Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету 10 глава
Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности
Комментарий к статье 18
1. Положения комментируемой статьи предусматривают еще одну обязанность экономических субъектов в области правоотношений бухгалтерского учета. Все экономические субъекты, которые в соответствии с положениями комментируемого Закона обязаны осуществлять ведение бухгалтерского учета, должны один экземпляр итоговой (годовой) бухгалтерской отчетности представить в орган государственной статистики. От исполнения обязанности по представлению экземпляра годовой (итоговой) бухгалтерской отчетности, согласно комментируемой статье, освобождаются те экономические субъекты, которые относятся к категории организаций государственного сектора, и ЦБ РФ. В каждом субъекте РФ действует территориальный орган Федеральной службы государственной статистики РФ. Именно в данный орган (его подразделения, созданные на территории отдельных муниципальных образований) экономические субъекты обязаны представить итоговую (годовую) бухгалтерскую отчетность. Годовая бухгалтерская отчетность представляется на основе образцов форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". В соответствии с п. 5 Приказа от 02.07.2010 N 66н организации обязаны в бухгалтерскую отчетность, представляемую в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, включить графу "Код" после графы "Наименование показателя". В графе "Код" должны быть указаны коды показателей согласно приложению N 4 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Годовая бухгалтерская отчетность с графой "Код" размещена в информационно-справочной системе "КонсультантПлюс", а также на сайте Росстата (http://www.gks.ru/metod/forma.html). Субъекты малого предпринимательства представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Представление годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде в территориальные органы Росстата осуществляется на основе XML-шаблонов, утвержденных Приказами ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-6/87@ и от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/881@. Непредставление бухгалтерской отчетности, а равно представление информации в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ.
В ч. 2 комментируемой статьи установлен срок, в течение которого экономические субъекты должны исполнить свою обязанность по представлению обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в течение трех месяцев. Три месяца начинают исчисляться со дня, следующего за днем, когда окончился последний отчетный период, т.е. данная дата всегда наступает в последний день четвертого квартала каждого календарного года - 31 декабря. Поскольку период своевременной сдачи равен трем месяцам, то заканчивается он 31 марта каждого календарного года. 2. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, сведения итоговой бухгалтерской отчетности, переданные в органы статистики, составляют впоследствии государственный информационный ресурс. Сведения из такого информационного ресурса могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу, кроме тех случаев, когда некоторые сведения составляют государственную тайну. Экономические субъекты обязаны представлять итоговую бухгалтерскую отчетность в тот орган государственной статистики, на территории действия которого они постановлены на налоговый учет. При применении правовой нормы ч. 3 комментируемой статьи следует учитывать положения Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". Данным законодательным актом регулируются правоотношения по формированию в органах государственной статистики государственного информационного ресурса.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", выделяют информацию: официальную статистическую и первичные статистические данные. Официальная статистическая информация представляет собой сводную агрегированную документированную информацию о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ, формируемую субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией. Первичные статистические данные - это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения. Годовая бухгалтерская отчетность, обязательный экземпляр которой должны представлять в территориальные органы государственной статистики экономические субъекты для исполнения своей обязанности, устанавливаемой комментируемой статьей, и представляет собой первичные статистические данные. Прежде чем такая информация будет составлять информационный государственный ресурс, она должна быть обработана и затем вносится в данные государственного информационного ресурса. С официальной статистической информацией, которая представляет собой выборочное представление данных первичных информационных ресурсов (проанализированных, сгруппированных и т.п.), могут знакомиться заинтересованные лица, которые для получения информации обращаются в территориальное отделение государственной статистики или могут обратиться на официальный сайт Росстата. С документами первичных статистических данных невозможно ознакомиться любым заинтересованным лицам. Такой вывод следует из ч. 5 ст. 8 и ч. 1, 2 ст. 9 Закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", согласно которым первичные статистические данные и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством РФ защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.
Таким образом, согласно ч. 3 комментируемой статьи, заинтересованные лица могут знакомиться и получать доступ к официальной статистической информации, но доступ к первичным статистическим данным (т.е. документам бухгалтерской отчетности экономических субъектов) любому лицу по его желанию не предоставляется, он предоставляется ограниченному кругу лиц в особом порядке. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность дополнительного правового регулирования органом государственной статистики процедуры представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Своим нормативным правовым актом орган государственной статистики определяет также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом. Здесь можно выделить несколько нормативных актов, которыми регламентируются данные правоотношения:
- Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Предоставление официальной статистической информации Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям", утвержденный Приказом Федеральной службы государственной статистики от 18 марта 2008 г. N 61; - Положение об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 946; - Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620.
Статья 19. Внутренний контроль
Комментарий к статье 19
Следует отметить, что в Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ не содержалось ни отдельной статьи, ни правовой нормы, которыми бы устанавливались требования о внутреннем контроле хозяйственной деятельности экономического субъекта. Организации самостоятельно устанавливали внутренний контроль за хозяйственной деятельностью всех своих подразделений. Внутренний контроль необходим для недопущения случаев кражи имущества организации, нецелевого использования средств. Однако организации не были обязаны устанавливать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом ряд организаций был обязан и ранее обеспечить внутренний контроль за своей деятельностью. Такая обязанность налагалась на экономические субъекты, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
1) кредитные организации; 2) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 3) страховые организации и лизинговые компании; 4) организации федеральной почтовой связи; 5) ломбарды; 6) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; 7) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; 8) организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; 9) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; 10) операторы по приему платежей; 11) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; 12) кредитные потребительские кооперативы; 13) микрофинансовые организации. Указанные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - ЦБ РФ по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации. Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), были утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667. Данный документ определяет требования, предъявляемые при разработке организациями (за исключением кредитных организаций, в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля (далее соответственно - организация, правила внутреннего контроля) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила внутреннего контроля являются документом, который: - регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; - устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; - определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию. Необходимо отметить, что ряд организаций был обязан также учитывать требования об обязательном аудите, которые установлены ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательный аудит проводится в случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах; 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов); 4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей; 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; 6) в иных случаях, установленных федеральными законами. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. В соответствии с пунктами 41, 42 Федерального стандарта аудиторской деятельности N 8 (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696) система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей. Система внутреннего контроля включает следующие элементы: - контрольная среда; - процесс оценки рисков аудируемым лицом; - информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности; - контрольные действия; - мониторинг средств контроля. Ранее действовавший Закон о бухгалтерском учете N 129-ФЗ, как и комментируемый Закон N 402-ФЗ, предусматривал правовую норму по обязательному закреплению внутренней учетной политики экономического субъекта. Совокупность применяемых экономическим субъектом способов ведения бухгалтерского учета составляет его внутреннюю учетную политику. Во внутренней учетной политике каждого экономического субъекта будут закладываться основные правила внутреннего контроля экономического субъекта по учету хозяйственных операций. Статья 21 комментируемого Закона позволяет экономическим субъектам устанавливать свои собственные внутренние стандарты бухгалтерского учета. Такие внутренние стандарты экономического субъекта не могут противоречить федеральным (отраслевым) стандартам бухгалтерского учета - они дополняют их и могут упорядочить и определять конкретный способ бухгалтерского учета всех фактов хозяйственной жизни экономического субъекта. Поскольку комментируемый Закон требует обязательного установления внутреннего контроля в экономическом субъекте, следовательно, у каждого экономического субъекта обязательно должен быть разработан и утвержден руководителем такого экономического субъекта специальный локальный акт. Такой локальный акт будет действовать только в отношении самого экономического субъекта (всех его работников, подразделений, органов управления), он полностью и исчерпывающе должен определять все мероприятия по внутреннему контролю фактов хозяйственной жизни экономического субъекта. Сами мероприятия по контролю могут быть разными, например наиболее часто встречается ревизия имущества (как всего экономического субъекта, так и его отдельного подразделения, например склада готовой продукции). В этом случае внутренний локальный акт экономического субъекта должен перечислять все основания для проведения ревизии, порядок ее проведения, процедуру формирования комиссии, порядок оформления результатов ревизии. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требования для определенной категории экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|