иконы, давайте с вами посмотрим, как традиционно изображали Ветхозаветную Троицу. Рисунок 6 Посмотрите на икону 14 века. Что изображено на иконе? Расскажите сюжет явления Троицы Аврааму и Сарре. Как этот сюжет нашёл отображение в композиции иконы? Вывод. Икона отображает библейский сюжет очень точно, конкретно. Содержит указания на место и время действия. А как Андрей Рублёв написал «Троицу»? Рассмотрите икону. Рисунок 7 Сюжет. Как ветхозаветный сюжет нашел свое отражение в этой иконе? Что находится в центре композиции? Почему жертвенная чаша – в центре? Вывод. На иконе отображен не библейский сюжет. Пред нами Совет Предвечным, на котором решается судьба мира – быть ему или нет. Ведь человек согрешит, и чтобы спасти его нужна будет Жертва Сына Божьего. И вот Сын, по Своей любви, даёт согласие на Крест и смерть за людей. Композиция. Одинаковы или различны Ангелы? Какая фигура лежит в основе организации композиции? Сколько кругов вы можете насчитать? (Круг. Их несколько. Большой вписан в 8-угольник. Малые – нимбы, чаша (3 круга), круг от рук и ног.)
Какое символическое значение имеет круг? (Символ вечности и единства, круг – символ Божества и единства. В иконе отражен догмат о Святой Троице как Единосущной и Нераздельной.) Анализ символики. Каков пейзаж на иконе? На что указывают эти символы? (На место явления Бога Аврааму и Сарре.) А как эти символы связаны со служением Иисуса Христа? (Древо – Крест; гора – Голгофа; дом – Новая Церковь.) Вывод. Символы указывают не только на место встречи Бога и Авраама, но и имеют вневременный смысл. Ипостаси. Ученые давно ищут объяснение и точное указание на то, где на иконе изображен Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Давайте и мы попробуем определить – где? Работа в группах. Задание: найдите на изображении иконы «Троица» прп. Андрея Рублёва Бога Отца – 1-я группа, Бога Сына – 2-я, Бога Св. Духа – 3-я. Для этого проанализируйте позы, жесты, положение в пространстве иконы, цвет, символ, расположенный над головой Ангела. Вывод. Различие Ангелов достигается не богословски, а чисто художественными средствами. Выявлена определенно только ипостась центрального Ангела, так как человек может войти в общение с Троицей лишь через Христа (в результате Его Воплощения, крестной смерти и Воскресения). Идея. Что хотел сказать современникам и потомкам иконописец Андрей Рублёв? Единство и гармония человека и мира возможны лишь на основе жертвенной любви, которую явил людям Иисус Христос. Окончил свой земной путь прп. Андрей Рублёв в Свято-Андрониковском монастыре. В страшные для людей времена испытаний, бед и несчастий он всегда вселял надежду на спасение, он страдал с ними и сострадал им. Уже в XX веке он был причислен к лику святых. VII. Рефлексия 2. В чём же состоит особенность творческой манеры прп. Андрея Рублёва? VIII. Беседа о Дионисии (около 1440 – 1505). Сведений о жизни Дионисия очень мало. Известно, что он происходил из знатного рода и был мирянином. Вместе с Дионисием над выполнением работ трудились и его сыновья – Владимир и Феодосий.
IX. Анализ работ Дионисия. Поговорим о последней работе иконописца – росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Мастер с сыновьями расписал его за 1 месяц. Здесь, в тихой северной обители, он закончил всю свою жизнь. Давайте рассмотрим несколько фресок. Рисунок 8 Попробуйте сами определить особенности иконописания Дионисия, тем более, что перед вами последняя карточка. И она – Дионисия. Приложение1 Какой колорит у фресок «Брак в Канне Галилейской»? Какие основные цвета использует мастер? Какие основные цвета? Как изображена Богородица? Вывод. Фреска лучится голубым светом и золотым сиянием. Всё пространство – небо, Богородица словно выступает из стены храма, медленно движется. Богородица, по обычаю художника, в вишнёвом мафорие и голубом хитоне, а Божественный Младенец – в золотом одеянии, словно Солнце Правды, явленное людям. Каково основное содержание фресок собора? Вывод. Это хвалебный гимн Царице Небесной. Рассмотрите фреску «Светоприемную свещу...» и укажите ещё на одну важную особенность письма Дионисия. Для этого ответьте на вопрос: как изображена Богородица на этой фреске?
Вывод. Фигура несколько деформирована, вытянута, как будто лишена плоти. Богородица едва касается земли, вся устремляясь ввысь. Святые величественны, торжественны и почти невесомы. Лики не выписаны. Какие чувства вызывают у вас фрески Дионисия? А теперь рассмотрим икону «Распятие» 1500 г. Рисунок 9 Каков фон иконы? Что иконописец изобразил черным цветом? А Крест – разъединяет или соединяет? Что он соединяет? (Крест соединяет два противоборствующих начала: сияние небес и темный провал Голгофы, где покоится прах Адама.) Кем представлен горний мир? Какие ангелы? Как они изображены – в статике или динамике? Кем представлен мир земной? Как изображены люди? Позы, устойчивость, пропорциональность, одежда. (Две группы: женская и мужская. Они стоят, не касаясь земли. Фигуры удлиненные, преображенный силой духа. Лики не выписаны. Страдание Богоматери – в жесте. Краски женских одежд разнообразны, но гармоничны. Одежда детальна.)
Рассмотрите фигуру Иисуса Христа. Чего вы не видите на ней? (Следов страдания.) Что вы можете сказать о позе? (Пластичная, мягко провисли руки, тело слегка изогнуто, почти не тело. Возникает ощущение, что Господь раскрыл объятья всем страждущим и обремененным.) Какой цвет всепобеждающий? Как вы думаете – почему? (Золотой – цвет Царства Небесного.) Как вы думаете, какую идею выразил Дионисий в своей иконе? (Святое Распятие и Великая Жертва соединили два различных мира – небесный и земной, грех и искупление, скорбь и радость, ужас гибели и радость спасения. Грехи людей побеждены и искуплены великой Жертвой.) Вывод. Для Дионисия важно было показать всеобщее единство, где все живут по законам небесного равенства. Иконы Андрея Рублёва полны трепетного ожидания чуда, а у Дионисия чудо уже свершилось. Дионисий стал последним художником Божественного Света и зачинателем новой эстетической традиции. Но скоро, уже через 100 лет, найденное им гармоничное равновесие сурового аскетизма и земных благ будет нарушено в пользу второго. Красота, по Дионисию, – гармония того и другого. [2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|