Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету 1 глава

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 2011 Г.

N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ"

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 19 февраля 2013 года

 

О.Г. ВЛАДОВА

 

Автор:

 

Владова Ольга Геннадиевна - директор по работе с корпоративными клиентами ООО "Саратовский", Саратовский региональный центр, филиал "Поволжский" ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК".

 

Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Настоящий Комментарий подробнейшим образом раскрывает и поясняет положения каждого пункта статей данного Закона. Комментарий предназначен для бухгалтеров, экономистов, юрисконсультов организаций, а также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям экономических и юридических вузов и факультетов.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 19.02.2013.

 

6 декабря 2011 года N 402-ФЗ

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 1

 

1. Комментируемый Закон принят на смену Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Ведение бухгалтерской отчетности по действующему российскому законодательству необходимо для всех хозяйствующих субъектов, для организаций (юридических лиц) всех форм собственности, созданных в любой организационно-правовой форме. Также ведение бухгалтерской отчетности осуществляется и индивидуальными предпринимателями. Бухгалтерская отчетность, ведущаяся в организации в соответствии с требованиями комментируемого Закона, позволяет правильно и своевременно исчислять и уплачивать налоги, проводить контроль за финансовой деятельностью любого хозяйствующего субъекта, составлять объективный анализ финансового положения предприятия. Действовавший ранее Закон "О бухгалтерском учете" способствовал достижению аналогичных целей, однако он был принят в 1996 г., и, несмотря на ряд изменений его редакции, данный законодательный акт уже не отвечает требованиям современной действительности. В настоящем Комментарии будет проведен сравнительно-правовой анализ Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ранее действовавшего Закона "О бухгалтерском учете".

Комментируемый Закон является основополагающим законодательным актом федерального уровня, которым устанавливаются общие требования к составлению и ведению бухгалтерского учета организациями всех форм собственности. Поскольку современный гражданский оборот представлен разнообразием различных направлений экономической деятельности, то существуют свои особенности в порядке ведения и составления бухгалтерского учета в различных организациях. Так, например, определенные требования к ведению бухгалтерского учета действуют в отношении банков и других кредитных организаций, в отношении ломбардов, страховых компаний, организаций промышленного производства, сельскохозяйственного производства. Однако общие принципы и сама организация работы по ведению бухгалтерского учета едины в российском законодательстве. Именно посредством установления таких единых условий и правил ведения бухгалтерского учета и заключается создание общего правового механизма ведения бухгалтерского учета. В зависимости от особенностей экономической деятельности того или иного хозяйствующего субъекта могут устанавливаться свои особенности в ведении и составлении бухгалтерского учета.

2. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что Закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом содержание понятия бухгалтерского учета раскрывается в ч. 2 комментируемой статьи, а содержание понятия бухгалтерской отчетности приведено в ст. 3 комментируемого Закона. Рассмотрим содержание понятия бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет предусматривает создание документированной информации. Данное положение означает, что информация бухгалтерского учета фиксируется в бумажной форме, т.е. записывается. При этом такие записи делаются не произвольно, а по специальным формам бухгалтерского учета, которые разрабатываются специализированными органами государственной исполнительной власти федерального уровня. Правильно заполненные бланки бухгалтерской отчетности и являются документированной информацией бухгалтерского учета. Информация составляется не только в документированной форме, но и систематизируется. Из документов бухгалтерского учета следует не только информация о финансовом состоянии организации, но и информация о передвижении товаров, учет иных обязательств между различными организациями (обмен товаров, оплата по договорам). Поэтому в правовом регулировании бухгалтерского учета вводится единая система, единые принципы учета товарно-материальных ценностей, учета обязательств, подразделение бухгалтерского баланса на счета (дебетовые и кредитные).

На основании данных бухгалтерского учета составляется бухгалтерская отчетность. Данные бухгалтерской отчетности используются при анализе финансового состояния хозяйствующего субъекта, определения размера налогооблагаемой базы и исчисления конкретного налога. Более подробно содержание термина бухгалтерской отчетности рассматривается в комментарии к ст. 3 Закона N 402-ФЗ.

При составлении бухгалтерской отчетности ведется документация, которая фиксирует факты наличия и изменения товарно-материальных ценностей, изменение их качества (например, амортизация имущества), наличия и изменения обязательств организации, также к бухгалтерскому учету следует отнести и те документы, которые составляются уже на основании документов бухгалтерской отчетности, зафиксировавших необходимые факты. Это документы анализа финансового состояния организации или, иными словами, документы бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет всегда обязательно ведется в форме бумажного документа, однако, ввиду развития технологий, в ведение бухгалтерского учета активно внедряются электронные формы документов. Кроме того, активно применяется и сдача бухгалтерской отчетности в налоговые органы через Интернет, т.е. также в форме электронного документа. Однако обязательное наличие документов бухгалтерского учета и отчетности в форме бумажного документа пока сохраняется в том числе и в комментируемом Законе. Ранее в Законе "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) в ст. 1 отражались и основные задачи, которые должны быть достигнуты при практической реализации закона. В нынешней редакции комментируемой статьи и в целом в Законе N 402-ФЗ нигде не отражено содержание задач правового регулирования правоотношений по ведению бухгалтерского учета. Тем не менее основная задача ведения бухгалтерского учета состоит в том, чтобы иметь объективную информацию о финансовом положении хозяйствующего субъекта. Данная информация позволяет не только использовать ее для целей налогообложения, но и в целях повышения эффективности работы самой организации. Также ранее в ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ содержалась такая задача действия и применения закона, как предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Фактически данная задача имеет прямую связь с правоотношениями по банкротству, но ее нельзя в полном смысле отнести к задачам законодательства о бухгалтерском учете, поскольку информация, полученная в результате правильного ведения бухгалтерского учета, если к ней относиться объективно, может быть применима в целях предотвращения отрицательных финансовых результатов деятельности организации.

Следует отметить, что поводом для принятия комментируемого Закона о бухгалтерском учете послужило также и то, что Российская Федерация вступила в 2012 г. в члены ВТО и Правительство РФ поручило Министерству финансов приблизить действующее российское законодательство в правоотношениях по регулированию бухгалтерского учета и отчетности к действующим международным стандартам финансовой отчетности. Приказом Министерства финансов РФ от 30.11.2011 N 440 был утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В утвержденном Плане мероприятий Министерства финансов РФ предусмотрено и изменение системы регулирования правоотношений бухгалтерского учета и отчетности, вытекающей из новой редакции Закона "О бухгалтерском учете". Данное положение говорит о том, что система подзаконных нормативных правовых актов, разрабатываемых и утверждаемых Министерством финансов РФ по вопросам регулирования правоотношений бухгалтерского учета, будет существенно изменяться в период с 2012 по 2015 годы.

Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 N 180, предусмотрено, что современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности. В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований Международных стандартов финансовой отчетности таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по Международным стандартам финансовой отчетности. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 2

 

1. Положения комментируемой статьи по сравнению с Законом о бухгалтерском учете N 129-ФЗ претерпели существенные изменения, законодательно теперь более четко прописана сфера применения правовых норм комментируемого Закона в отдельных случаях. Правовые нормы комментируемой статьи определяют сферу распространения действия Закона N 402-ФЗ по двум основным принципам:

- по хозяйствующим субъектам, на которых распространяется действие комментируемого Закона;

- по областям правоотношений (отдельные виды гражданско-правовых обязательств), в которых следует применять комментируемый Закон.

Рассмотрим подробнее содержание правовых норм комментируемой статьи с позиции подразделения правовых норм на две группы. В отношении хозяйствующих субъектов комментируемая статья определяет действие закона на коммерческие и некоммерческие организации. Ранее действовавшая редакция ст. 4 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ не устанавливала подразделение организаций на коммерческие и некоммерческие, а делала основной акцент на территориальный принцип, т.е. организация обязательно должна находиться на территории РФ. Согласно правовым нормам комментируемого Закона N 402-ФЗ, российская организация может действовать и за рубежом, при этом в своей хозяйственной деятельности она обязана вести бухгалтерский учет. В ранее действовавшей редакции Закона N 129-ФЗ вопрос о применении норм российского законодательства по порядку ведения бухгалтерского учета российской организацией, действующей за рубежом, оставался открытым и был спорным. В настоящее время любая российская организация, действующая за границей, обязана вести бухгалтерский учет по правилам комментируемого Закона. Под организацией в комментируемом Законе следует понимать то определение юридического лица, которое приведено в ч. 1 ст. 48 ГК РФ. Это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. ГК РФ предусматривает различные организационно-правовые формы создания юридических лиц, подразделяя их на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Вне зависимости от организационно-правовой формы юридического лица в нем обязательно должен вестись бухгалтерский учет по правилам комментируемого Закона.

В отношении организаций комментируемый Закон распространяет свои требования и на такие юридические лица, которые не были зарегистрированы по российскому законодательству как юридическое лицо определенной организационно-правовой формы. Такой субъект хозяйственной деятельности может быть зарегистрирован как юридическое лицо и имеет статус юридического лица, согласно законодательству какого-либо иностранного государства, но осуществляет свою деятельность в том числе и на территории РФ и в этом случае обязан вести бухгалтерский учет согласно правовым нормам комментируемого Закона. Заметим, что ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) предусматривает следующее положение в отношении иностранных юридических лиц: таковыми признаются не только иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, но и филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ. Если в отношении организации затруднительно определить источник ее доходов (от источников в РФ или за пределами РФ), то руководствоваться следует ч. 2 ст. 42 НК РФ, предусматривающей, что отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (т.е. Федеральной налоговой службой, далее - ФНС). В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.

Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи в отношении иностранных юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории РФ, предусматривает положения, аналогичные тем, которые содержатся в ст. 11 НК РФ. Таким образом, в отношении организаций, как российских, так и иностранных, комментируемый Закон исходит из согласованных и одинаковых позиций с налоговым законодательством РФ о применении требований российского законодательства к иностранным организациям, осуществляющим свою хозяйственную деятельность на территории РФ. В отношении иностранных организаций, ведущих свою деятельность в нашей стране, комментируемый Закон и НК РФ предусматривают возможность применения норм международного договора, которым иначе будут урегулированы правоотношения по порядку ведения бухгалтерского учета, исполнения обязанностей налогоплательщика. Если такой международный договор имеет юридическую силу для нашей страны (т.е. он ратифицирован), то к правоотношениям по ведению бухгалтерского учета следует применять нормы международного договора, даже если они вступают в конфликт с правовыми нормами комментируемого Закона. Отметим, что ст. 15 Конституции РФ также закрепляет положение, согласно которому если к каким-либо правоотношениям применимы нормы международного договора, то даже в том случае, когда такие нормы международного договора противоречат российскому законодательству, к правоотношениям следует применять нормы международного договора.

Индивидуальные предприниматели также обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с положениями комментируемого Закона. Индивидуальные предприниматели сохраняют свой статус физического лица и организации не образуют. Физическое лицо проходит регистрацию в налоговом органе по месту своего жительства и получает статус индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели не имеют различных организационно-правовых форм - есть лишь одна форма, в которой можно получить статус предпринимателя, это постановка на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность. Как указано в ст. 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Так же как и в случае с юридическими лицами, территориальный принцип ведения предпринимательской деятельности не влияет на применение правовых норм комментируемого Закона на таких хозяйствующих субъектов. Поэтому вне зависимости от того, где осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель (зарегистрированный в ФНС в качестве такового по российскому законодательству), он должен соблюдать требования комментируемого Закона по ведению бухгалтерского учета. Добавим, что ст. 6 комментируемого Закона предусматривает одно основание, при наличии которого индивидуальный предприниматель имеет право не вести бухгалтерского учета, а вести учет своих доходов и расходов в упрощенном порядке, как это предусмотрено для налогоплательщиков специального налогового режима - упрощенной системой налогообложения (см. комментарий к ст. 6 Закона).

Несколько расширяет и уточняет содержание определения индивидуального предпринимателя ст. 11 НК РФ, которая предусматривает, что индивидуальными предпринимателями следует считать физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Поэтому НК РФ охватывает и тех физических лиц, которые занимаются фактически предпринимательской деятельностью, без получения ими статуса индивидуального предпринимателя. Такие лица не только должны исчислять и уплачивать налоги, но и вести бухгалтерский учет своей предпринимательской деятельности.

Отметим, что ст. 4 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ предусматривала для индивидуальных предпринимателей обязанность осуществлять учет своих доходов и расходов в том порядке, который предусмотрен налоговым законодательством РФ. Таким образом, требование о систематичности правил ведения бухгалтерского учета нарушалось, нынешнее положение комментируемого Закона предполагает введение единой системы и единых форм учета хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и единой системы такого учета. Ранее индивидуальные предприниматели обязаны были вести полный бухгалтерский учет по правилам Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ только в том случае, если они являлись плательщиками налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС).

Кроме индивидуальных предпринимателей в п. 4 ч. 1 комментируемой статьи перечислены адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой, которые обязаны вести бухгалтерский учет своей деятельности по правилам комментируемого Закона. В настоящее время экономические процессы в стране переживают глубокое преобразование, сейчас можно говорить о нотариусах и адвокатах как лицах, занимающихся частной юридической практикой в определенных областях, и при этом их деятельность нельзя назвать полноценно предпринимательской. Возможно, в скором будущем могут появиться и иные лица, которые будут осуществлять свою деятельность без образования юридического лица и не будут поставлены на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. На таких лиц также будут распространяться требования комментируемого Закона относительно обязанности ведения бухгалтерского учета их хозяйственной деятельности. Гражданский оборот и экономическая деятельность в стране постоянно изменяются, появляются новые, ранее не существовавшие субъекты - участники экономической деятельности. Так, например, активно предлагается, но пока не установлено федеральным законодательством создание института финансового омбудсмена в РФ. В разработанном Министерством финансов РФ проекте Закона "О досудебном урегулировании споров на финансовом рынке и уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг" предлагается создание специальной службы, которая не является органом государственной власти, но ее решения будут обязательны к исполнению всеми банками и иными кредитными организациями страны. Основной целью законопроекта является обеспечение законных интересов потребителей финансовых услуг путем создания института досудебного урегулирования споров, вытекающих из жалоб и претензий потребителей финансовых услуг - физических лиц к деятельности финансовых организаций. Если такая организация будет создана, она может действовать как некоммерческая организация, а финансовые омбудсмены могут состоять на службе в ней и не иметь статуса индивидуального предпринимателя, однако, в какой бы форме ни была сформирована подобная организация, требования комментируемого Закона относительно обязанности ведения бухгалтерского учета будут распространяться на нее так же, как и на иных субъектов хозяйственной деятельности.

В ранее действовавшей редакции ст. 4 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ также указывались адвокаты как лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью без образования юридического лица, которые были обязаны вести бухгалтерский учет своей деятельности. Однако требования Закона N 129-ФЗ распространялись лишь на тех адвокатов, которые работали, образовав адвокатский кабинет. Теперь в действующей редакции комментируемого Закона N 402-ФЗ любой адвокат обязан вести бухгалтерский учет своей деятельности. Исключение из данного правила составляют только случаи, предусмотренные ст. 6 комментируемого Закона. Нотариусов как лиц, обязанных вести бухгалтерский учет своей деятельности, в прежнем Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ не было, теперь указание на них есть. Нотариусы, так же как и адвокаты и иные лица, занимающиеся частной практикой, должны вести бухгалтерский учет своей деятельности, за исключением оснований ст. 6 комментируемого Закона.

2. В ч. 1 комментируемой статьи содержится и другая категория хозяйствующих субъектов, которая вне зависимости от места своего нахождения обязана вести бухгалтерский учет по правилам комментируемого Закона. Это Банк России, или Центральный банк РФ (далее по тексту - ЦБ РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Данное положение находится во взаимосвязи с ч. 2 комментируемой статьи, которая определяет обязанность ведения бухгалтерского учета по правилам комментируемого Закона в отношении учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Такое положение ч. 2 комментируемой статьи относится ко второй группе правовых норм, определяющих сферу применения комментируемого Закона. В ч. 2 комментируемой статьи обязанность по ведению бухгалтерского учета увязана именно с определенными правоотношениями, но не с конкретными субъектами.

ЦБ РФ имеет особый правовой статус, фактически он осуществляет функции органа государственной власти (лицензирование банков, определение денежно-кредитной политики в РФ, государственный контроль за деятельностью банков), но не является в полном смысле органом государственной власти. В ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что ЦБ РФ осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти, следовательно, сам ЦБ РФ также является органом государственной власти. Кроме того, ЦБ РФ по вопросам своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами и всеми другими органами государственной власти и местного самоуправления. Кроме указанных полномочий, ЦБ РФ осуществляет также и полномочия, которые свойственны бюджетным учреждениям, но не органам государственной власти. Например, ЦБ РФ своим имуществом участвует в уставном капитале Сбербанка РФ, осуществляет обслуживание долгов РФ, занимается расчетно-кассовым обслуживанием многих бюджетных обязательств. Вместе с тем деятельность ЦБ РФ финансируется им же самим за счет доходов, которые получает ЦБ РФ. Комментируемый Закон предусматривает бухгалтерский учет, который обязательно должен вестись ЦБ РФ в отношении всех его операций, не только учета средств дохода ЦБ РФ и направляемой его части на обеспечение деятельности ЦБ РФ, но и учета его операций, совершаемых ЦБ РФ при реализации им своих полномочий.

Органы государственной власти обязаны вести бухгалтерский учет. Все органы государственной власти имеют статус юридического лица. Все их имущество принадлежит РФ или субъекту РФ, существуют также объекты (например, земельные участки), на которые установлена государственная собственность, но она не разграничена между федеральной и собственностью субъекта Федерации. Любой орган государственной власти получает финансирование из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на осуществление своей деятельности (хозяйственное содержание, выплата заработной платы сотрудникам и т.д.). Из положений ч. 1 комментируемой статьи следует, что органы государственной власти и местного самоуправления должны вести учет средств, выделенных такому органу (юридическому лицу) на свое собственное содержание (обеспечение деятельности). Кроме того, есть и такие органы государственной власти и местного самоуправления (казначейство), которые имеют полномочия по распоряжению средствами бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Учет расходования таких средств и доходов происходит по правилам бюджетного законодательства страны и правовыми нормами комментируемого Закона не регулируется. В ст. 4 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ, где устанавливалась сфера действия правовых норм закона, органы государственной власти, местного самоуправления или ЦБ РФ, обязанные вести бухгалтерский учет по правилам ранее действовавшего Закона о бухгалтерском учете, не указывались. Поэтому данный вопрос оставался открытым, а контроль за расходованием средств осуществлялся только в части контроля за использованием средств бюджетов различных уровней.

Государственные внебюджетные фонды, их территориальные подразделения, а также иные территориальные государственные внебюджетные фонды обязаны вести учет своей хозяйственной деятельности на основании комментируемого Закона. Но они ведут учет не всех своих расходных и доходных операций, а бухгалтерский учет имущества и денежных средств, предназначенных для осуществления текущей деятельности внебюджетного фонда. Любой государственный внебюджетный фонд получает средства бюджета, и потому за доходом (поступлением) средств бюджета в фонд и их расходом устанавливается бюджетный контроль. Государственные внебюджетные фонды создаются в нашей стране для реализации отдельных государственных полномочий. Такие фонды создаются на федеральном уровне и могут создаваться и решением субъекта Федерации для реализации какого-либо отдельного полномочия исполнительного органа государственного управления субъекта Федерации. Несмотря на то что средства такого фонда финансируются за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, тем не менее данные средства обособляются в государственном фонде и их расход, доход учитываются отдельно. В настоящее время в нашей стране действуют такие широко известные всем государственные внебюджетные фонды, как Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Данные Фонды имеют статус федеральных и имеют в каждом субъекте РФ свое территориальное представительство. На федеральном уровне могут создаваться и создаются различные внебюджетные государственные фонды по поддержке малого бизнеса, развития инновационных технологий и т.д. Такие фонды также могут открывать свои территориальные подразделения в субъектах РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ также имеют право создавать и создают внебюджетные государственные фонды по поддержке малого бизнеса, развития сельскохозяйственного производства. Все данные государственные внебюджетные фонды обязательно должны вести учет своих доходов и расходов, формирующихся в результате поступлений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на осуществление отдельных государственных полномочий по правилам бюджетного законодательства страны. Учет имущества, используемого для обеспечения работы фонда, бюджетные средства, которые перечисляются на обеспечение работы фонда, учитываются органами управления государственного внебюджетного фонда по правилам комментируемого Закона о бухгалтерском учете. Ранее действовавшая редакция Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ не предусматривала внебюджетные государственные фонды как субъекты, обязанные вести бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности. Учет расходов внебюджетных государственных фондов проводился только в области правоотношений бюджетного контроля как контроль за расходованием бюджетных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...