Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету 4 глава

3) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

4) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

5) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

6) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

7) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Согласно пункту 66 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", предприятие должно классифицировать актив как краткосрочный (оборотный), если он удовлетворяет любому из перечисленных ниже критериев:

1) его предполагается реализовать или он предназначен для продажи или потребления в рамках обычного операционного цикла предприятия;

2) актив предназначен в основном для целей торговли;

3) его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода;

4) актив представляет собой денежные средства или их эквиваленты (в значении, определенном в МСФО (IAS) 7), если только не существует ограничения на его обмен или использование для погашения обязательств в течение как минимум двенадцати месяцев после окончания отчетного периода.

Предприятие должно классифицировать все прочие активы как долгосрочные.

В указанном стандарте (IAS) 1 термин "долгосрочные" используется в отношении материальных, нематериальных и финансовых активов долгосрочного характера. Стандарт не запрещает использовать альтернативные обозначения при условии, что их смысл понятен (п. 67). Операционный цикл предприятия представляет собой период времени с момента приобретения активов для обработки и до момента их обмена на денежные средства или эквиваленты денежных средств. Если невозможно четко определить обычный операционный цикл предприятия, делается допущение, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев. Краткосрочные активы включают активы (такие, как запасы и дебиторская задолженность), которые продаются, потребляются или реализуются в рамках обычного операционного цикла, даже если не предполагается их реализовать в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода. Краткосрочные активы также включают активы, предназначенные в основном для целей торговли (примеры включают финансовые активы, которые отвечают определению "предназначенные для торговли" в соответствии с МСФО (IFRS) 9), и краткосрочную составляющую долгосрочных финансовых активов (п. 68).

Обязательства. Обязательства представляют собой текущую задолженность предприятия. Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.

Обязательствами следует считать также договоры и иные обязательства, считающиеся таковыми в силу действующего гражданского законодательства. Основания возникновения обязательств изложены в ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают из договоров вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных ГК РФ. Субъект экономической деятельности по обязательству может выступать на стороне и кредитора, и должника. Само по себе обязательство может состоять из нескольких хозяйственных операций. В процессе возникновения обязательства экономический субъект может неоднократно затрачивать определенные ресурсы и потом получить доход от поставленной готовой продукции или наоборот сначала получить в свой доход определенные денежные средства, потом, надлежаще исполняя свое обязательство, совершать выплаты по нему другому экономическому субъекту (например, банку). Обязательства могут быть различными, они должны найти свое отражение в бухгалтерском учете. Но фиксировать информацию просто об обязательстве недостаточно, необходимо фиксировать информацию о полном развитии правоотношений по возникновению обязательства, по его надлежащему исполнению до прекращения обязательства по каким-либо основаниям ГК РФ. Поэтому обязательство в начальной стадии его возникновения может стать доходом или расходом экономического субъекта, и далее в процессе его исполнения оно должно найти отражение в иных счетах ПБУ. Итог исполнения любого обязательства принесет в большей степени доход или расход для организации (экономического субъекта). Понятие обязательства, используемое в правоотношениях бухгалтерского учета, и то его содержание, которое обычно используется в законодательстве РФ (в понимании ст. 307 ГК РФ), различаются. Можно сказать, что в правоотношениях бухгалтерского учета используется более узкое понимание термина "обязательство", содержащее в себе совсем иной смысл, чем утверждает ст. 307 ГК РФ.

Обязательства классифицируются как краткосрочные и долгосрочные.

Согласно пункту 69 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" предприятие должно классифицировать обязательство как краткосрочное в случаях, когда:

1) предполагается погашение предприятием обязательства в рамках обычного операционного цикла предприятия;

2) оно удерживает обязательство в основном для целей торговли;

3) обязательство подлежит погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода;

4) у него нет безусловного права откладывать погашение обязательства в течение как минимум двенадцати месяцев после окончания отчетного периода (см. пункт 73 Стандарта (IAS) 1). Сроки обязательства, которые могут, на усмотрение встречной стороны, привести к его погашению путем выпуска долевых инструментов, не влияют на его классификацию.

Предприятие должно классифицировать все прочие обязательства как долгосрочные.

Некоторые краткосрочные обязательства, такие, как торговая кредиторская задолженность и некоторые начисления затрат по оплате труда и прочих операционных затрат, составляют часть оборотного капитала, используемого в течение обычного операционного цикла предприятия. Такие операционные статьи классифицируются как краткосрочные обязательства, даже если они подлежат погашению не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода. При классификации активов и обязательств предприятия используется один и тот же обычный операционный цикл. Если невозможно четко определить обычный операционный цикл предприятия, делается допущение, что его продолжительность составляет двенадцать месяцев.

Прочие краткосрочные обязательства не погашаются в рамках обычного операционного цикла, однако подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода или предназначены в основном для целей торговли. Примерами служат финансовые обязательства, которые отвечают определению "предназначенные для торговли" в соответствии с МСФО (IFRS) 9, банковские овердрафты, а также краткосрочная составляющая долгосрочных финансовых обязательств, дивиденды к выплате, налоги на прибыль и прочая неторговая кредиторская задолженность. Финансовые обязательства, обеспечивающие долгосрочное финансирование (т.е. не составляющие часть оборотного капитала, используемого в течение обычного операционного цикла предприятия) и не подлежащие погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, представляют собой долгосрочные обязательства, и к ним применяются пункты 74 и 75 Стандарта (IAS) 1.

В соответствии с пунктом 72 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" предприятие классифицирует свои финансовые обязательства как краткосрочные, если они подлежат погашению в течение двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, даже если:

1) первоначальный срок погашения составлял более двенадцати месяцев;

2) после окончания отчетного периода и до утверждения финансовой отчетности к выпуску заключено соглашение о рефинансировании или изменении графика платежей на долгосрочной основе.

Если предприятие предполагает и имеет возможность по своему усмотрению рефинансировать или продлить какое-либо обязательство на срок, составляющий не менее двенадцати месяцев после окончания отчетного периода, в рамках существующей кредитной линии, оно классифицирует это обязательство как долгосрочное, даже если в противном случае это обязательство подлежало бы погашению в более короткий срок. Тем не менее, если предприятие не может по своему усмотрению рефинансировать или продлевать обязательство (например, при отсутствии соглашения о рефинансировании), предприятие не принимает во внимание потенциальную возможность рефинансирования и классифицирует обязательство как краткосрочное.

Если предприятие нарушает какое-либо из условий долгосрочного кредитного соглашения по состоянию на дату окончания отчетного периода или на более раннюю дату, в результате чего обязательство подлежит погашению по требованию, то предприятие классифицирует обязательство как краткосрочное, даже если кредитор согласился после окончания отчетного периода и до утверждения финансовой отчетности к выпуску не требовать платежа на основании допущенного нарушения. Предприятие классифицирует обязательство как краткосрочное, поскольку на дату окончания отчетного периода у предприятия не было безусловного права откладывать его погашение на срок, составляющий не менее двенадцати месяцев после указанной даты.

Тем не менее предприятие классифицирует обязательство как долгосрочное, если кредитор по состоянию на дату окончания отчетного периода согласился предоставить период отсрочки, заканчивающийся не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода, в течение которого предприятие может исправить нарушение и во время которого кредитор не может требовать немедленного погашения.

Применительно к займам, классифицированным как краткосрочные обязательства, если в период между датой окончания отчетного периода и датой утверждения финансовой отчетности к выпуску происходят указанные ниже события, эти события подлежат раскрытию как некорректирующие события в соответствии с МСФО (IAS) 10 "События после даты окончания периода":

1) рефинансирование на долгосрочной основе;

2) исправление нарушения долгосрочного кредитного соглашения;

3) предоставление кредитором периода отсрочки для исправления нарушения долгосрочного кредитного соглашения, заканчивающегося не ранее чем через двенадцать месяцев после окончания отчетного периода.

Доходы и расходы экономического субъекта также являются самостоятельными объектами бухгалтерского учета. Ранее в Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ расходы и доходы не указывались среди объектов бухгалтерского учета. Доходами организации, согласно ПБУ 9/99 "Доходы организации", признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами организации в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Первоначальное определение доходов и расходов, а также иных терминов, используемых в комментируемом Законе N 402-ФЗ, было дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров от 29.12.1997. Данная Концепция не является нормативным правовым актом, но в ней сформулированы цели ведения бухгалтерского учета, определены те основные требования, которым должны соответствовать правоотношения по ведению бухгалтерского учета, определены направления развития законодательства о бухгалтерском учете страны. Все они нашли свое отражение в комментируемом Законе.

Согласно пункту 7.5 указанной Концепции, доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендная плата, а также прочие доходы (поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.). Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственников. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).

При определении финансового результата деятельности организации прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница между доходами и расходами.

Пунктом 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России от 29.12.1997 предусмотрено, что обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора. Таким образом, видно, что понятие обязательства, используемое в правоотношениях бухгалтерского учета, и то его содержание, которое обычно используется в законодательстве РФ (в понимании ст. 307 ГК РФ), различаются. Можно сказать, что в правоотношениях бухгалтерского учета используется более узкое понимание термина "обязательство", содержащее в себе совсем иной смысл, чем утверждает ст. 307 ГК РФ. Если под обязательством понимать те расходы, которые в силу договорных обязательств должен в будущем совершить экономический субъект, то расходы и доходы экономического субъекта также становятся отдельными объектами бухгалтерского учета. Доходы будут учитываться именно те, которые произошли фактически у экономического субъекта на определенную дату, также под расходами понимаются фактические расходы, которые произошли у экономического субъекта на отчетную дату.

Источники финансирования деятельности. Данный объект бухгалтерского учета в ранее действовавшем Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ не содержался. Источниками финансирования деятельности экономического субъекта можно назвать определенные события, которые приводят к финансированию хозяйственной деятельности экономического субъекта. Это могут быть определенные средства, составляющие пассив бухгалтерского баланса (резервный капитал, заемные средства, кредиты). Источники финансирования экономического субъекта можно понимать и как доходы, полученные им на определенную отчетную дату, т.е. доходы будущих периодов от инвестиций и иных финансовых вложений.

Далее в других статьях комментируемого Закона перечисленные в комментируемой статье объекты бухгалтерского учета нигде не приводятся. Обозначение в комментируемом Законе самих объектов бухгалтерского учета необходимо для того, чтобы можно было определенные события классифицировать как объекты бухгалтерского учета и, следовательно, фиксировать информацию о них по правилам ведения бухгалтерского учета. Правовая норма, приведенная в ст. 1 комментируемого Закона, определяет основную цель правового регулирования рассматриваемого законодательного акта и способ достижения цели - сбор объективной достоверной информации об объектах бухгалтерского учета.

Также комментируемая статья предусматривает введение дополнительно и иных видов объектов бухгалтерского учета в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными стандартами по бухгалтерскому учету. Введение федеральных стандартов регулирования бухгалтерского учета впервые предусматривается законодательством по бухгалтерскому учету. В ст. 3 комментируемого Закона рассматривалось содержание термина "федеральные стандарты бухгалтерского учета". Такие стандарты обязательно разрабатываются на основе международных стандартов ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, также они устанавливают минимальные требования к порядку ведения бухгалтерского учета (определяет возможные способы его ведения). Статья 21 комментируемого Закона предусматривает те документы, которыми могут регулироваться правоотношения по порядку ведения бухгалтерского учета, и самым первым видом таких документов являются федеральные стандарты бухгалтерского учета. В ст. 21 комментируемого Закона предусмотрено, что федеральные стандарты содержат определения и признаки объектов бухгалтерского учета. Данное положение означает, что нормативными правовыми актами, которыми будут утверждаться федеральные стандарты ведения бухгалтерского учета, будет более подробно описываться содержание объектов бухгалтерского учета, а также будут предусмотрены и дополнительные иные объекты бухгалтерского учета, которые не обозначены в комментируемой статье.

 

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

 

Комментарий к статье 6

 

1. Комментируемая статья устанавливает особенности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности отдельными категориями экономических субъектов. Статья 2 комментируемого Закона определяет тех хозяйствующих субъектов, которые обязаны составлять документы бухгалтерского учета по правилам комментируемого Закона. В комментируемой статье многие правовые нормы ст. 2 Закона N 402-ФЗ нашли свое дальнейшее продолжение, здесь предусмотрены некоторые особенности ведения бухгалтерского учета, которые возможны при наличии определенных оснований. Перейдем к более подробному рассмотрению.

В ч. 1 и ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены две общие правовые нормы, касающиеся неопределенного круга лиц - экономических субъектов. Все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни по правилам комментируемого Закона, если иной порядок не предусмотрен правовыми нормами комментируемого Закона. В части 4 комментируемой статьи устанавливаются особенности по ведению бухгалтерского учета экономическими субъектами определенной категории, а ч. 2 комментируемой статьи предусматривает основания, исключающие обязанность по ведению бухгалтерского учета экономическими субъектами, даже если они и предусмотрены в ст. 2 комментируемого Закона.

Бухгалтерский учет обязан вести любой экономический субъект (из предусмотренных ст. 2 комментируемого Закона) с момента его регистрации и до момента ликвидации. Такое положение закреплено в ч. 3 комментируемой статьи. Все категории хозяйствующих субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет по правилам комментируемого Закона рассматривались в комментарии к ст. 2, все они объединены в правоотношениях бухгалтерского учет единым термином "экономические субъекты". Большинство из них являются юридическими лицами. Это коммерческие и некоммерческие организации любой организационно-правовой формы из установленных ГК РФ и Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Кроме того, бюджетные учреждения и органы государственной власти, местного самоуправления также имеют статус юридических лиц. В соответствии со ст. 3 комментируемого Закона такие юридические лица отнесены в правоотношениях бухгалтерского учета к категории организаций государственного сектора. В отношении юридического лица (коммерческой, некоммерческой организации), не являющегося организацией государственного сектора, можно установить время, дату их создания и ликвидации. Это определяется на основании Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Некоторые виды коммерческих организаций считаются созданными не с момента их государственной регистрации, а после дополнительного прохождения процедуры постановки на учет в каком-либо специальном реестре, т.е. помимо постановки в Едином государственном реестре юридических лиц (далее везде по тексту - ЕГРЮЛ), иначе организация не может заниматься своей деятельностью до тех пор, пока не получит лицензию.

Так, Федеральными законами от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что, например, банк не может пройти государственную регистрацию до тех пор, пока процесс его создания не будет одобрен Центральным банком РФ (далее везде по тексту - ЦБ РФ), даже после государственной регистрации банка при его создании он не может начать заниматься своей деятельностью, пока не получит лицензию от ЦБ РФ, в которой будут разрешены определенные виды банковской деятельности (см. ст. 12 Закона "О банках и банковской деятельности"). Страховые компании не могут приступить к своей хозяйственной деятельности до тех пор, пока не получат лицензию на определенные виды страховых услуг. Таким образом, момент создания некоторых экономических субъектов определяется в зависимости от особенностей, установленных для них (получение специального разрешения, лицензии и т.п.), следовательно, деятельность, которая подлежит бухгалтерскому учету, наступит с момента получения такого разрешения или лицензии.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления хотя и обладают статусом юридического лица, но никакой государственной регистрации при создании не проходят. Они учреждаются по решению вышестоящих органов управления, и именно таким нормативным актом вышестоящего органа управления и решается вопрос о начале деятельности нового органа местного самоуправления, органа государственной власти. Именно с даты, определенной в нормативном акте вышестоящего органа государственной власти, определяется момент начала деятельности нового органа государственной власти, органа местного самоуправления. Прекращение деятельности организации государственного сектора происходит не в связи с государственной регистрацией их ликвидации, реорганизации, а в связи с принятием акта уполномоченным вышестоящим органом государственной власти.

Индивидуальные предприниматели проходят ту же процедуру государственной регистрации при создании, что и юридические лица - коммерческие организации, на основании Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя происходит только в результате государственной регистрации ликвидации статуса индивидуального предпринимателя физическим лицом, реорганизация индивидуального предпринимателя невозможна. Прекращение деятельности юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) происходит на основании Федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О некоммерческих организациях". Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его ликвидации или в результате реорганизации (в форме преобразования, присоединения, выделения).

Адвокаты и нотариусы относятся к тем экономическим субъектам, которые в силу ст. 2 комментируемого Закона обязаны вести бухгалтерский учет, однако их правовой статус особый, они не относятся ни к юридическим лицам, ни к индивидуальным предпринимателям. Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в ст. 15 предусматривается, что адвокат может приступать к своей деятельности с момента внесения его в региональный реестр адвокатов. При этом в ст. 16 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрена возможность приостановления статуса адвоката. Приостановление статуса не означает его прекращения, тем не менее объективно следует, что лица, обязанного вести бухгалтерский учет, в этом случае нет. Порядок прекращения статуса адвоката устанавливается ст. 16 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", с момента прекращения статуса адвоката у физического лица такое лицо перестает быть экономическим субъектом и может не вести бухгалтерский учет своей деятельности. Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 в ст. 12 урегулированы правоотношения по учреждению и ликвидации должности нотариуса, приостановление статуса нотариуса не предусмотрено. Поэтому в отношении нотариуса можно безоговорочно установить дату начала его деятельности и прекращения деятельности.

2. Рассмотрим положения ч. 2 комментируемый статьи, которыми устанавливаются случаи (основания), при наличии которых экономические субъекты, хотя и относятся к одной из категорий экономических субъектов из предусмотренных ст. 2 комментируемого Закона, но не обязаны вести бухгалтерский учет. В Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ также содержалась ст. 4, которой устанавливалась категория тех хозяйствующих субъектов, которые имеют право не вести бухгалтерский учет, и устанавливались те хозяйствующие субъекты, которые должны были вести бухгалтерский учет не в полном объеме (только учет основных средств и нематериальных активов по ПБУ). Теперь комментируемый Закон вообще не предусматривает для организаций (т.е. любых юридических лиц) каких-либо возможностей освобождения от обязанности ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 1 ч. 2 комментируемой статьи только лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, и лица, занимающиеся частной практикой (к ним относятся адвокаты и нотариусы), имеют право не вести бухгалтерского учета. Они могут воспользоваться своим правом при наличии следующего основания: такие лица ведут учет доходов или доходов и расходов, иных объектов налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ. Ранее действовавшая ст. 4 Закона о бухгалтерском учете 129-ФЗ предусматривала возможность не вести бухгалтерский учет организациям и индивидуальным предпринимателям в том случае, если они применяют упрощенную систему налогообложения.

Статья 346.24 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики упрощенной системы налогообложения обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов РФ. Поэтому при действующей редакции комментируемой статьи индивидуальные предприниматели и нотариусы, адвокаты вправе не вести бухгалтерский учет, если они применяют упрощенную систему налогообложения. В НК РФ содержаться и другие специальные налоговые режимы, но ими не предусмотрен особый порядок составления налоговой отчетности, ведения в упрощенном порядке книги учета доходов или доходов-расходов.

Второе основание, при наличии которого определенная категория экономических субъектов может не вести бухгалтерский учет, распространяется исключительно на организации (юридические лица), имеющие статус филиала, структурного подразделения какой-либо иностранной организации. В комментарии к ст. 2 Закона N 402-ФЗ уже говорилось о том, что иностранные организации, созданные на территории другого государства по законодательству такого государства, могут создавать свое представительство (филиал) на территории РФ. Такой филиал или представительство должны соблюдать требования комментируемого Закона о бухгалтерском учете и осуществлять ведение бухгалтерского учета по требованиям комментируемого Закона. Особые исключения из данного правила могут быть предусмотрены в международном договоре, соглашении, и в этом случае будут применяться правила такого международного договора или соглашения. Пункт 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает для таких структурных подразделений (филиала, представительства) иностранной организации, действующей на территории РФ, возможность не осуществлять ведение бухгалтерского учета в случае, если НК РФ предусматривает для таких организаций упрощенное ведение учета доходов и расходов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...